Цель урока: формирование умения у учащихся решать задачи на движение в противоположных направлениях.
Задачи урока: повторить зависимость между величинами: скорость, время, расстояние; формировать умение анализировать и решать задачи на движение, на нахождение периметра.
Оборудование: учебник по математике программы «Перспектива», презентация.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент |
Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Анна Григорьевна. |
Приветствуют учителя, тихо садятся. |
Актуализация знаний |
Разбирая семейную библиотеку бабушки, обратила внимание на книгу, выпущенную позже её поколения. Открыв её, увидела тайник. В тайнике лежала флешка. Посмотрим, что же на ней. Это портал. Но он закрыт. Учёный продумал систему защиты изобретения. Система защиты портала зашифрована в задачах на движение. Решив их, мы сможем активизировать портал. Повторим формулы, участвующие в вычислениях в задачах на движение. Устный счёт: 1. Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч? 2. Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха? 3. Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км? 4. Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч? 5. Скажите, какие величины участвуют в задачах на движение? Портал перенёс нас в параллельную вселенную. Нас окутал мыльных пузырей. Чтобы увидеть местность, нужно лопнуть пузыри. Оказалось, что эти пузыри не лопаются от прикосновения. Они – хранители нерешённых примеров. Решим их, и туман рассеется. (Задание 5 в учебнике с. 38) Вычислите значения выражений удобным способом: 2400: (100*3), 8100: (9*100), (600 – 3*100):50 72000: (90*10), 32000: (10*800), 9000: (10*90):30 Первый вариант решает первую строку. Второй вариант решает вторую строку. Представители от каждого варианта решают за доской. Молодцы, рассеяли туман. |
20 метров
4 м/мин
6 часов 300 км Скорость, время, расстояние.
Ответы: 1 строка – 8, 9, 6 2 строка - 80, 4, 0,(3)
|
Изучение нового материала (Проблемная ситуация) |
Мы увидели королевство Квадратия. Все жители ходили грустные, квадратные. Мы решили узнать, в чём дело. Расспросив граждан, выяснилось, что король приказал перенести королевство на карту. Только вот никто не знает, как измерить королевство.Скажу вам по секрету, есть способ. Можно измерить королевство, используя величины: скорость удаления, время, расстояние.
Таблица «Виды движения» Какие виды движения вы знаете?
Выйдя к доске, покажите, как движутся объекты при встречном движении. А, как движутся объекты в противоположных направлениях? Чтобы помочь жителям Квадратии, научимся находить расстояние, зная скорость и время. Потом измерим королевство. Повторим формулу нахождения расстояния, чтобы верно измерить королевство.
Сейчас включу аудио-задачу. Слушайте внимательно.
Разбор решения задачи с видео-объяснением (диск №1)
Как найти скорость удаления? Следующую задачу будете решать самостоятельно. Запишите в тетрадях число и классная работа
Решим задачу Диск задача № 2 У доски решать задачу пойдет Кочумаров Алексей. Алгоритм решения задачи по образцу, по аналогии с предыдущей задачей
1. Повтори условие задачи и запиши в таблицу данные. 2. Озвучь вопрос и запиши в таблицу. 3. Как найти расстояние? (формула) 4. Запиши решение 5. Скажи ответ, но не пишите, потому что будем решать и другим способом.
Дополнительные вопросы: назови формулу нахождения скорости. Назови компоненты деления. Сколько будет 7*8? Отметка. Теперь вспомните, как решать задачу не находя скорость удаления. Один решает у доски, (Хапугина Дарья), остальные самостоятельно. Проверка Прежде чем писать ответ, прочти вопрос. Ответ: расстояние между велосипедистами 78 километров. Дополнительные вопросы: назови формулу нахождения времени. Назови компоненты вычитания. Сколько будет 7*6? Отметка. |
На встречное движение.
Демонстрируют движение у доски 2 человека.
Чтобы найти скорость удаления нужно к скорости одного объекта прибавить скорость другого
|
Физкультминутка
|
Настало время физкультминутки. Когда скажу слово время, вам нужно сделать вид, что смотрите на наручные часы. Когда скажу – скорость, вы быстро побежите на месте. Когда скажу – расстояние, вы сделаете выпад. Вставайте. Скорость, время и т.д. |
Слушают
Встают Играют |
Первичное закрепление нового материала |
Ну что ж, настало время помочь жителям Квадратии измерить королевства. Рисунок на слайде: Известно, что почти в центре Квадратии находится замок. У нас есть 2 гончие собаки. На двух краях королевства стоят дрессировщики. Мы даём команду собакам бежать к дрессировщикам. И замеряем время. Выяснилось, что собаки преодолели расстояние за 2 часа. Скорость первой собаки 60 км/ч. Скорость второй – 50 км/ч. Сколько километров пробежали собаки? Задачу у доски решит (сильный ученик). Дополнительные вопросы: назови формулу нахождения скорости. Назови компоненты сложения. Сколько будет 8*6? Отметка. Вот мы и помогли жителям королевства, за что они очень благодарят. Ну а мы продолжаем путешествие. Скажите, какое время на часах. Какое время будет через 1 час 5 мин? Вот в это время нам уже нужно будет вернуться. В нашей вселенной к этому времени будет конец урока. Пройдя дальше, видим реку. На другом берегу наш портал. Через реку можно перебраться только на пароме. Из беседы с паромщиком узнали, что он перевозит только тех, кто решит его задачи. (Задание 7 с. 38) Периметр равнобедренного треугольника равен 186 см. Длина одной из сторон – 58 см. Найди длины двух других сторон этого треугольника. Дополнительные вопросы: назови формулу нахождения скорости удаления. Назови компоненты умножения. Сколько будет 81:9? Отметка. Решим вторую задачу. (Задание 10 с. 38) Три мальчика пошли на рыбалку, взяв с собой лодку, выдерживающую нагрузку до 100 кг. Как перебраться мальчикам с берега реки на остров, если их массы равны 40 кг, 50 кг и 70 кг? Вы верно решили задачи, и паромщик перевёз нас на другой берег. Ну, что ж, с возвращением. |
|
Домашнее задание
|
Домашним заданием будет решить задачи № 1, 2 в учебнике на с. 37. |
Записывают домашнее задание |
Рефлексия |
Оцените свою работу на уроке. Если вы были активны, всё поняли и вам понравился урок, то закрасьте квадратик жёлтым цветом. Если вы поняли урок не до конца, есть вопросы, то закрасьте синим. Если вам нужно объяснить тему ещё раз, то закрасьте зелёным цветом. |
Рисуют квадраты и закрашивают. |