Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя прилагательное"

УМК: "Начальная школа ХХI века", по учебнику Иванова С.В.

Цели урока:

  • научить детей новым способам получения знаний;
  • познакомить со значением и ролью имен прилагательных в речи.

Планируемые образовательные результаты:

  • уточнить знания об имени прилагательном, как части речи и его роли в речи;
  • наблюдать за значением имен прилагательных;
  • находить признаки имен прилагательных;
  • получать полученные знания на практике.

Оборудование: словарь, компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока, карточки для работы в группе, карточки с дифференцированным домашним заданием, карточки с изображением телефона.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа парами, групповая работа.

Методики и технологии: методика ТРИЗ, технология сотрудничества, проблемно-диалогическое обучение.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, мои друзья! Прозвенел для нас звонок, начинаем наш урок.
- Девиз урока: Мы хороший дружный класс, все получится у нас!

Маленькая разминка (рисование обеими руками)

Рисование обеими руками улучшает работу мозга, развивает речь и креативное мышление.

Актуализация и пробное действие

- Запишем число, классная работа. Приступаем к минутке чистописания.
чч че чь ча чу чи ач
- Запишите данные слова. Подчеркните лишнее слово: Реч..., скрипач…, дежурный, ноч…, доч….

Выявление места и причины затруднения

- Подчеркните лишнее слово.
Реч..., скрипач…, дежурный, ноч…, доч….

Работа по учебнику стр. 55.
- Прав ли Сережа, что ко всем словам задаем вопросы кто? что?
- Какое слово лишнее? (дежурный)

- Почему? Объясните лексическое значение данного слова.
- В слове дежурный назовите опасное место. Найдите и просмотрите это слово на слайде, запомните его правописание.
- Составьте и запишите с этим словом предложение. Обозначьте в слове орфограмму.

Построение проекта и решение проблемы

- Давайте поразмышляем, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Вам надо угадать предметы:

  • Жгучее, теплое, оранжевое… (солнце)
  • Цитрусовый, ароматный, пахучий… (апельсин)
  • Горная, холодная, бурная… (река)
  • Весенние, зимние,школьнык… (каникулы)

- Как вам удалось легко и быстро разгадать ответы? (по признакам предметов)
- О каких словах будет разговор сегодня?
- Тема нашего урока "Имена прилагательные".
- Сформулируйте нашу цель познакомится со значением и ролью имен прилагательных.

Реализация построенного проекта

Предмет надо описать. (Мяч, конфета, сердце, дети)
Слова – признаки помогают нам описать у предметов температуру, размер, форму, цвет, запах, звук, вкус, вес и так далее.

Работа с правилом страница 56.
- Именами прилагательными называют слова, обозначающие признаки предметов. Это самостоятельная часть речи. Они употребляются в речи отдельно или с другими словами, выполняют определенную роль в речи, образовывают разные словосочетания.

- Понаблюдайте роль имен прилагательных в нашей речи. Послушайте произведение поэтессы Антонины Каютиной:
По обычаям мудрым, по обычаям древним
Наши предки свои возводили селенья
Среди русских равнин, на высоких холмах,
На песчаных, привольных родных берегах.

- Укажите лексическое значение слова предки. (люди, жившие за несколько поколений до нас)
- Такое красивое и поэтичное произведение.
- А что может случится, если из стихотворения пропадут все прилагательные?

- Давайте послушаем: Обычно наши предки возводили свои селения среди равнин, на холмах, на берегах рек. Что произошло с прекрасным стихотворением? (Исчезла поэтичность, пропала красота, а появилось обыденное предложение)
- Сделайте вывод. (Имена прилагательные помогают нам украшать рассказы о прекрасной природе, о любимой Родине)

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Групповая работа, включение в систему знаний.

1 группа
1) Составьте поговорку, подчеркните имена прилагательные.
Семье, в, дети, хорошей, растут, добрые.
2) Образуйте от имен существительных имена прилагательные. Запишите их парами через тире.
Чудеса, звезда, интерес, город.

2 группа
1) Составьте поговорку, подчеркните имена прилагательные.
Лучше, правда, добрая, сладкой, лжи, горькая.

2) Подберите к именам прилагательным синонимы.Запишите их парами после тире.
мудрый - …
смелый - ...
холодный - ...
ароматный - ...

3 группа
1) Составьте поговорку, подчеркните имена прилагательные: дело, безделья, маленькое, всякого, лучше.

2) Подберите к именам прилагательным антонимы.Запишите их парами после тире.
зимний - ...
здоровый - ...
сытый - ...
мягкий - ...

Самостоятельная работа и самопроверка

- Спишите. Допишите имена прилагательные. Подчеркните их волнистой линией.
Мы увидели на веточке птичку. Какая она ______. Тело у нее ________. Головка ________. Крылья и хвост ________.
- Проверьте работу самостоятельно. По две тетради с каждого ряда сдайте на проверку.

Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка

- Наш урок, к моему сожалению, заканчивается. Вы все очень любите то, что находится под вашими партами.
- Найдите сюрпризы от меня, особенные "телефончики". (они приклеены на крышках парт, снизу)
- Напишите, пожалуйста, мне сообщения, поделитесь впечатлениями об этом нашем уроке, используя имена прилагательные.

Дифференцированное домашнее задание

Домашнее задание выберите, пожалуйста, самостоятельно.

Красная карточка - выучить правило стр. 56, составить и записать мини-сочинение "Мой лучший друг", подчеркнуть в нем имена прилагательные,
Зеленая карточка – выучить правило стр. 56, упражнение 5 стр. 57.

- Домашнее задание в волшебной коробочке. Проверим чем и насколько запомнился вам урок (начало предложения появляется на экране):

  • Мне понравилось …
  • Я хотел бы узнать про …
  • Новым для меня стало …

- Спасибо за урок. Принесите свои телефоны. На слайде телефон учителя. На нем запись "Спасибо, ребята за урок". Слайд сопровождается фразой учителя: "Спасибо, Вам, мои дорогие ученики, за этот замечательный и великолепный урок! Я на этом уроке русского языка совершила вместе с вами приятное и увлекательнейшее путешествие в страну имен прилагательных. За это вас всех и благодарю."

Размер:
63.84 Kb
Скачали:
14