Цель урока: создание условий для обобщения знаний о единицах времени и использовании этих знаний в практических ситуациях.
Задачи:
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация, карточки с единицами времени.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о величинах и отправимся для этого в Математический парк развлечений.
- Чтобы войти в этот парк, мы должны разгадать кроссворд. Если получим слово "величина", то это будет нашим пропуском в парк.
- Какое слово из кроссворда вам кажется лишним? Почему? (Километр, т.к. это единица длины, а все остальные единицы времени)
- Попробуйте определить тему урока.
- Предмет нашего разговора на уроке необычен. Время никто никогда не видел, никто не знает, где оно началось и когда закончится.
- Но каждый человек с ним встречается постоянно. О нем в народе сложено много пословиц. Давайте прочитаем некоторые из них.
- Чему учат эти пословицы?
- Мы сегодня узнаем, кто у нас в классе умеет ценить каждую минуту и, даже гуляя по парку развлечений, расходует время с пользой.
- У каждого из вас сегодня на уроке есть собственный будильник. Чем он необычен?
- Дорисовать вторую стрелку вы сможете в конце урока, а куда она будет показывать зависит только от вас.
- Справляясь с заданиями, вы будете закрашивать цифры на циферблате и к последней закрашенной цифре нарисуете стрелку.
- Поскольку вы очень хорошо все вместе разгадали кроссворд, то и первую цифру раскрасите все – цифру 1.
- Как мы уже обсудили, сегодня нам предстоит работа с единицами временем. Давайте определим цели и задачи этой работы:
- Является ли время величиной? Докажите.
Приводят доказательства: время можно измерить, есть единицы измерения, которые мы можем преобразовать, сравнить, выполнить с ними арифметические действия.
- Сейчас мы отправимся на колесо обозрения, постараемся с него рассмотреть все, что вы знаете о единицах времени.
1. На рабочих местах некоторых ребят лежат карточки с мерами времени. Прошу их выйти к доске и встать в порядке увеличения этих единиц. (строятся в порядке увеличения единиц)
- Если ряд построен правильно, покажите зеленую карточку, если есть ошибки – желтую. (По единицам времени организует повторение таблицы мер времени)
- Оцените свою работу, кто не ошибался, раскрасть цифру 2 на циферблате.
2. В тетрадь записывают дату, работают с заданием по чистописанию.
- Найдите на слайде цифры, необходимые вам для записи числа из показа.
- С какими единицами измерения связано это число? (ответы учащихся)
- Теперь отправимся к старой башне с часами. Часы на этой башне отстукивают каждую секунду, а из секунд складываются минуты.
- Как вы думаете, много ли можно успеть за 1 минуту?
- Давайте проведем эксперимент. Я открою задание, часы начнут отстукивать секунды, а вы постараетесь за минуту записать и выполнить все преобразования.
- Через минуту часы замолчат и задание закроется. Если вы выполните задание раньше, то поднимите зеленый сигнал.
2 сут. = … ч
3 г. = … мес.
4 мин = … с
6 ч = … мин
500 лет = … в.
Взаимопроверка в парах.
- Молодцы, за 1 минуту вы смогли выполнить 5 преобразований.
- Сердце учащегося 4 класса делает примерно 98 ударов. Алиса Куриленко читает за минуту 119 слов. Человек может сделать 100 шагов или 55 раз выполнить полуприсед.
- Мы сейчас проверим, хватит ли у вас сил в течении минуты выполнять это упражнение без остановки? (Звучит музыка, на экране интерактивный инструктор показывает движение)
- Сколько раз успели присесть? У вас получилось немного больше, чем 55, так как музыкальный фрагмент звучал не 1 мин, а 1 мин 8 с.
- Вы сейчас запишите, сколько это всего секунд. (68 секунд)
- Наш следующий аттракцион – математические качели.
- Посмотрите на следующий слайд. Как вы думаете, какое задание предстоит вам выполнить сейчас? (Проверить истинность неравенств)
1 ч < 10 мин
26 ч > 1 сут.
1000 л = 1 в.
3 мес. > 30 сут.
1 мин 20 с > 120 с
- Записывать в тетрадь вы будете только букву И или Л. (ЛИЛИЛ)
- Выполняем проверку.
Физминутка
- Хотите узнать, как узнавали время в прошлом крестьяне, которые не могли позволить себе покупку часов? (да)
- Может вам знакомы какие-нибудь способы? (высказывают предположения)
- Отправляемся на карусель. Она необычная: раскручиваясь назад, она превращается в машину времени и переносит нас в прошлое.
- Крепче держимся за поручни: назад – в прошлое! (Звучит таинственная музыка, на экране раскручивающийся в обратную сторону циферблат часов)
- Перед вами один из способов узнать время. Правда, помогал он только летом и в хорошую, солнечную погоду.
- Рассмотрите таблицу.
- Догадались, что им помогало? Некоторые цветы раскрывают свои бутоны на день, а потом закрывают на ночь примерно в одно и то же время.
- Какие цветы раскрываются раньше всех? (отвечают по таблице)
- Какой цветок закрывается в 8 часов вечера?
- У какого цветка бутон раскрыт дольше всех?
- Узнайте, во сколько раскрывается цветок незабудки,если от раскрытия до закрытия проходит 8 часов?
20 – 4 = 16 (ч)
17 – 8 = 9 (ч)
- На прошлой недели вы выполняли задание на карточках.
- Среднее время выполнения всего задания составило 10 мин. Переведите это число в секунды.
1 мин = 60 с
10 мин = 600 с
- Давайте подведем итог нашей работы. Смогли ли мы выполнить поставленные в начале урока задачи?
- Кто из вас доказал, что умеет с пользой проводить каждую минуту: добрался до деления "5" на своих часах или дальше? (Подойдете со своими тетрадями для выставления оценки)
- Покажите, насколько вам понятна работа с единицами времени.
Спасибо ребята огромное вам
За то, что упорно, усердно трудились,
И знания ваши нам всем пригодились!
Домашнее задание
Выполнить задание № 226 на стр. 48.