Планируемые образовательные результаты: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда и объем куба, уметь переводить одни единицы измерения объема в другие, решать задачи практической направленности с использованием формул нахождения объема прямоугольного параллелепипеда и объема куба.
Цель:
Оборудование:
Организационный момент
- Здравствуйте. Я очень рада видеть вас. Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников)
- Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный ученый Ал - Бируни: "Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит".
- Как вы понимаете эти слова?
- Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Актуализация знаний и умений
Устный счет (на доске)
Вычислите: 12; 32; 52; 82; 102; 23; 43; 103.
Блиц – опрос
(работу выполняют на отдельных листах, ответы на доске с обратной стороны, взаимопроверка, выставление оценок в оценочный лист)
На доске:
5см 105м 27л 92м2 200 км
27дм3 6га 31а 125см3
- Прочитайте записи.
- На какие группы их можно разделить? (единицы длины, единицы площади, единицы объема)
- Запишите единицы измерения по данным группам.
- Прочитайте записи, которые относятся к каждой группе. Объясните свое решение. Что вы заметили при написании данных в группу "Единицы объема"? (27 дм3 = 27 л). А еще какие единицы измерения объема вы знаете? А хотели бы узнать старинные единицы объема?
- Дома выполните упражнение № 842. (Самопроверка, выставление оценок в оценочный лист)
Работа с формулами
а) задать друг другу по 3 вопроса по данной теме. (работа в парах, выставление оценок в оценочный лист)
б) вопросы учителя:
- какой буквой обозначается объем?
- какой буквой обозначается ребро куба?
- какими буквами обозначаются измерения прямоугольного параллелепипеда?
- выложите формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда? (уч-ся показывают ответы на карточках)
На доске и в тетрадях появляются записи: V = abc; V = a3; S = ab; S = a2.
Вопрос: Как вы думаете, достаточно ли только знать формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба, площади прямоугольника и квадрата, и единицы измерения площадей и объемов? (учащиеся рассказывают, где в жизни применяются единицы измерения объема и площади: при заполнении бассейна водой, проектировке различных зданий, при разливе соков в емкости и др.)
Определение темы урока
- Сформулируйте тему и цель урока. Какие задачи поставим перед собой? (предлагают потренироваться в применении полученных знаний на практике)
Решение практических задач в группах
Задание первой группе: Классная комната является основным местом в школе, где вы проводите большую часть времени, поэтому гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение этих требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах. Наименьшая кубатура воздуха, которая приходится на одного школьника достигает 4м3.
Узнайте, соответствуют ли размеры нашего класса и его наполняемость санитарным нормам?
1) V = abc
а = 10м, в = 6м, с = 4м
V = 240м3.
2) 240: 20 = 12 (м3) - приходится на 1 ученика
Вывод: Да, соответствуют.
Задание второй группе: На заводе сок разливают в пакеты по 1000 см3. Подойдет ли для сока данный пакет? (выдается пакет размерами 6 см, 9 см, 20 см)
Vпакета = abc
а = 6 см, b=9 см, с = 20 см
Vпакета =1080 см3, Vс =1000 см3.
Вывод: Да, так как 1080 см3 > 1000 см3.
Задание третьей группе: Среди предложенных геометрических тел (пирамида, цилиндр, конус, тетраэдр, куб, прямоугольный параллелепипед) выберите прямоугольные параллелепипеды и вычислите их объемы. Прочитав предложенную информацию, выберите многогранники. Где в жизни встречали их? (упаковка чая, пирамида Хеопса, додекаэдры - 12 граней)
Задание четвертой группе: Как определить количество спичечных коробков в упаковке, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется? (учащимся выдается упаковка спичечных коробков и отдельно 1 коробок)
4) V1 = abc
а = см, в = см, с = см
5) V2 = abc
а = см, в = см, с = см
6) V1 : V2 = 10
Вывод: 10 коробков в упаковке. (учащиеся работают в группах, самостоятельно проводят необходимые измерения и расчеты, проводят самоконтроль, корректируют свою работу, заполняют листы самооценки)
Прослушивание решений задач, учащиеся отвечают на заданные вопросы.
Физкультминутка
- Дети удобно усаживаются, закрывают глаза, учитель произносит слова:
Напряжение улетело…
И расслабленно все тело,
И расслабленно все тело…
Будто мы лежим на травке…
На зеленой, мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… Ровно… Глубоко…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
Общие задания (работа в группах)
1. Найдите объем бака без крышки. Сколько литров бензина можно влить в этот бак? (размеры 90см х 70см х 70см)
Объем бассейна равен 100 м3, а стороны основания 10 м и 5 м. Сколько квадратных метров кафельной плитки ушло на облицовку бассейна? (2*10*2 + 2*5*2 + 10*5 = 110 м2)
3. Из кирпичей, длина которых 30 см, ширина 10 см и высота 5 см, сложили куб, ребро которого равно 120 см. Сколько кирпичей на это было затрачено? (Ответ: 1152 кирпича)
Итог урока
Домашнее задание: № 842, 846, практическое задание: Найдите объем воздуха в вашей комнате и сравните с нормой.
Рефлексия
Молодцы! Работать с вами было одно удовольствие.
Я прошу оценить свою работу на уроке.
Спасибо за урок!