УМК: "Начальная школа ХХI века", по учебнику Иванова С.В.
Цели урока:
Планируемые образовательные результаты:
Оборудование: словарь, компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока, карточки для работы в группе, карточки с дифференцированным домашним заданием, карточки с изображением телефона.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа парами, групповая работа.
Методики и технологии: методика ТРИЗ, технология сотрудничества, проблемно-диалогическое обучение.
Мотивация к учебной деятельности
- Добрый день, мои друзья! Прозвенел для нас звонок, начинаем наш урок.
- Девиз урока: Мы хороший дружный класс, все получится у нас!
Маленькая разминка (рисование обеими руками)
Рисование обеими руками улучшает работу мозга, развивает речь и креативное мышление.
Актуализация и пробное действие
- Запишем число, классная работа. Приступаем к минутке чистописания.
чч че чь ча чу чи ач
- Запишите данные слова. Подчеркните лишнее слово: Реч..., скрипач…, дежурный, ноч…, доч….
Выявление места и причины затруднения
- Подчеркните лишнее слово.
Реч..., скрипач…, дежурный, ноч…, доч….
Работа по учебнику стр. 55.
- Прав ли Сережа, что ко всем словам задаем вопросы кто? что?
- Какое слово лишнее? (дежурный)
- Почему? Объясните лексическое значение данного слова.
- В слове дежурный назовите опасное место. Найдите и просмотрите это слово на слайде, запомните его правописание.
- Составьте и запишите с этим словом предложение. Обозначьте в слове орфограмму.
Построение проекта и решение проблемы
- Давайте поразмышляем, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Вам надо угадать предметы:
- Как вам удалось легко и быстро разгадать ответы? (по признакам предметов)
- О каких словах будет разговор сегодня?
- Тема нашего урока "Имена прилагательные".
- Сформулируйте нашу цель познакомится со значением и ролью имен прилагательных.
Реализация построенного проекта
Предмет надо описать. (Мяч, конфета, сердце, дети)
Слова – признаки помогают нам описать у предметов температуру, размер, форму, цвет, запах, звук, вкус, вес и так далее.
Работа с правилом страница 56.
- Именами прилагательными называют слова, обозначающие признаки предметов. Это самостоятельная часть речи. Они употребляются в речи отдельно или с другими словами, выполняют определенную роль в речи, образовывают разные словосочетания.
- Понаблюдайте роль имен прилагательных в нашей речи. Послушайте произведение поэтессы Антонины Каютиной:
По обычаям мудрым, по обычаям древним
Наши предки свои возводили селенья
Среди русских равнин, на высоких холмах,
На песчаных, привольных родных берегах.
- Укажите лексическое значение слова предки. (люди, жившие за несколько поколений до нас)
- Такое красивое и поэтичное произведение.
- А что может случится, если из стихотворения пропадут все прилагательные?
- Давайте послушаем: Обычно наши предки возводили свои селения среди равнин, на холмах, на берегах рек. Что произошло с прекрасным стихотворением? (Исчезла поэтичность, пропала красота, а появилось обыденное предложение)
- Сделайте вывод. (Имена прилагательные помогают нам украшать рассказы о прекрасной природе, о любимой Родине)
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Групповая работа, включение в систему знаний.
1 группа
1) Составьте поговорку, подчеркните имена прилагательные.
Семье, в, дети, хорошей, растут, добрые.
2) Образуйте от имен существительных имена прилагательные. Запишите их парами через тире.
Чудеса, звезда, интерес, город.
2 группа
1) Составьте поговорку, подчеркните имена прилагательные.
Лучше, правда, добрая, сладкой, лжи, горькая.
2) Подберите к именам прилагательным синонимы.Запишите их парами после тире.
мудрый - …
смелый - ...
холодный - ...
ароматный - ...
3 группа
1) Составьте поговорку, подчеркните имена прилагательные: дело, безделья, маленькое, всякого, лучше.
2) Подберите к именам прилагательным антонимы.Запишите их парами после тире.
зимний - ...
здоровый - ...
сытый - ...
мягкий - ...
Самостоятельная работа и самопроверка
- Спишите. Допишите имена прилагательные. Подчеркните их волнистой линией.
Мы увидели на веточке птичку. Какая она ______. Тело у нее ________. Головка ________. Крылья и хвост ________.
- Проверьте работу самостоятельно. По две тетради с каждого ряда сдайте на проверку.
Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка
- Наш урок, к моему сожалению, заканчивается. Вы все очень любите то, что находится под вашими партами.
- Найдите сюрпризы от меня, особенные "телефончики". (они приклеены на крышках парт, снизу)
- Напишите, пожалуйста, мне сообщения, поделитесь впечатлениями об этом нашем уроке, используя имена прилагательные.
Дифференцированное домашнее задание
Домашнее задание выберите, пожалуйста, самостоятельно.
Красная карточка - выучить правило стр. 56, составить и записать мини-сочинение "Мой лучший друг", подчеркнуть в нем имена прилагательные,
Зеленая карточка – выучить правило стр. 56, упражнение 5 стр. 57.
- Домашнее задание в волшебной коробочке. Проверим чем и насколько запомнился вам урок (начало предложения появляется на экране):
- Спасибо за урок. Принесите свои телефоны. На слайде телефон учителя. На нем запись "Спасибо, ребята за урок". Слайд сопровождается фразой учителя: "Спасибо, Вам, мои дорогие ученики, за этот замечательный и великолепный урок! Я на этом уроке русского языка совершила вместе с вами приятное и увлекательнейшее путешествие в страну имен прилагательных. За это вас всех и благодарю."