Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1. Развивать коммуникативные общеучебные умения (умение слышать и слушать);
2. Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3. Познакомить с понятием деления (ввести понятие деления; знак действия деления; запись решения задач на деление);
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.
Демонстрационный материал:
Презентации SMART, PowerPoint
Раздаточный материал и оборудование: ленты, ножницы, линейки, большая линейка, 6 тарелок, конфеты 54 штуки, карточки:
карточка красного цвета: На столе в две вазы расставили 14 цветов поровну. Сколько цветов в каждой вазе?
карточка желтого цвета: На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?
Карточки с домашним заданием:
1. Найти значение выражений № 4 стр. 62 (красная карточка)
2. Решить задачу по данному условию: (желтая карточка)
У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?
3. Составить и решить задачу на деление (зеленая карточка)
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности
Цель:
1) Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации.
Организация учебного процесса на этапе 1.
- Здравствуйте! Приветствую всех в этот яркий солнечный день. Надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание (слайд 2)
Звучит музыка «Песенка крокодила Гены» (слайд 3)
- О каком празднике поет крокодил Гена? (о дне рождения)
- Как вы относитесь к этому празднику? Почему? (Дарят подарки)
- Дорог не тот подарок, который куплен в магазине, а тот, который сделан своими руками (слайд 4)
- Мне очень нравятся такие замечательные картины. А вам они понравились?
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (из лент) (слайд 5)
- А вы в своей жизни видели украшения из лент? Что можно украсить?
- Из лент можно сделать не только картины, но и украсить подушки, шляпки, фоторамки. На день рождения однокласснику вы можете подарить вот такую закладку (слайд 6)
- Сегодня на урок математики я принесла ленты, ножницы и линейку. Как вы думаете, что же мы будем с вами делать? (делить ленту, измерять)
II. Актуализация знаний, и фиксация затруднения в деятельности.
Цель:
1) Определить содержательные рамки урока: арифметические действия
2) Согласовать тему и цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 2.
Проблемная ситуация.
- Лента в рулоне, а нас ведь много. Что нужно сделать, чтобы у каждого была лента? Правильно, разделить.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока математики?
Тема: «Деление» (слайд 7)
- Какую цель вы ставите перед собой на урок? (называют)
- Я каждому на парту кладу ленту. Как поступить, если лента одна на двоих, а нужна каждому? Как вы сделаете, чтобы у вас получилось поровну?
- Прежде чем разрезать ленту, нужно вспомнить правила работы с ножницами (слайд 8) (разрезают ленту).
- Теперь у каждого есть лента. А как проверить, одинаковые ли у вас ленты? (измерение, наложение).
- Я предлагаю вам встать, повернуться друг к другу и наложить ленты.
- Молодцы, мы проверили, что ленты у всех одинаковые.
- Как узнать длину лент? (измерить с помощью линейки).
- Линейка одна, что будем делать? (измерить одну ленту, так как все ленты одинаковые) (40 см)
- Ребята, вы можете сказать, какова была длина ленты сначала? (80 см)
- Предлагаю каждому разделить ленту на две равные части и измерить длину одной части (работают индивидуально).
III. Выявление причин затруднения, постановка цели деятельности и построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Выявить и зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения: записать решение задачи
Организация учебного процесса на этапе 3.
- Ребята, какие вы молодцы: справились с такой сложной задачей!
- А кто может записать ее решение на доске? (на обычной доске).
(ребенок записал – Какой арифметический знак ты использовал? переход к SMART -доске; ребенок не записал – В чем трудность? – SMART -доска)
- Под каким номером арифметический знак «деление» записан правильно?
- Откройте тетради, запишите число 17 февраля, тему урока «Деление» и запись задачи (слайд 9)
IV. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
1) Создать условия для фиксации изученного арифметического действия.
2) Тренировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ.
Организация учебного процесса на этапе 4.
- День рождения мы любим не только из-за подарков. На этот праздник к нам приходят гости, и мы накрываем красивый стол. На праздничном столе всегда стоят цветы. (слайд 10)
- Предлагаю и вам расставить цветы в вазы.
- Сколько цветов перед вами? (SMART -доска 1)
- Сколько ваз?
- Сколько цветов поставим в одну вазу? Во вторую? (варианты ответов путем подбора)
- Соберем одинаковые букеты (работа парами у SMART -доски)
- Какое действие выполнили? (деление)
- Попробуйте составить задачу по картинке.
- Сравните свою задачу с задачей на карточке красного цвета. Одинаково? Молодцы! С заданием справились!
(карточка красного цвета: На столе в две вазы расставили 14 цветов поровну. Сколько цветов в каждой вазе? )
- Предлагаю выбрать и записать решение (на доске две записи решения:
14 : 7 = 2 и 14 : 2 = 7)
- Почему?
- А что мы узнаем, если 14:7? (во сколько ваз поставили цветы)
- Пришла пора накрывать на стол.
- Возьмите, пожалуйста, желтые карточки.
На день рождения приглашено 10 друзей. Половина из них любит пить чай с лимоном. Сколько человек пьют чай без лимона?
- Прочитайте задачу.
- Что известно?
- Что нужно узнать?
Работа со SMART -доской. Выходят два человека.
- Запишите решение в тетрадях.
Взаимопроверка (решение на доске)
Рефлексивные вопросы:
- Возникали ли затруднения?
- В чем?
- Как с ними справиться?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель
1) Проверить умение решать задачи на деление и записывать их решение.
Организация учебного процесса на этапе 5.
Работа в группах.
Приглашаю каждый ряд выйти к первой парте поработать группами.
Вам нужно разложить конфеты поровну и записать решение задачи в своих тетрадях.
Самопроверка.
VI. Рефлексия деятельности (слайд 18)
Цель:
1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: действие «деление», знак действия деления; запись решения задач на деление
2) Обсудить и записать домашнее задание.
3) Оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 6.
- Какую цель вы ставили перед собой на урок? Достигли вы ее?
Дифференцированное домашнее задание: (слайд 12)
1. Найти значение выражений № 4 стр. 62 (красная карточка)
2. Решить задачу по данному условию: (желтая карточка)
У Пети было 18 марок. Он подарил их поровну Васе и Юре. Сколько марок у Юры?
3. Составить и решить задачу на деление (зеленая карточка)
На слайде (слайд 13)
Выберите ленточку того цвета, с каким утверждением вы согласны.
- Урок прошёл плодотворно, с пользой. Усвоил(а) понятие «деление», научился решать задачи на деление.
- Усвоил(а) понятие «деление», но затрудняюсь в решении задач на деление.
- На уроке было трудно, научился писать арифметический знак деления, но не умею решать задачи на деление.
Эти ленточки вы можете использовать как закладки, а если захотите, можете превратить ее в подарок.
Скачать