Конспект урока по математике 4 класс "Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние"

Цель урока: закрепить умение решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Задачи:

  • развивать навыки устных и письменных вычислений, математическую речь;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Ход урока

Организационный момент

- Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
- Наш девиз: Наблюдаю - замечаю - размышляю - делаю вывод
- Сегодня работаем коллективно, в группах и самостоятельно. Вспомним правила работы в группах.

Минутка чистописания

- Запиши все трехзначные числа, используя эти цифры.

Правильное написание чисел 0, 6, 9Правильное написание чисел 0, 6, 9

- Из получившихся чисел выбери четные числа и запиши их.
- Какие числа остались? (ответы учащихся)

Математическая разминка

- Расположите ответы в порядке убывания и прочти ключевое слово.

95 : 19 (е)
91 : 7 ( н)
19 х 4 ( в)
12 х 7 (д)

57 : 3 (ж)
78 : 13 ( и)
25 х 3 (и)
64 : 4 (е)
- Прочитайте, что у вас получилось? (Движение)
- Что такое движение? Какие понятия связаны с движением? (скорость, время, расстояние)

Целеполагание

- Сформулируйте тему и цель урока.
- Тема: решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.
- Цель: закрепить умение решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Актуализация знаний

На доске записаны величины: см/с, км, км/ч, мин, дм, год, мм, м/мин, час.

- Что такое расстояние?

Расстояние – это длина пройденного пути

- Выбери из предложенных величин те, которыми можно обозначить расстояние.
- Как обозначают расстояние в математических формулах?
- Как найти расстояние?

- Что такое скорость движения?

Скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени

- Выбери из предложенных величин те, которыми можно обозначить скорость движения.
- Как обозначают скорость в математических формулах?
- Как найти скорость движения?

- Какие величины остались?
- Что можно обозначить с их помощью?

- Как обозначают время в математических формулах?
- Как найти время?

Работа по теме урока

- Пользуясь формулами, реши задачи. (двое за доской, взаимопроверка)

  1. Найди расстояние, которое может пробежать волк за 20 минут, если его скорость 250 м/мин.
  2. Скорость иволги 40 км/ч. За какое время она пролетит 200 км?
  3. Расстояние от Тирасполя до Первомайска 30 км велосипедист проехал за 3 часа. Найди скорость велосипедиста.
  4. По Дубоссарскому водохранилищу моторная лодка 4 часа двигалась со скоростью 30 км/ч. Найди протяженность Дубоссарского водохранилища.
  5. Найди скорость жука-оленя в полете, если расстояние 660 м он пролетел за 11 минут.

- Что заметили? О чем задачи? (о нашем крае)
- Наша Родина - Приднестровье - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по ее красоте она может поспорить со многими другими странами.

- Есть здесь светлые дубовые рощи и прохладные пойменные леса, величавый Днестр, несущий свои быстрые воды в Черное море и поля цветущих степных трав, холмы, засаженные виноградниками и овраги, заросшие орешником, святые старинные церкви и современные заводы, чего только нет в нашем крае!

- Сегодня мы будем решать задачи и узнавать что-то новое о Приднестровье.

Решение задач

Схему выполнить на доске. Решаем задачу по плану, работая в группе по 4 человека.

1. Мотоциклист ехал из Первомайска в Каменку. Расстояние от Первомайска до Дубоссар, равное 96 км, мотоциклист проехал за 2 часа. От Дубоссар до Каменки мотоциклист ехал с той же скоростью и потратил на путь 2 часа 20 минут. Найдите расстояние между Первомайском и Каменкой.

План решения:

  1. Найди скорость движения.
  2. Найди, какую часть от часа составляет 20 минут. 20 мин = 1/* ч
  3. Найди расстояние, пройденное за 20 минут.
  4. Найди общее расстояние.

Решение:

  1. 96 : 2= 48 (км/ч) – скорость
  2. 60 : 20 = 3 (части) - в часе, 20 мин = 1/3 ч
  3. 48 : 3 х 1 = 16 (км) – проехал за 20 минут
  4. 96 + 96 + 16 = 208 (км)

Обсуждение вариантов решения.

Физминутка

Учитель в свободном порядке показывает формулы нахождения величин скорости, времени, расстояния. Ученики должны выполнить движения, в зависимости от карточки с формулой. Например, скорость – присесть, время – подпрыгнуть, расстояние – сделать оборот вокруг своей оси.

- Толчком к развитию города Тирасполя послужила прокладка железной дороги до станции Раздельная, благодаря чему Тирасполь стал первым городом региона, соединенным удобным путем с портовым городом Одесса.

- Решив выражение, вы узнаете в каком году железнодорожная ветка соединила Тирасполь и Кишинев.
24803 + (348 + 963) : 3 – 23369 = 1871 год

- В августе 1871 года железнодорожное сообщение между Тирасполем и Кишиневом было открыто. В "Бессарабских областных ведомостях" за 21 августа 1871 года было отмечено: "Паровоз, вышедший из Одессы в 10 часов утра, прибыл в Кишинев в 5 часов…"

- Паровоз, вышедший из Одессы в 10 часов утра, прибыл в Кишинев в 5 часов вечера. Он преодолел расстояние 189 км. Найди скорость этого поезда. С какой скоростью движется современный пассажирский поезд, если его время в пути составляет 4 часа?

Таблицу заполняем коллективно на доске, уточняем данные о времени. При решении нужно выполнить преобразование величины расстояния: 189 км представить в метрах. Если учащиеся затрудняются, можно попросить помощи у тех, кто справился с заданием.

Итог урока

- Вернемся к цели урока. Реализована ли она? (учащиеся отвечают)
- Как найти время?

- Как найти скорость?
- Как найти расстояние?

Рефлексия

Продолжите предложения:

  • Я узнал…
  • Я повторил…
  • Я запомнил…

Домашнее задание

Реши задачу: общая длина границы ПМР 816 км. Туристы идут со скоростью 4 км/ч, в день проходят 8 часов. За сколько дней пройдут туристы это расстояние? (25 дней и 4 часа)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!