Цель урока: отработать умение перевода из одной единицы в другую, совершенствовать вычислительные навыки учащихся 5 классов.
Задачи:
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня на уроке у нас гости, давайте поприветствуем их. (встать, кивнуть головой)
- Педагоги, пришедшие к нам на урок, тоже любят математику, давайте покажем как мы умеем работать.
- Наш урок сегодня будет необычным. Но перед этим проверим, все ли у нас учебные принадлежности есть.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте? Все ли в порядке:
Карандаши, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо под рукой!
Проблемная ситуация
- Ребята, посмотрите фрагмент из мультфильма Григория Остера "38 попугаев". (просмотр мультфильма)
Учитель: Кто главные герои, показанного фрагмента? (попугай, удав, слон, мартышка)
- В чем суть проблемы? (удав захотел себя измерить, но не знал как)
- Кто же помог разрешить данную ситуацию? (попугай)
- Каким способом? (мерил шагами)
- Какая получилась длина удава? (38 попугаев)
- Кто еще мерил удава? (мартышка, слон)
- Какова же получилась длина удава в мартышках? (5 мартышек)
- В "слоненках"? (2 слоненка)
- Отчего удав был счастлив? (его измерили)
- Итак, какую проблему решал удав? (хотел измерить себя)
- Какие способы измерения? (шаги, колесо, намотался вокруг)
- Итак, сформулируйте тему? (Длина и способы ее измерения)
- Открываем тетради и записываем тему урока: "Единицы измерения длины".
Учитель: А что такое мера, дайте объяснение своими словами? (то, чем можно мерить)
- Ребята, у меня к вам вопрос: можно ли поставить знак равенства между этими мерами длины? (Нет. Метр и километр, разные величины сравнивать нельзя)
- Почему? (потому что разные величины)
- Ребята, а какие меры длины мы с вами знаем? (старинные и современные)
- Назовите мне старинные меры длины?
Старорусские меры длины и массы
- Назовите наименьшую? (вершок)
- Назовите наибольшую? (верста)
- Молодцы! Сейчас мы воспользуемся данными из таблицы и посчитаем. Ребятам, которым будет сложно вычислять в уме, могут вычислять в тетрадке.
1. Как глубоко видит человек, о ком говорят: "на три аршина в землю видит"?
1 аршин = 71 см
3*71 = 213 см
2. Существовал ли когда-нибудь человек "Семи пядей во лбу?"
1 пядь = 18 см
7*18 см = 126 см (Ответ: нет)
3. Косая сажень в плечах. Это сколько? (248 см)
4. Какого роста ребенок, про которого говорят "от горшка два вершка"?
1 вершок = 5 см
2*5 = 10 см
1 коршок = 9 см
9 +10 = 19 см
5. Семь верст молодцу не крюк. А сколько же это?
7*1066 = 7462 м
6. Сравните величины, на сколько борода длиннее человека "сам с пядь, а борода с локоть? (на 24 см)
Учитель: Ребята, отложите ручки, разделитесь на пары, покажите на соседе старинную меру длины локоть? (от среднего пальца до локтевого сустава)
- А теперь ребята попробуйте измерить длину вашей парты в локтях?
- Сколько получилось? (разные ответы)
- Странно, предмет один, почему получились разные результаты, может вы неправильно мерили?
- Ситуация похожа на ситуацию в мультике? (Нет, так там разные меры, а здесь одна мера длины)
- Можно ли поставить знак равенства? (нет)
- А почему, величины же одинаковые? (длина локтей разная)
- Чтобы избежать путаницы в измерении предметов, ученые разрешили эту ситуацию.
- Что они сделали вы узнаете, прочитав текст, который лежит у вас на парте?
Задания |
Текст |
Используя прочитанный текст, найдите неверные высказывания: 1. метр - наиболее распространённая единица измерения длины на данный момент в мире; 2. вплоть до конца XVIII в. в Европе был единый стандарт измерения длины, веса и вообще каких-то единых систем измерения; 3. метр рассчитывали исходя из длины меридиана земли; 4. в XX веке единица измерения метр осталась прежней. |
Как все мы с вами знаем, метр - это система измерения длины, наиболее распространённая на данный момент в мире. Но само собой, метр и производные от него километры и сантиметры появились ни сразу. Мы настолько привыкли к этим единицам измерения, что совсем забыли о других и даже не знаем, откуда метр взялся и на чем он базируется. Вплоть до конца XVIII века в Европе не было единого стандарта измерения длины, веса и вообще каких-то единых систем измерения. В разных странах и даже районах были свои системы, которые отличались, и необходимость единого стандарта назревала давно. Таким стандартом и стал метр. Он был принят во Франции в 1795 году и практически был приблизительно равен тому метру, который мы используем сейчас. Тогда метр рассчитывали исходя из длины меридиана земли. В итоге начиная с 1795 года метр стал единой системой измерения во Франции, а в течении XIX века по всей Европе. В XX веке единица измерения метр была пересмотрена. Наука продвинулась далеко вперёд, и к 70-м гг XX в., за эталон метра было решено взять расстояние, которое проходит свет со скоростью света в вакууме. Вот так возник и появился метр. |
- Какие варианты неправильных ответов вы нашли? (2, 4)
- Почему?
- Посмотрите на таблицу, в которой представлена международная система единиц, принятая в конце XIX в.
Учитель: Найдите нашу меру длины?
- А какие еще современные меры длины вы знаете, но не нашли в таблице? (км, мм, см, дм)
- Расположите их в порядке убывания, запишите себе в тетрадь. (км, м, дм, см, мм)
- А как вы думаете зачем они нам нужны, неужели бы мы не обошлись одним метром? (больше и меньше метра)
- Давайте выясним:
- Соотнеси указанные длины предметов с единицами измерения.
1. Длина карандаша – 18 2. Ширина стола – 6 3. Расстояние от города до поселка – 18 4. Высота телефонного столба – 6 5. Высота дома – 25 6. Толщина доски – 20 |
См Дм Км М М Мм |
- Итак, к какому выводу мы пришли? (нужны единицы измерения длины для предметов больше метра (км) и для предметов, меньше метра (см, дм, мм)
Учитель: Ребята! Давайте немного отдохнем, встаньте рядом со своим столом, предварительно задвинув стулья, поставьте руки на пояс. Проверим ваши знания.
- Я называю единицу измерения: старинную, современную. Ваша задача, повернуться вправо, если единица измерения современная и влево, если единица измерения – старинная.
- Молодцы ребята! Присаживайтесь, продолжаем работать.
Можно измерять шагами,
Можно измерять локтями,
И линейкою, и веткой,
И аршином, и рулеткой…
Только ж надо понимать:
Как все это записать:
А для этого есть М, СМ, ММ, КМ, ДМ!
Величины нужно знать,
Чтоб длину уметь считать!
Учитель: О чем это стихотворение? (о единицах измерения длин)
- Для чего они нужны? (чтобы измерять величины)
- Давайте посмотрим, как у нас это получится на практике?
Задача 1
Саша считает, что клумба имеет форму квадрата, а Ваня считает, что – прямоугольника. Саша измерил длину клумбы и получил 1 м 40 см, а Ваня измерил ее ширину и получил 14 дм. Кто из мальчиков верно указал форму клумбы?
1 м 40 см = 140 см
14 дм = 140 см
Вывод: Саша прав.
Задача 2
На уроке физкультуры Коля прыгнул на 2 метра 20 см. Сергей прыгнул на 15 см дальше. На какое расстояние прыгнул Сергей? Ответ напишите в метрах и сантиметрах.
1) 2 м 20 см = 220 см – Коля
2) 220 + 15 = 235 см – Сергей
3) 2 м 35 см – Сергей
Задача 3
Гриша, Рома и Саша нашли по проволоке. У Гриши проволока длиной 1 м, что на 47 см длиннее, чем у Саши, а проволока Ромы на 240 мм длиннее Сашиной. Какую длину имеет проволока Ромы?
1) 1 м = 100 см
2) 100 – 47 = 53 см – у Гриши
3) 53 см = 530 мм
4) 530 + 240 =770 мм – у Ромы
- На какую тему мы решали задачи? (измерения величин)
- А вам приходилось что-то измерять в жизни?
- Чем вы пользовались?
Домашнее задание
Решить задачи:
- Ребята, используя старинные меры длины, представленные на слайде, покажите насколько вам было интересно работать на уроке.