Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, обучающая игра- путешествие «Арифметика», индивидуальные экраны.
Цели урока: 1) учить решать задачи на разностное сравнение, ввести правило разностного сравнения;
2) закреплять навыки счёта в пределах 10;
3) развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, я хочу предложить вам отправиться в гости к лесным жителям. Но мы не одни. Как же быть? (отправимся вмести с ними)
- Очень хорошо отправимся все вместе. Ну, а поскольку лесные жители в ней необычные, то встретится много чудес. (слайд 1- лесная поляна, 2 ежа ссорятся из-за грибов).
- Посмотрите внимательно, зверьки хотят пообщаться с нами. И так, из-за чего поссорились ежи? (у кого больше грибов). Ребята, это и есть тема сегодняшнего урока. Мы будем сравнивать группы предметов; находить где предметов больше или меньше и на сколько; решать задачи. Мы будем с вами дружные, ссорится не будем, а поможем ежам разобраться.
2. Актуализация знаний. (2 слайд - задания для устного счёта)
1) счёт до 20 и обратно (двойками)
2) назовите два числа по порядку, за которыми идёт число 9.
3) назовите два числа по порядку, идущие за числом 9.
4) назовите число, которое расположено правее 9 на 1 единицу.
5) какие равенства можно составить, используя числа 9,1,10.
6) какие неравенства можно составить, используя числа 9,1,10.
Молодцы! Ребята, а вот для вас чудо- сюрприз. Ежи разбежались в разные стороны. 1 ёж очутился в нашей школе и просит помочь найти ему друга- ежа. Поможем? (да). Заглянем в 3 домик - ежей (3 слайд- домик ежа, а вокруг задания)
- Найти закономерность и продолжить.
1 3 5 … (7 9)
- Какие два числа должны стоять дальше?
- Дополните эти числа до 10.
- Какие числа пропущены?( 2,4,6.8)
- Дополните их до 10.
Нет ежа- друга. Бежим в следующий домик. (слайд 4 - ёж показывает учебник).
- Откроем учебник на стр. 10 №4 (сравнить выражения)
3. Подведение к проблеме.
- Ребята, посмотрите на доску. Может быть он здесь? На поляне запасы ёжика. Что же запас ёжик? (грибы: лисички и белые).
(на доске 6 лисичек и 4 белых грибов).
- Сколько грибов – лисичек?(6)
- А белых? (4)
- Чего больше: лисичек или белых? Как можно сравнить? ( составляем пары)
- На сколько больше лисичек, чем белых? (на 2)
А теперь заглянем в домик к ёжику. (слайд 5 - много листьев)
Как здесь много листочков: кленовые и берёзовые. Кто сможет сосчитать? (считают)
Ну, так вы долго не сосчитаете Я вам подскажу. (появляются числа 54лисички и 43белых)
- А теперь скажите: каких грибов больше?
- На сколько?
Почему это задание выполнить трудно? (долго рисовать и соединять в пары)
4. Открытие новых знаний.
Значит, если числа большие, то известный способ сравнения чисел не совсем удобный. Поэтому есть другой способ сравнения, для которого не нужен рисунок, а просто надо выполнить вычисления. Давайте вернёмся к грибам. Оставшиеся грибы составляют целое или часть? (часть)
- Каким арифметическим действием находим неизвестную часть? ( вычитанием)
- Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос на сколько больше или на сколько меньше?
Давайте проверим себя. Читаем все вместе. (слайд 6- появляется запись с правилом)
5. Физкультминутка.
6. Закрепление знаний.
Поработаем по учебнику с. 10 №2, № 3.
Вот и ежи нашли друг друга. Давайте покажем как надо работать, чтобы не теряться.
7. Повторение пройденного.
Работа на индивидуальных экранах.
А) Покажите разные способы состава числа 10;
б) Дополните до 10 следующие числа 6,7,8,9.
В) Решите задачу на смекалку: Оля потратила 2 монеты по 1 рублю. Это составляет половину того, что у неё было. Сколько рублей было у Оли?
8.Рефлексия деятельности.
- Что нового узнали на уроке?
- Что расскажите вы дома своим мамам?
- Что удалось на уроке?
- Над чем ещё необходимо работать?
Спасибо за урок.