Конспект урока с подробным самоанализом по системе Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Тип урока: Урок моделирования и преобразования модели.
Основные цели урока: Образовательная:
Развивающая:
- Развивать вычислительные навыки, развитие психических качеств – интеллекта, мышления, памяти, внимания, математическую речь.
- Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.
Воспитательная:
- Воспитание интереса к исследовательской де6ятельности, навыков культурного общения, толерантности, аккуратности.
Здоровьесберегающая:
- Осуществление профилактики утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими ЗУН.
Задачи:
1. Приветствие.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
- Запишите себе в тетрадь дату, вид работы.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Цели:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики.
- Определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел.
Организация учебного процесса на этапе 2:
“Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит”.
Михаил Васильевич Ломоносов, русский ученый - энциклопедист, поэт.
- Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить “ум в порядок”).
- Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. (Многозначные числа).
- С чего все начиналось? (Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение)
- Очень многое узнали. Как думаете все ли “полочки” заполнили знаниями?
- Да, есть еще кое-что. Хотите узнать, что?
- Чтобы узнать что-то новое, сначало что надо сделать? (Повторить старое)а
3. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цели:
- актуализировать нумерационные знания о числах, знания о взаимосвязи между умножением и делением (а : в = с, с * в = а);
- алгоритм умножения;
- тренировать вычислительные навыки.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какую задачу мы решали на прошлом уроке? (Учились читать многозначные числа, познакомились с классами чисел, сеткой классов)
- Почтите числа: 1024, 4012, 2764, 123768, 6782554, 9204.
- Как можно назвать эту группу чисел: (Многозначные.)
- Может вы уже можете сказать над какой темой мы работаем в последнее время? (Многозначные числа).
- Что обозначает каждая цифра в записи числа 123768?
- Сколько всего десятков в числе 1024? Сотен?
- Сколько классов в числе 6782554? Как узнали?
- Назовите числа в порядке возрастания.
- Какие действия с многозначными числами мы уже умеем выполнять? (Сложение и вычитание взаимно-обратные операции, умножение)
- Составьте пример на сложение и вычитание, умножение, решите их.
- Как проверить данные примеры? (Самостоятельная работа)
- Попробуйте с помощью подсказок, составить примеры на умножение (из № 342).
- Какие числа можно было вставить, почему?
(Фронтальная работа с использованием файлов для обратной информации
- Если составить такой пример: 2376*4= 9504 (см. № 342), то какие примеры будут обратными?
(Объяснение из учебника- № 342- 1 случай, а как объяснить второй случай?)
При решении примера на деление возникает затруднение).
- Почему разные ответы? (Файлы с разными ответами фиксируются на доске)
4. Постановка проблемы
Цели:
- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления.
- Согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- Какое задание мы выполняли? (Делили многозначное число на однозначное число).
- Что же вызвало у вас затруднение?
(Не получается разделить известными способами, мы только использовали табличные способы деления).
- Какую же задачу мы ставим перед собой на этом уроке? (Научиться делению многозначных чисел, сконструировать способ деления).
- Уточните тему нашего урока (Деление многозначных чисел)
5. Конструирование способа деления и фиксация нового знания.
Цели:
- Организовать коммуникативное взаимодействие для выявления нового способа деления.
- Зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.
Организация учебного процесса на этапе 5.
- Давайте будем думать.
- Давайте попробуем составить алгоритм действий; четко по алгоритму попробуем поделить “уголком” предложенные примеры. Сначала рассмотрим: 9504/4
- Что нужно сделать в 1 очередь? и т. д.
- Итог: смотрите, что получилось у нас? (Алгоритм, порядок действий)
6. Первичное закрепление.
Цель:
- Зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на однозначное.
- Тренировать способность к выполнению деления “уголком”
Организация учебного процесса на этапе 6.
Комментирование в громкой речи.
- Ребята, пользуясь алгоритмом деления, попробуем разделить “уголком” 1852/4.
- Откройте учебник на стр. 44. Посмотрит, как поделили Ксюша и Саша. Попробуйте рассуждать как они.
- Скажите, стоит ли писать 0 впереди?
- Какая запись рациональней?
7. Самоконтроль с проверкой.
Цели:
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить способность к делению многозначного числа на однозначное
Организация учебного процесса на 7.
- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
Самостоятельная работав группах. Проверка.
Стр. 45 № 344.
- Озвучить: Сколько групп справилась с заданием.
8. Рефлексия.
Цели:
- Оценить результаты собственной деятельности
- Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многозначных чисел.
Организация учебного процесса на этапе 8
огли нам сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок? (“Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит”)
- Привели в порядок свои знания? Что нового вы “доложили на полочки”?
- Довольны ли вы своей работой?
- Я передаю вам памятки с алгоритмом, давайте проведем рефлексию: если на этом этапе все понятно, уверен, то +;
если еще нужно потренироваться, то поднимите руку
- Научились находить 1 неполное делимое?
- Научились определять количество цифр в частном?
- Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
Анализируя данные рефлексии: Вот вам пример для самостоятельной работы. 35545/5
9. Домашнее задание.
- Вы поняли, что надо потренировать дома? – Д/з: № 345
- Я уверена, что много вопросов к следующему уроку исчезнут, и я вам помогу. Помните, “что старанье и труд все перетрут”.
10. Этап оценки.
- Кто доволен своей работой на уроке? Как оценивает каждый свою работу, показываем на руках.
- А я вам говорю: спасибо за творческую работу. Желаю Вам успеха и дома.
Скачать полную версию конспекта можно по ссылке ниже