Конспект урока математики в 1 классе "Решение задач на разностное сравнение"

Данная разработка предназначена для работы в 1 классе.  Выбрана форма проведения урока: урок – сказка.

Элементы интеграции с познанием мира, чтением, самопознанием способствовали активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Каждый этап урока включает активные формы обучения.

1. Психологический настрой (здоровьесберегающая технология: способствует благоприятному и эмоциональному настрою на урок, быстрой организации класса, настраивает учащихся на  продуктивную работу)

2. Устный счёт (применяется игровой приём: прыжки по числовому ряду, решение задачек в занимательной форме повышают интерес учащихся к предмету) 

3. Актуализация опорных знаний (используется проблемный метод, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез; инструментарий интерактивной доски, даёт возможность проверить ответы детей, технология дифференцированного обучения помогает  проверить знания по составу чисел слабоуспевающих учеников)                                                                                                             

4. Работа по теме урока (включает задание поискового и творческого характера, составление задачи по схеме, способствует  самостоятельно ориентироваться в решении задачи, учит   учащихся общаться и обосновывать свои действия)

5. Физминутка (использованиеэтого приёма здоровьесберегающей технологии помогает увеличить и продлить работоспособность детей  на уроке)

6. Закрепление (самостоятельная работа   учащихся, на уроке продолжается работа по обучению  решению  задач на сравнение. В процессе этой работы у учащихся формируются:

- основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение;

- умения переводить текстовые ситуации в схематические модели.

Ученики, используя составленную на интерактивной доске схему, самостоятельно  записывают решение задачи в тетради, проверка решения с эталоном на интерактивной доске)

7. Практическая работа (работа с геометрическим материалом: измерение и сравнение отрезков;  частично – поисковый метод  активизирует деятельность учащихся,  обучающее задание, включает методический приём сравнения, выбора, процесс выполнения связан с опытом учащихся))

8. Рефлексия (учащиеся  учатся самоанализу и самооценке своей деятельности) Разработка снабжена авторской презентацией, которая помогает на разных этапах урока визуализировать учебный материал. Учащиеся работают в тетрадях на печатной основе. Интерактивная доска помогает повысить уровень наглядности на уроке, удерживает внимание  и активность детей в течение всего урока.

Цель урока: Научить  решать задачи на разностное сравнение.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык решения задач на разностное сравнение, учить составлять задачи данного вида, закрепить знания состава чисел в пределах  10;
  2. Развивать вычислительные навыки, мыслительные операции: память, логическое мышление, внимание, математическую речь;
  3. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, чувство доброго отношения друг к другу.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки для индивидуальной работы.

Тип урока: закрепление новой темы.

Форма проведения: урок-сказка.

Методы  учения: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемный, частично-поисковый.

Ход урока

Орг. момент

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят,

Наши уши внимательно слушают и всё слышат,  

А наша умная голова хорошо думает.

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы с вами  продолжим учиться  решать новые задачи на сравнение, закрепим состав чисел, будем учиться рассуждать, доказывать, быть внимательными и сообразительными.

- Ребята, где происходят чудеса?

Где играют дружно, считают умело,

Там сказке можно, появится смело.

-  Я предлагаю отправиться в сказочное путешествие,   встретится с героиней, которую вы все знаете и любите.

Отгадайте: Она красива и мила,

Имя ее от слова "зола". (Золушка)

- Кто автор этой сказки? (Великий сказочник Ш. Перро) 

- С кем жила Золушка?

- Как они к ней относились? (Злая мачеха заставляла Золушку выполнять всю работу по дому)

- Сегодня на уроке, мы будем не только учениками 1 класса, а станем настоящими волшебниками. Волшебники творят чудеса, а мы с вами должны помочь Золушке выполнить все задания Мачехи и поехать на бал.

Установка на успех.

- С собой возьмём наши знания. Прочитайте девиз нашего урока:

Мы дружные и смелые,

Мы ловкие, умелые.

Все задания решим,

И в итоге - победим!

Устный счёт

а) Для начала разомнёмся.

Счёт прямой и обратный: от 3 до 15, от 6 до 12, от 7 до 0

Какое число следует за числом 7, 4, 2.

Назовите соседей чисел  7, 8, 3.

Продолжите ряд чисел, установив закономерность.

б) Решение  весёлых задач от Золушки

1. Золушка нарисовала свой дом

Окон много в нём.

Здесь четыре, тут их 3.

Сосчитайте все окна вы.

2. Около дома  растут деревья.

Там семь дубков, а берёз меньше на 3.

Как зелены  они  и стройны!

Сколько там берёз узнайте.

И хорошенько посчитайте.

- Ребята, посмотрите,  Золушка  встревожена. Она беспокоится: «Успею ли я на бал? Столько работы надо выполнить».

- Не волнуйся, Золушка, ребята тебе помогут. Верно?

Б) повторение  состава чисел

Первое задание

У мачехи есть огород. Что растёт в огороде? (овощи) Поможем Золушке  прополоть грядки. А грядки Мачехи это таблица, которую мы должны заполнить.                                                                                                               

- Что неизвестно? (разность)

- Каким действием будем находить разность?                                           

(На доске таблица с картинками овощей, найти значение разности, работают коллективно)

- Как изменяется разность при увеличении вычитаемого? (она уменьшается)

 Второе задание полить клумбы с цветами.

- Из каких чисел  могут состоять числа 8, 5, 6, 7?

- Из каких чисел  могут состоять числа 9, 6, 7, 8?

(3 слабоуспевающих  ученика по карточкам индивидуально и дифференцированно)

Актуализация опорных знаний

- Золушка  на клумбах увидела бабочек и жуков.

- Кого  больше? (бабочек)

- Кого меньше? (жуков)                                                                                                 

- На сколько больше бабочек?

- Как узнаем?

- На  сколько меньше жуков?

- Как сделать их поровну? (4 - это целое, 2 - это часть)

- Каким действием  находим часть? 

На доске:  выражения      4+2    4-2      2+2

- Выберете верное действие.

Повторяем вывод: Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше, надо от большего числа отнимать  меньшее   число.

Работа по  теме урока. Решение задач

- Вы помогли Золушке, справится с заданиями Мачехи. А сейчас нам предстоит волшебная работа. Нужно  тыкву превратить в карету, чтобы Золушка поехала на бал. У Мачехи есть большой сад. Что растёт в саду? (фрукты и ягоды)

а) Работа с учебником стр 152 №1, тетрадь стр.46

- Составьте задачу и решите её. О чём будет наша задача? (о фруктах) 

Рассмотрите рисунок.

Яблок - 8, на сколько меньше?

Клубники – 5, на сколько больше?

б) Работа в тетрадях.

- Запишите решение и ответ задачи.

На доске  картинка кареты

Физминутка «Танец с Золушкой»                                                                 

На балу надо уметь танцевать!

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора

Закрепление

- Волшебная работа продолжается.

- Карета не поедет без лошадей. – Посмотрите на доску.

- Кто это? (мыши)

– Догадались для чего?                                                                                                                   

- Превратим мышей в лошадей. Для этого решим задачу.

На доске:

В клетках сидели мыши. В синей клетке мышей было 6, а в красной клетке мышей было  4. На  сколько больше  мышей  в синей клетке?

Разбор задачи и краткая запись.

Синих - 6, на сколько больше?

Красных - 4.

- Запишите и решите самостоятельно задачу.

- Посмотрите, какие замечательные лошади для Золушки получились.                              

На доске картинка лошадей.

Логическая задача                                                                       

- Кто управляет лошадьми? (кучер)

- Вот  эту крысу мы превратим в кучера.

Крыса – животное очень хитрое и осторожное.

Поэтому и задание у неё непростое. (Выполняем задание)

Золушке на бал нужно украсить платье ленточками.

Синяя лента короче жёлтой, но длиннее зелёной.

- Раскрасить ленточки правильно. Выполняют в тетрадях. (На доске картинка кучера)

- Теперь можно ехать на бал. Только бы с пути не сбиться. Поможем Золушке выбрать дорогу к дворцу принца.

Практическая работа

- учебник стр 152 № 4. Вот перед вами 3 дороги -– отрезки, по которой лучше всего отправится во дворец? (по короткой, так быстрее)

- Измерьте отрезки.  Какой короче?   Чему равна его длина?

- На сколько, он короче синего?

- На сколько короче  красного отрезка?

Итог урока. Рефлексия

- Золушка попала во дворец и встретилась с принцем.                               

- А нам за работу спасибо!

- Почему она нас благодарит? (мы помогали Золушке)

- Кем сегодня на уроке вы были? (волшебниками)

- А в  реальной  жизни мы можем быть такими?

Вывод: Мы должны быть внимательными друг к другу и  бескорыстно помогать в трудную минуту.   

- Что нового узнали на уроке? (автор Ш.Перро, новое слово – кучер, решали задачи)

- Что понравилось на уроке? (быть волшебниками, помогать Золушке)

- Оцените свою работу и настроение с помощью смайликов. (дети раскрашивают смайлики нужным  для себя цветом)

Оценивание учащихся

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!