Цели урока:
Показать новый аспект этой темы: если мы будем стараться тренировать свой глаз и свою душу, мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный.
Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня 6 февраля и мы начинаем наш урок литературного чтения.
- Ребята, вы уже обратили внимание на свои столы. Задание будет несколько необычным: выберите цветок, который больше всего подходит вашему настроению, обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?
Итак, мы начинаем.
Дома вы учили наизусть стихотворение Р. Сефа «Совершенно непонятно». У вас на партах лежат памятки. Давайте вспомним критерии оценивания лирического произведения.
Критерии оценивания чтения стихотворения.
- От чего зависит логическое ударение? (от того, какой смысл мы вкладываем в предложение)
Опрос 3 человек. (на местах ученики ставят +- в листах)
- А теперь ту же работу вы проведёте в парах.
Давайте вспомним правила работы в паре
Правила работы в паре
Оценивать вы будете по тем же критериям. Тот, кто будет не согласен с оценкой, обведёт её и подойдёт ко мне после уроков, я послушаю. Тот, кто хочет рассказать стихотворение стоя, может подойти к нашим гостям и рассказать им.
(рассказывание)
- Какова идея этого стихотворения? (есть о чём подумать, если думать вам не лень)
Эти слова сегодня и станут девизом нашего урока.
Внимательно посмотрите на слайд и скажите, о ком идёт речь?
- Какие произведения этого писателя нам знакомы? О чём они? (о природе)
Произведения Бианки о природе, но слово «Природа» он не любил. Вот что вспоминает об этом друг Бианки – Н. Сладков.
Опережающее задание - сказка «Сорока и Волк»
(читают дети)
Спросили однажды сороку:
- Сорока, Сорока, ты любишь природу?
- А как же, - затарахтела Сорока, - да я без леса не могу:
солнце, простор, свобода!
Спросили Волка:
- А ты, Волк, любишь природу?
- Откуда я знаю, - проворчал Волк, - я о том не гадал и не думал.
Поймали тогда охотники Сороку и Волка, посадили в клетку.
Подержали в клетке и спрашивают.
- Ну, как Сорока, жить?
- Да ничего,- отвечает Сорока, жить можно – подкармливают.
Хотели охотники и Волка спросить, да глянь, а Волк-то издох!
Не знал Волк, любит ли он природу, он просто не мог без неё жить…
- Как любил природу В. Бианки? (для него она - жизнь)
И все книги В. Бианки это самоучитель любви к природе. Выставка книг/
Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Виталия Валентиновича.
- Почему высветился вопрос? (почему голубые, разве такое возможно? версии детей)
- О чём может быть произведение с таким названием? (предположения детей)
- После чтения мы и посмотрим, оправдаются ли ваши предположения
- Цель нашего урока понять, почему же они голубые?
А читать мы сегодня будем по частям, идти вслед за автором и размышлять над авторским словом и настроением героя. Для этого у вас в тетрадях вклеены смайлики. После чтения каждой части вы будете отмечать настроение главного героя. (стр. 90, хрестоматия)
Работа с текстом
Чтение 1-3 абзаца.
- В какое время происходит описанное действие?
- Куда шёл мальчик?
- Какое настроение было у мальчика, когда он подошёл к канаве? (задумался)
Чтение 4, 5 абзаца.
- Что произошло у канавы?
- Почему ему удалось их увидеть?
- Как вели себя лягушки? (их действия)
- Почему так происходило?
- Какое настроение у мальчика, когда он видит вылезающих лягушек и слышит их пение? (спокойное)
Чтение 6 абзаца.
- Посмотрите, всего 1 предложение, а как изменилось настроение мальчика? (удивление)
- Что его удивило?
- Каким словом автор показывает удивление?
Чтение 7, 8 абзаца.
- Обратите внимание на мысли мальчика. Перечитайте их. - Что чувствует мальчик? (чувствует себя первооткрывателем, новый вид лягушек) настроение? (гордость, восхищение)
Чтение 9 абзаца.
- Что бы вы сделали, если бы были на месте этого мальчика?
- Для чего он понёс их домой? (удивить всех)
- Как вы думаете, удастся ему это сделать?
Чтение 10 абзаца
- Меняется ли настроение автора до этого эпизода? (нет, остаётся гордым)
Чтение 11 абзаца.
- Что вызвало громкий хохот гостей? (обычный цвет лягушек)
- Что ждал мальчик?
- О чём могли подумать гости?
- Как меняется настроение героя? (разочарование, досада, огорчение)
Чтение 12 абзаца.
- Кто утешил мальчика?
- Как папа объяснил такое явление? Как можно назвать это явление? (Чудо)
Конечно, очень жаль, что это чудо не удалось увидеть семье и гостям? А вот мы с вами на таких лягушек посмотрим и послушаем.
А теперь давайте вернёмся к нашим предположениям – о чём произведение? Есть такие на самом деле? Предположения подтвердились?
- Как вы думаете, каким будет настроение героя после объяснения этого чуда?
- Посмотрите, какое короткое произведение, и как много мы о нём говорили, как часто менялось настроение героя. От чего это зависело. (ситуации, в которую он попадал)
- Дома вы прочитаете это произведение маме или папе и пусть они определят настроение героя и рядом с вашим смайликом нарисуют своего. Для этого вам нужно читать очень выразительно. А тех, кого заинтересовала данная тема, ответе на вопросы: Какие бывают лягушки? Можно ли из лягушек составить радугу?
- Вы получили ответы на свои вопросы? (есть о чём подумать, если думать вам не лень)
- У меня тоже есть вопросы
- Зачем автор написал это произведение? К какому жанру оно относится?
- Чтобы на них ответить, перечитайте текст целиком. (Чтение)
На вашей парте «спрятались» лягушки. Если сегодня на уроке, вы открыли для себя что-то новое, то посадите на островок голубую лягушку, если ничего нового не узнал, для себя ничего не открыл – серую.