Конспект урока математики 5 класс: Меньше или больше

Базовый учебник: Математика 5 класс. В.Я. Виленкин, В.И. Жохов М.: Мнемозина, 2011 г

Цель урока: научить сравнивать натуральные числа и записывать результат сравнения в виде неравенства, читать и записывать двойные неравенства.

Задачи:

Обучающие:

- формирование умений сравнивать натуральные числа с одинаковым количеством цифр, с разным числом цифр;

- научить записывать результат сравнения в виде неравенства, применяя знаки < (меньше) и > (больше), читать и записывать двойные неравенства.

Развивающие:

- развитие математической речи (устной и письменной), устойчивости внимания, логического мышления, познавательной активности учащихся.

Воспитательные:

- обеспечить нравственное становление учащихся (умение слушать одноклассников, уважение чужого мнения, культура поведения).

Тип урока: урок закрепления знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска или проектор и экран, презентация «Меньше или больше».

План урока

1. Организационный момент.                                                            1 мин.

2. Устный счет                                                                             10 мин.

3. Сообщение темы урока                                                                3 мин.

4. Работа по теме урока                                                                  13 мин.

5. Физкультминутка                                                                        1 мин.

6. Работа по учебнику                                                                     12 мин.

7. Работа над задачей

8. Самостоятельная работа                                                                3 мин.

9. Домашнее задание.                                                                      1 мин.

10. Подведение итогов урока                                                             1 мин. 

Ход урока   

I. Организационный момент. (1 мин)

Взаимное приветствие учителя и учеников, проверка подготовки к уроку, проверка отсутствующих.

II. Устный счёт. (10 мин)

1. Индивидуальная работа (на месте по карточкам)

Карточка №1

Выразите:

а) в сантиметрах: 20 дм 2 см;

б) в метрах: 8500 км 5 м;

в) в дециметрах и сантиметрах: 3858 см;

г) в миллиметрах: 60 см 5 мм;

д) в метрах и сантиметрах: 4529 см.

Ответ:

а) 20 дм 2 см = 202 см

б) 8500 км 5 м = 8 500 005 м

в) 3858 см = 3000 см + 800 см + 50 см + 8 см = 300 дм + 80 дм + 5 дм + 8 см = 385 дм 8 см

г) 60 см 5 мм = 600 мм + 5 мм = 605 мм

д) 4529 см = 4000 см + 500 см + 29 см = 40 м + 5 м + 29 см = 45 м 29 см 

Карточка №2

Выразите:

а) в сантиметрах: 7 м 67 дм;

б) в метрах: 88 км 5 м;

в) в дециметрах и сантиметрах: 5698 см;

г) в миллиметрах: 76 дм 67 см;

д) в километрах, метрах и сантиметрах: 7040520 мм.

Ответ:

а) 7 м 67 дм = 700 см + 670 см  = 1370 см

б) 88 км 5 м = 88 000 м + 5 м = 88 005 м

в) 5698 см = 5000 см + 600 см + 90 см + 8 см = 500 дм + 60 дм + 9 дм + 8 см = 569 дм 8 см

г) 76 дм 67 см = 7 600 мм + 670 мм = 7667 мм

д) 7040520 мм = 7 000 000 мм + 40 000 мм + 500 мм + 20 мм = 7 км + 40 м + 50 см + 2 см = 7 км 40 м 52 см 

Карточка №3

Выразите килограммах:

а) 3 т 43 кг

б) 15 т 6 ц =

в) 30 ц 3 кг =

г) 15 т 5 ц 17 кг =

д) 30 т 20 ц 7 кг =

е) 1 т 6 ц 22 кг =

Ответ:

а) 3 т 43 кг = 3 043 кг

б) 15 т 6 ц = 15 600 кг

в) 30 ц 3 кг = 3003 кг

г) 15 т 5 ц 17 кг = 15 517 кг

д) 30 т 20 ц 7 кг = 32 007 кг

е) 1 т 6 ц 22 кг = 1 622 кг 

Карточка №4

Выразите в граммах:

а) 55 кг =

б) 3 кг 6 г =

в) 1 ц 3 кг =

г) 5 ц 17 кг 357 г =

д) 1 т 7 ц 7 кг =

е) 7 ц 7 кг 63 г =

Ответ:

а) 55 кг = 55 000 г

б) 3 кг 6 г = 3006 г

в) 1 ц 3 кг = 103 000 г

г) 5 ц 17 кг 357 г = 517 357 г

д) 1 т 7 ц 7 кг = 1 707 000 г

е) 7 ц 7 кг 63 г = 707 063 г  

2. Индивидуальная работа (у доски по карточкам)

Задание 1. В каждой группе подчеркни ту точку, которая лежит левее.

А(64)                               В(61)                             С(16)

К(41)                               Е(14)                              Р(40)

М(6)                                У(2)                                Д(12)

Задание 2. В каждой группе подчеркни ту точку, которая лежит правее всех.

Е(76)                             О(56)                             К(87)

Р(32)                              А(23)                              В(31)

М(61)                              Т(16)                             С(45) 

3.  Работа с классом.

1) Запишите в тетради числами: Слайд №1

—  Триста пятнадцать миллионов восемь тысяч шестьсот; (35 008 600)

—  Шестьсот три миллиона шестьдесят тысяч двадцать; (603 060 020)

—  Два миллиарда семь миллионов сорок пять; (2 00 7000 045)

—  Пятьдесят миллионов сорок восемь тысяч шесть; (50 048 006)

—  Девять миллионов девяносто девять тысяч девять. (9 099 009)

2) Действия с натуральными числами Слайд №2

3) Сравнение натуральных чисел Слайд №3

54 < 55

12 544 > 12534

20 011 125 < 20 100 052

2 374 > 2 365

65 934 > 62 156

4) Назовите все числа, которые лежат между данными числами:  Слайд №3

5) Коллективная проверка индивидуальной работы.

III. Сообщение темы урока. (3 мин)

- Сегодня на уроке мы с вами продолжаем работать по теме «Меньше или больше». Цель нашего урока научиться сравнивать числа, записывать и читать неравенства.

- Какая из точек лежит на координатном луче левее, а какая  - правее? Правило!

- Какие знаки сравнения вы знаете?

- В виде чего записывают результат сравнения двух чисел?

- Как читают двойное неравенство?

- Приведите примеры двойного неравенства.

IV. Работа по теме урока. (13 мин)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.

(Тема урока и основные понятия пишутся учителем на доске, а учащимися в тетради.) Слайд №4 (Классная работа «Меньше или больше») (Урок сопровождается показом презентации)

1. Прочитайте двойные неравенства.  Слайд №5

13 < 17 < 43

56 < 57 < 70

4 < 5 < 6

100 < 200 < 300

44 < 45 < 48

2. Напишите вместо * знак больше или меньше так, чтобы было верное неравенство Слайд №6

204  <  2004;

554  >  1;

0  < 412;

8269  <  8271;

18 324 921  >  18 324 847;

69 398 801  <  69 398 810;

6 756 540 623  <  6 756 540 633 

3. Вместо звездочки поставьте цифру так, чтобы неравенство было верным. Слайд №7

617* < 6171;

3454 > 34*9;

3128 < 312*;

2785 < 27*0.

Поясните свой выбор.

4. Запишите в тетрадь все натуральные числа, которые на координатном луче находятся между числами 894 и 901. Слайд №8

5. Запишите пятизначное число, которое больше 99988 и оканчивается

цифрой 6. (99996) Слайд №8

6. Запиши числа в виде двойного неравенства Слайд №9

Длина реки Волга - 3520 км.

Дона - 1870 км.

Дуная - 2850 км.

Ответ: 1870 < 2850 < 3520                                                               

7. В числах стерли несколько цифр, а вместо них поставили звездочки. Сравните эти числа: Слайд №10

63*** и 61***

28* и 1***

**1 и 99*

Объясните свое решение. 

V. Физкультминутка. (1 мин) Слайд №1

VI. Работа по учебнику. (12 мин) Слайд №12

Учебник стр. №148, №149 (письменно); № 150 (устно); №152, №153 (письменно); №155, №156 (устно); №158 (письменно).

1. Стр. 29, №148

18 > 0

74 > 23

174 > 147

11 871 > 11 859

2 613 008 > 2 613 001

6 756 540 633 > 6 756 540 623

2. Стр. 29, №149 (самостоятельно)

а) 71 *** < 75 ***

б) *3*** > *8*

3. Стр. 29, №150

 - Как называются эти записи?

 - Как читаются двойные неравенства?

 - Прочитайте.

а) 17 < 18 < 20 – 18 больше 17, но меньше 20;

б) 346 < 358 < 400 – 358 больше 346, но меньше 400.

4. Стр. 29, №152

а) 5 < 10 < 15;

б) 8 < 11 < 18;

в) 21 < 28 < 45.

 - Прочитайте двойные неравенства.

 - Придумайте свое задание с двойным неравенством.

5. Стр. 29, №153

 - Прочитайте задание.

 - Сколько координатных лучей надо начертить?

6. Стр. 29, №155

а) Гришин – 123; Антонов – 124; Воронина – 127; Борисов – 135; Демина – 136; Ермилова – 141;

б) Ермилова – 141; Демина – 136; Борисов – 135; Воронина – 127; Антонов – 124; Гришин – 123.

7. Стр. 29, №156

а) 341 + 569 = 910 верно;

б) 25 * 42 = 10500 неверно [1050];

в) 192 : 32 = 38 – 32 верно [6 = 6];

г) 98 * 57 = 23790 : 78 неверно [5586 ¹ 305];

д) 23 * 27 < 630 верно [621];

е) 1288 : 56 > 40 неверно [23].

8. Стр. 29, №158 

VII. Работа над задачей.

Учебник стр.30 №164

 - Прочитайте задачу.

 - Что требуется узнать в задаче?

 - Что нужно знать для того, чтобы узнать производительность каждого рабочего?

 - Можно ли узнать время работы?

 - Что можно узнать, зная всю работу и время?

 - Составьте план решения.

 - Решите задачу.

1) 10 – 2 = 8 (ч.) – время работы

2) 1248 ; 8 = 156 (д.) – 13 рабочих в час

3) 156 : 13 = 12 (д.) – производительность одного рабочего.

или

Учебник стр.31 №166

1. 1)84 : 12  = 7 ч. – ехал велосипедист из лагеря в город

2) 84 : 14 = 6 ч. – ехал велосипедист из города в лагерь

3) 7 – 6 = 1 ч. – на столько больше затратил велосипедист на пути в город, чем из города в лагерь

Ответ: на 1 час.

1) 48 : 16 = 3 ч. – ехал от дома до районного центра

2) 48 : 12 = 4 ч. – затратил на обратный путь

3) 4 – 3 = 1 ч. – на столько больше затратил времени велосипедист на обратный путь.

Ответ: на 1 час 

VIII. Самостоятельная работа. (3 мин)

Слайды №13

Сравните:

Вариант I

329 > 291

878 < 887

60 203 > 60 023

53 455 < 54 355 

Вариант II

989 < 998

5028 > 5027

474 747 < 477 477

581 581 < 585 118 

IX. Домашнее задание. (1 мин)

Слайд №14 Стр. 31 № 173, № 174; стр. 32, № 179 (письменно). (Прокомментировать задания)

Ответы:

№173

9981 < 9991

№174

А(18); В(47); С(62); D(87)

№179

1) 80 : 5 = 16 км/ч – скорость всадника

2) 16 + 24 = 40 км/ч – скорость мотоциклиста

3) 80 : 40 = 2 ч. – затратит на этот путь мотоциклист. 

X. Подведение итогов уроков. (1 мин)

Учитель:

- Объясните, как читают двойные неравенства.

- Как сравнить числа с одинаковым количеством знаков?

Что вас заинтересовало сегодня на уроке?

Учитель анализирует урок, подводит итоги, объявляет оценки. 

На этом наш урок закончен. Всем спасибо за урок!  

Автор: Денисова Ирина Владимировна, МБОУ СОШ № 14, Нижегородская область, г. Арзамас, учитель математики
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.