Цели: Продолжать учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы.
- Развивать умение решать задачи.
- Пропедевтическая работа с понятием умножение (нахождение суммы одинаковых слагаемых) и деление (на равные части и по содержанию).
- Продолжать работу над занимательными задачами (арифметические лабиринты).
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Оборудование:
- компьютер и ИКТ, презентация;
- песня «Нам помнится вороне…» для физминутки;
- индивидуальные листы ученика «цель и этапы урока»;
- листы для работы групп;
- монетки золотистого, зелёного и красного цвета для каждого ученика;
- «гнездо» вороны для итоговой рефлексии;
- 12 кругов на магнитной основе;
- на доске: план урока, алгоритм анализа ответа, цели урока, круги для задачи.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Добрый день, ребята. Проверьте, всё ли у вас есть на парте для урока математики?
Как вы думаете, вы - внимательные люди? Обращаете ли вы внимание на то, что окружает вас? Сегодня мы это проверим, а поможет нам в этом урок математики. Откройте тетради и оформите начало работы: дата и вид работы (15 декабря, Классная работа).
2. Устный счёт.
Чтобы узнать, какой гость прибыл к нам на урок, выполните вычисления.
А) (Презентация. В ходе выполнения вычислений, открываются буквы, которые складываются в слово «ворона».)
- Что вы можете рассказать о вороне? Часто ли видите ворон? (высказывания детей).
- А что хотелось бы вам узнать о вороне что-нибудь ещё? (вес птицы, её длину, скорость с которой она летает, где живёт и чем питается)
- Всё это и многое другое мы узнаем, если будем внимательны на уроке.
Б) На экране – ряды чисел. Запишите ряды в тетрадь и найдите закономерность. Продолжите ряды на 2 числа.
12, 32, 52, …, …
12, 14, 16, …, …
- назовите число, в котором меньше всего единиц? (20)
- больше всего десятков? (92)
- что можете рассказать о числе 92? Назовите разрядные слагаемые этого числа. Запишите их в тетрадь и составьте с ними 4 равенства.
Рефлексия: взаимопроверка в парах. 1 ученик у доски с комментированием – другой ученик.
Молодцы, вы верно справились с заданием. (информация о вороне)
3. Выход на тему и постановка целей урока.
- Посмотрите на выполненные задания, вспомните, чему мы учились на прошлых уроках математики и попробуйте предположить, чему мы будем учиться сегодня на уроке и какая у нас тема урока? (предположения детей)
Тема урока: Сложение и вычитание чисел.
- Перед вами – листы, на которых вы видите план нашего урока. Посмотрите на него и поставьте для себя на урок цель. Запишите её на своём листе. В конце урока мы подведём итог нашей работы и узнаем, достигли ли вы своей цели (дети записывают цели на листах, несколько человек рассказывают о цели устно).
- А я для всех нас ставлю следующие цели на этот урок: (презентация)
- Продолжать учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы.
- Развивать умение решать задачи.
- Развитие умения самостоятельно оценивать результат своих действий и действий одноклассников, находить и исправлять собственные ошибки.
- Желаю вам успеха и не считать на уроке ворон. А когда говорят о человеке, что он считает ворон?
Будьте внимательны!
- Всем известно, что вороны очень любят всё блестящее. Вот и мы с вами сегодня будем собирать монетки. На ваших листах, рядом с этапами урока - монетки. Если задания выполните верно, монетки будем закрашивать жёлтым цветом. В конце урока, мы подсчитаем монеты, которые вам удастся собрать.
- Оцените свою работу на начальном этапе урока. Справились ли вы с первыми заданиями?
4. Отработка вычислительных навыков.
- Следующий этап урока – отработка вычислительных навыков.
А) Узнай вес птицы. Я расскажу вам сколько весит ворона, если правильно выполните следующее задание. с. 18 № 3 (1 строка). На доске 2 ученика с комментированием своей работы.
Вес вороны – 500-700гр.
Б) Узнай длину тела вороны. Найдите значение и узнаете, какова длина вороны.
Длина тела вороны – 56 см.
В) Разноуровневые задания. Выберите задание себе по силам.
1уровень 2 уровень 3 уровень
73-1= 74-70= 72-70+20=
42+1= 43-40= 80+4+6=
50-10= 62-2= 59-50-9=
40+10= 90+8= 25+5+40=
30-1= 37-3= 40+40+2=
Рефлексия:
- самопроверка с презентации этого задания.
- Оцените свою работу. Если задания не вызвали затруднений или смогли заметить ошибку и исправили её, закрасьте вторую монетку.
(Информация о вороне)
5. Физминутка.
(комплекс ОРУ на музыку «Нам помнится вороне…»)
6. Решение задач.
Переходим к следующему этапу нашей работы – решение задач.
А) Узнайте скорость полёта птицы.
По краткой записи составьте задачу, запишите решение. (устный подробный разбор, составление плана решения) – 1 на доске.
(информация о вороне)
Б) Стр. 18 № 4а.
Сделай рисунок к задаче. Запиши выражение и найди его значение.
(на доске выкладываем три ряда по 4 геометрических фигуры - пирожных). Записываем решение и ответ.
Рефлексия: Удалось ли вам решить задачи? Отразите это в карточках.
7. Работа в группах.
4 вороны нашли 8 блестящих монеток. Сколько монеток у каждой вороны, если монетки были поделены поровну?
(группы работают на листах)
Справилась ли ваша группа с заданием? Как вы оцените свою работу в группе? Отразите результат на листе-плане.
(информация о вороне)
8. Закрепление.
Все мы знаем, как трудно приходится птицам с наступлением холодов. Помогите вороне добраться к кормушке. Ей нужно пройти через 3 ворот и набрать в сумме 18.
(5,6,7)
Если вам удалось найти путь к кормушке, закрасьте еще одну монетку.
9. Домашнее задание.
1 группа: стр. 18 № 4б; № 3 (2 строчка).
2 группа: стр. 18 № 6; № 3 (2 строчка).
10. Рефлексия.
Посчитайте, сколько монет вы собрали?
За урок получаете:
Золотую монетку - Вы набрали 5 монеток и считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы достигли поставленной цели и можете помочь другим.
Зелёную монетку - Вы получили 3 или 4 монетки и считаете, что знаете приёмы вычислений в пределах 100, но вам ещё нужна помощь.
Красную монетку - Вы получили меньше 3 монеток, и считаете, что было трудно на уроке.
Положите ваши монетки в гнездо вороны. Сделаем для вороны сюрприз.
11. Итог урока.
- Достигли ли цели урока?
- Какое правило сложения и вычитания помним?
- Что удалось?
- Какие затруднения возникли?
- Что запомнилось?
Нам удалось добраться до кормушки и собрать достаточно золотых монет.
На уроке окружающего мира мы отправимся на зимнюю экскурсию, где сможем понаблюдать за повадками ворон и покормить их.