Цели урока:
Оборудование: раздаточный материал.
I. Тема урока: сравнение обыкновенных дробей. Поставьте цели на сегодняшний урок.
- Итак, сегодня мы будем изучать новую тему. Это своего рода строительство нового дома. А ваши знания – это кварталы и улицы таких домов. Но в этих кварталах каждый дом в некоторой степени зависит от соседнего дома.
- Чтобы дом стоял прочно, надо с умом выбирать для него место. Вот у нас в обучении темы не перескакивают с места на место, а изучаются в строгом порядке. Изучение предметов вводится постепенно. Еще в прошлом году у вас не было каких-то предметов, а в следующем появятся новые. А отчего зависит само строительство дома (знаний) мы разберемся по ходу урока.
II. Устная работа
Для начала надо подготовиться к строительству. Подготовить инструмент, которым будем пользоваться в течение всей стройки. Для нас это вычислительные навыки, умение сравнивать числа.
1. Вычислите:
25:5.3; 60:6.3; 24:12; 80:20.2; 100:10.8; 80:5; 120:3.2; 51:3.2; 46:2
2. Табличные случаи умножения и деления
4x8; 3x9; 8x8; 7x9; 45:5; 36:6; 27:3; 48:8; 81:9; 64:8
3. Сравните:
1234 и 1240; 796 и 769; 939 и 1001; 196 и 169; 29 и 47; 103 и 209
ІІІ. Математический диктант
Теперь мы готовы к строительству. Для любого здания в первую очередь нужен фундамент. Для нашего "дома" фундаментом является тема, которую мы изучали. "Доли и дроби". Кто хорошо усвоил эту тему, у того не вызовет затруднений следующая. А значит дом будет стоять долго и прочно. Для того чтобы проверить прочность фундамента проведем математический диктант.
1. Запишите дробью какая часть фигуры закрашена:
2. Длина провода 15 м. От него отрезали 8м . Какую часть провода отрезали?
3. В железнодорожном составе 16 вагонов. От состава отцепили 9 вагонов. Какую часть состава отцепили?
4. Из 24 га вспахали 8 га. Какую часть всей площади вспахали?
5. Из 28 тетрадей 11 в клетку. Какую часть составляют тетради в клетку?
6. Мама посадила в саду 15 кустов смородины, 5 кустов – красная. Какую часть составляет красная смородина?
7. Расстояние от дома до школы 300 м. Саша прошел 100 м. какую часть пути прошел Саша?
8. На тарелке лежат 10 пирожков, 3 – с мясом. Какую часть составляют пирожки с мясом?
Проверка: на закрытой доске ответы. Самооценка. Выставление оценок карандашом по критериям:
Занести в лист контроля.
- Хороших оценок больше половины, а это значит, что фундамент у дома заложен прочно. Переходим к строительству стен.
ІV. Актуализация опорных знаний
Стены соединяют пол и крышу, изученную тему с новой. Вспомним прошлые уроки и повторим теорию. Закрепим наши понятия и посмотрим, прочны ли у вас стены, будет ли держаться на них крыша.
Стены построены, пора отдохнуть!
Физкультминутка
V. Изучение новой темы
Для крышы нужны балки – это опоры. И я, как прораб, буду класть балки (объяснение материала)
1. На парте три круга, разделенные на доли: зеленый – на 6, желтый – на 4, красный – на 2.
а) Соберите из долей круги одинакового цвета.
б) На сколько разделен каждый круг?
в) Положите 1/2 красного круга, 3/6 зеленого, 2/4 желтого. Что можно сказать о дробях 1/2 и 3/6? ½ и 2/4? 2/4 и 3/6? .
Итак, две равные дроби обозначают одно и то же дробное число. Дробные числа можно сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить
2. На парте круг разделен на 4 части.
а) Покажите 1 долю, обозначьте дробью, обозначьте дробью оставшуюся часть.
б) Сравните части, запишите с помощью дробей.
в) Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
VІ. Закрепление изученного материала
Итак, наш дом готов. Но его надо оформить: вставить рамы и двери, покрасить, украсить. Это делается в новом доме, т.е с использованием полученных знаний по новой теме. № 921, 922 – решение у доски с комментированием.
VІІ. Самостоятельная работа
Наше строительство подошло к концу. Вы получаете задание для самостоятельной работы по новой теме, посмотрим у кого получился дом красивый, со ставнями и заборчиком, а у кого может даже еще без рам и ему придется еще над ним работать.
Сравнить:
7/17 и 9/17
58/119 и 31/119
20/40 и 30/40
119/120 и 118/120
27/50 и 31/50
3/27 и 7/27
79/127 и 87/127
37/40 и 27/40
20/30 и 23/30
149/160 и 150/160
Проверка: на закрытой доске ответы. Самооценка.
Подведение итогов. Рефлексия
По листу самоконтроля выставить оценки и объяснить.
Дискуссионные качели.
- Мне урок понравился, потому что …
- А мне не понравился урок, потому что …
Как вы увидели на этом уроке, каждая новая тема - это здание, которое необходимо строить капитально, на годы. Иначе все ваши новостройки через непродолжительное время рухнут и не оставят после себя и следа. Все зависит только от вас!