Данный урок входит в раздел «Стандартные системы мер. Действия с числовыми значениями величин». К этому уроку дети усвоили понятие «именованное число», научились сравнивать именованные числа, преобразовывать единицы длины, массы и стоимости. На предыдущем уроке рассматривались случаи сложения и вычитания именованных чисел, имеющих одинаковые наименования. На следующем уроке будут рассматриваться случаи сложения и вычитания именованных чисел с несколькими наименованиями.
Цель: открыть способ сложения и вычитания именованных чисел с разными наименованиями.
Тип: урок применения открытого способа действия.
Ход урока
1. На доске:
23 6 м 56 кг 5 14 17 коп
- Что записано на доске?
- На какие группы их можно разделить?
- Что вы умеете делать с натуральными числами?
- А что умеете делать с именованными числами?
- Какую из этих операций вы выполняли дома?
- Что выражали в разных единицах? (свой рост)
- Проверьте как выполнил это задание Никита. (на доске)
- Где он ошибся? Почему?
- В каких же мерках вы «длиннее»? Почему?
– А человеку нужно знать свой рост? Зачем?
2. – Заниматься измерениями человек начал с незапамятных времен. Но тогда еще не было ни метров, ни сантиметров, ни линеек, ни рулеток. При измерении расстояний человек пользовался руками и ногами. Древними русскими мерами длины были локоть (расстояние от локтя до конца среднего пальца), сажень (расстояние от ступни до конца среднего пальца), пядь (расстояние между концами вытянутых пальцев большого и указательного).
«Семи пядей во лбу» - так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму.
3. А как складывают и отнимают именованные числа?- Умеете вы это делать? Тогда решите 4 примера.
90 см - 16 см = 36 м + 25 м =
90 кг - 16 кг = 36 ц + 25 ц =
- У кого возникли затруднения при выполнении этого задания?
- Что интересного вы заметили?
- У кого все правильно? Значит вы все «семи пядей во лбу» и без ошибок решите еще 4 примера.
45 км + 15 км = 64 дм - 14 см =
45 т + 15 кг = 64 т - 20 ц =
- У кого возникли затруднения? Почему? (выделяю красным цветом наименования)
- А кто этого не заметил? Как вы решали?
- А кто это заметил, и все-таки смог решить все примеры?
- Как же их надо было решать? Кто догадался? Сравните свой способ со способом соседа по парте.
- У кого способы решения совпали?
- Как же надо было их решать? Почему?
Вывод: складываем и отнимаем именованные числа только с одинаковыми наименованиями.
-Те, кто решил сам, решали таким способом?
- А теперь замоделируйте этот вывод.
4. – Дорешайте те примеры, которые вы не смогли решить, или решили неправильно. А те, кто их решил сразу, составьте подобные примеры, чтобы мы потренировались потом их решать.
5. – Проверяем.
- Кто решил без ошибок?
- А у тех, кто решил их сразу, все правильно?
6. Проверяем составленные примеры (листочки с примерами на доску).
- Все ли составленные примеры подобны тем, которые мы учимся решать?
Решаем несколько примеров (у доски те, кто их составил).
7. – Какой вопрос встал перед нами на уроке?
- Смогли мы его решить? Как?
- Чему научились?
- А зачем надо это уметь?
- Кто же научился складывать и отнимать именованные числа с разными наименованиями?
8. №184 учебник Э.И.Александровой
- Читаем задание.
- Какие действия надо выполнить?
- Что надо сложить?
- Внимательно посмотрите и сосчитайте, сколько здесь ловушек.
(Если ученики овладели новым способом, то ловушек для них быть не должно)
Дома: составить и решить 7 подобных примеров с именованными числами.
Структура урока
1 этап: рефлексивный контроль.
Задачи: 1. Актуализация опорных знаний (рефлексия понятия
именованного числа и действий с ним).
2. Оценка уровня сформированности понятий.
3. Создание ситуации успеха.
Опираясь на основные понятия ученики выполняли известные учебные действия, после завершения которых каждый оценил себя. Успешное выполнение первого задания привело к тому, что на уроке начал складываться положительный психологический климат.
2 этап: постановка и решение учебно-практической задачи.
Задачи: 1. Определение границы работы известного способа.
2. Решение учебно-практической задачи через организацию учебного сотрудничества.
Решая практическую задачу, ученики столкнулись с ситуацией затруднения. Проанализировав причины затруднения, ученики вышли на способ решения проблемы, который был зафиксирован в знаковой модели.
3 этап: применение найденного способа действия.
Задача: Отработка открытого способа действия.
Ученики выполняли задания, требующие соотношения общего способа действия к решению частных задач. Сильным учащимся было предложено задание повышенного уровня сложности.
4 этап: итоговая рефлексия.
Задача: Формирование механизма рефлексии.
Для определения уровня усвоения детьми нового способа было предложено провокационное задание.
Взаимодействие на уроке осуществлялось на уровне ученик-учитель, ученик-ученик. Весь урок шла детская рефлексия, в конце урока – итоговая рефлексия. Дети были активны, заинтересованы, диалог вели в рамках учебного сотрудничества.
Цель урока достигнута.