Цель: Обратить внимание учащихся на значение воды в природе и жизни человека, на необходимость экономного использования воды и бережного отношения к ней.
Форма проведения: игра-путешествие
Оборудование и материалы: Карта океана с островами, на которые команды отправятся в путешествие; маршрутные листы по количеству команд; загадки о воде (дожде, росе, снеге, и т.д.); две тарелки, две ложки, мерный стакан; воронка, песок, фильтровальная бумага, вата, стакан, банка с загрязненной водой; флипы, маркеры, фломастеры; бумага, разноцветные флажки.
Ведущий: Давайте посмотрим на карту. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится около 1/3 ее территории, а все остальное – вода! Правильнее было бы ее назвать планета Вода!
Когда-то давно в этой воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу и приспособились к новой среде.
Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать! В это верится с трудом, но пресной воды, пригодной для использования, на нашей планете всего около 2%, причем ¾ ее приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Вот почему сейчас почти четверть населения нашей планеты не обеспечена питьевой водой.
Совсем недавно вы, ребята, рассказали о путешествии Капельки. В своих рассказах, сказках, стихах, рисунках вы показали свои знания о круговороте воды в природе, о необходимости чистой воды для всего живого на Земле.
А сегодня Капелька приглашает вас в необычное путешествие по Великому океану. Во время путешествия вы посетите большие и маленькие острова, где нужно будет выполнять разные задания.
Победителем в необыкновенном путешествии станет та команда, кораблик которой получит большее количество флажков. А проигравших у нас не будет, потому что вы все получите новые знания и совершите интересные открытия.
Итак, в путь!
I. Постройка корабля.
Каждая команда получает бумагу, из которой участники должны построить кораблик и подписать маркером его название. Та команда, которая первой справилась с заданием, получает возможность первой выбрать маршрутный лист и отправиться в путешествие.
(Команды отправляются каждая по своему маршруту. Маршруты составляются так, чтобы избежать одновременного прибытия нескольких команд на один и тот же остров.)
II. Путешествие
Остров «Загадочный».
Каждой команде предлагается отгадать по 7 загадок на «водную тему».
(За каждый правильный ответ команда получает флажок).
Остров «Музыкальный»
Каждая команда должна исполнить по несколько строчек из песен, где упоминается вода (море, река, озеро, лужа, дождь и т.д.).
Остров «Экономный»
Решите задачу:
Если через неисправный кран в ванной комнате вытекает 250 мл. воды каждые 10 минут, то сколько воды вытечет из крана за 1 час? 1 сутки? 1 месяц?
(1000 мл. = 1 л.)
Сколько человек может быть обеспечено этой питьевой водой, если минимальное количество для человека – 1,6 л. воды ежедневно.
(За правильное решение задачи – 5 флажков)
Остров «Спортивный»
Каждый игрок команды по очереди переносит ложкой воду из одной тарелки в другую. Учитывается скорость и пролитая вода. (первоначальное и окончательное количество воды измеряется мерным стаканом)
Остров «Экспериментальный»
Участники команды должны изготовить фильтр для очистки воды из подручных средств, продемонстрировать его в действии и прорекламировать.
(Максимальная оценка – 5 флажков)
Остров «Творческий»
Нарисовать, для чего нужна вода человеку, животным, растениям.
Каждый участник команды за определенное время пишет эссе «Обращение к людям от имени воды».
III. Подведение итогов
Награждение победителей в различных номинациях (за лучшее выполнение задания на островах)
ЗАГАДКИ.
1. Не проедешь, не пройдешь – обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь с синеватой пленкой. (болото)
2. Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)
3. Все обходят это место, здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи… нет опоры для ноги. (болото)
4. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять. (вода)
5. Очень добродушная, мягкая, послушная,
Но когда захочу, даже камень источу. (вода)
6. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
7. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост - как синее стекло: скользко, весело, светло. (лед)
8. Рыбам зиму жить тепло: крыша - толстое стекло. (лед)
9. В огне не горит и в воде не тонет. (лед)
10. На дворе переполох: с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (град)
11. Рассыпался горох на тысячу дорог: никто его не подбирает. (град)
12. Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется. Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна - и горька, и солона. (море)
13. Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает? (море)
14. Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (река)
15. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (река)
16. Он без рук и без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (родник)
17. Там, где корни вьются, на лесной тропе,
Маленькое блюдце спрятано в траве.
Каждый, кто проходит, подойдет - нагнется
И опять в дорогу силы наберется. (родник)
18. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем, ищем - не найдем. (роса)
19. Утром падаю всегда - не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах на опушках и лугах. (роса)
20. Под осоку на песок уронили поясок.
И лежит - да не поднять, и бежит - да не догнать. (ручей)
21. К маме речке я бегу и молчать не могу.
Я ее сын родной, а родился весной. (ручей)
22. Кто бежит по горным склонам, тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой прячет хвостик голубой? (ручей)
23. Он все время занят делом, он не может зря идти.
Он идет и красит белым все, что видит на пути. (снег)
24. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег)
25. Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал. (снег)
26. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)
27. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке. (снежинки)
28. Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою,
Но солнце ее припечет - заплачет она и умрет. (сосулька)
29. Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
30. В белом бархате деревня - и заборы, и деревья.
А как ветер нападет, этот бархат опадет. (иней)