Урок математики 4 класс "Решение задач на движение"

Цель урока: научить учащихся решать задачи на движение.

Задачи:

  • закрепить умение решать задачи на движение;
  • содействовать развитию практических навыков с величинами: скорость, время, расстояние;
  • обеспечить условия для развития у школьников умения применять формулы для решения задач на движение;
  • закреплять арифметические навыки.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Ход урока

Организационный момент

Я рада этой новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Желаю быть трудолюбивыми, старательными,

Внимательными и любознательными.

Устный счет

Переведите величины:
540 с = ... мин
360 мин = ... ч
10 сут. = ... ч
80 ч = ... сут.

Актуализация знаний учащихся

Это присуще людям, животным, машинам, доступно пароходам, это совершают самолеты. Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом. Без чего не было бы жизни.
- О чем я говорю? (Предлагает поразмышлять, высказать свое мнение)

- Да это движение. А на чем можно передвигаться? (ответы учащихся)
На доске три буквы S, V, t.
- К нам сегодня в гости зашли три буквы латинского алфавита. Как вы думаете, зачем?

- Какие три величины характеризуют движение?
Запишите эти величины в таблицу

v

t

s

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 км/ч    30 км    20 ч    3 м    1 м/час
120 м    7 ч    3 м/сек.    18 сек.  40 лет

2 шага в сек.   16 м    35 км

Ознакомление с темой урока

- Как мы можем назвать тему сегодняшнего урока? (Решение задач на движение)
- А что нам предстоит делать на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.

Работа по теме урока

- На каждой парте есть конверт с набором задач. Внимательно прочитайте задачи и попробуйте распределить их на 3 группы. Какие группы у вас получились?
- Посмотрите и найти среди задач те, которые сможете решить.

Карточка

  1. Моторная лодка прошла 90 км за 3 часа. Найди скорость моторной лодки. (30 км/ч)
  2. Скорость пассажирского поезда 60 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 5 часов? (300 км)
  3. Вертолет 700 км пролетел со скоростью 350 км/ч. Сколько времени вертолет был в пути? (2 ч)
  4. За какое время черепаха проползла 100 м, если она двигалась со скоростью 5 м/мин? (20 мин)
  5. Лыжник двигался со скоростью 200 м/мин в течение 8 мин. Какой путь прошел лыжник? (1600 м)
  6. Теплоход за 4 часа проплыл 120 км. С какой скоростью двигался теплоход? (30 км/ч)

- А что вам потребуется, чтобы решить эти задачи?

- Закончи предложение.

  • Чтобы найти скорость, нужно…
  • Чтобы найти время, нужно…
  • Чтобы найти расстояние, нужно…

- Решите эти задачи устно, записав в тетрадь только ответы в строчку. (Самопроверка - ответы на доске)

Игра "А знаете ли вы скорости?"

(на доске, соедини стрелками)

Поезда «Сапсан»

90 км/ч

Автомобиля        

5 км/ч

Велосипедиста   

14 км/ч

Пешехода            

650 км/ч

Самолёта            

250 км/ч

Поезда                 

72 км/ч

- А теперь задачи сложнее. Давайте договоримся, как мы будем решать все задачи.

Алгоритм решения задачи:

  • Читаем внимательно условие.
  • Составляем краткую запись.
  • Вспоминаем формулу.
  • Подставляем числовые значения.
  1. Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу из двух поселков. Первый прошел до встречи 12 км, со скоростью 4 км/ч. Второй шел со скоростью 5 км/ч. Чему равно расстояние между поселками?
  2. С аэродрома одновременно вылетели в противоположных направлениях два самолета. Через 3 часа расстояние между ними было 3630 км. Один из них летел со скоростью 640 км/ч. С какой скоростью летел другой самолет?
  3. Узнайте, нарушены ли правила водителем
    На участке дороги длиной 280 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа? (Нарушил, т.к. скорость равнялась 70 км/ч)

Физминутка

От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
Он назад поплыл сначала.

Раза, два,
А потом поплыл вперед.
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.

Самостоятельная работа

Из двух концов города выехали навстречу друг другу 2 трамвая. Один трамвай ехал со скоростью 36 км/ч, а другой - со скоростью 32 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если первоначальное расстояние между ними 136 км?

Рефлексия

Я научился…

  • Мне стало ясно…
  • Для меня было важным и интересным…
  • Мне нужно повторить…

Итог урока, оценки.

Домашнее задание

Составить и решить 2 способами:

  • 1 вариант: задачу на встречное движение;
  • 2 вариант: задачу на противоположное движение.

 

Размер:
25.55 Kb
Скачали:
25