Конспект урока математики в 5 классе "Сравнение обыкновенных дробей"

Цели урока:

  • формирование умений сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, отмечать на координатном луче равные дроби;
  • решать проблемные вопросы;
  • развивать память, мышление, речь, внимание, мыслительные операции.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

I. Тема урока: сравнение обыкновенных дробей. Поставьте цели на сегодняшний урок.
- Итак, сегодня мы будем изучать новую тему. Это своего рода строительство нового дома. А ваши знания – это кварталы и улицы таких домов. Но в этих кварталах каждый дом в некоторой степени зависит от соседнего дома.
- Чтобы дом стоял прочно, надо с умом выбирать для него место. Вот у нас в обучении темы не перескакивают с места на место, а изучаются в строгом порядке. Изучение предметов вводится постепенно. Еще в прошлом году у вас не было каких-то предметов, а в следующем появятся новые. А отчего зависит само строительство дома (знаний) мы разберемся по ходу урока.

II. Устная работа

Для начала надо подготовиться к строительству. Подготовить инструмент, которым будем пользоваться в течение всей стройки. Для нас это вычислительные навыки, умение сравнивать числа.

1. Вычислите:
25:5.3; 60:6.3; 24:12; 80:20.2; 100:10.8; 80:5; 120:3.2; 51:3.2; 46:2

2. Табличные случаи умножения и деления
4x8; 3x9; 8x8; 7x9; 45:5; 36:6; 27:3; 48:8; 81:9; 64:8

3. Сравните:
1234 и 1240; 796 и 769; 939 и 1001; 196 и 169; 29 и 47; 103 и 209

ІІІ. Математический диктант

Теперь мы готовы к строительству. Для любого здания в первую очередь нужен фундамент. Для нашего "дома" фундаментом является тема, которую мы изучали. "Доли и дроби". Кто хорошо усвоил эту тему, у того не вызовет затруднений следующая. А значит дом будет стоять долго и прочно. Для того чтобы проверить прочность фундамента проведем математический диктант.

1. Запишите дробью какая часть фигуры закрашена:

Запишите дробьюЗапишите дробью

2. Длина провода 15 м. От него отрезали 8м . Какую часть провода отрезали?

3. В железнодорожном составе 16 вагонов. От состава отцепили 9 вагонов. Какую часть состава отцепили?

4. Из 24 га вспахали 8 га. Какую часть всей площади вспахали?

5. Из 28 тетрадей 11 в клетку. Какую часть составляют тетради в клетку?

6. Мама посадила в саду 15 кустов смородины, 5 кустов – красная. Какую часть составляет красная смородина?

7. Расстояние от дома до школы 300 м. Саша прошел 100 м. какую часть пути прошел Саша?

8. На тарелке лежат 10 пирожков, 3 – с мясом. Какую часть составляют пирожки с мясом?

Проверка: на закрытой доске ответы. Самооценка. Выставление оценок карандашом по критериям:

  • 10-9 правильных ответов – "5";
  • 8-7 правильных ответов – "4";
  • 6-5 правильных ответов – "3";
  • меньше 5 правильных ответов – оценка "2".

Занести в лист контроля.
- Хороших оценок больше половины, а это значит, что фундамент у дома заложен прочно. Переходим к строительству стен.

ІV. Актуализация опорных знаний
Стены соединяют пол и крышу, изученную тему с новой. Вспомним прошлые уроки и повторим теорию. Закрепим наши понятия и посмотрим, прочны ли у вас стены, будет ли держаться на них крыша.

  1. Какую запись мы называем обыкновенной дробью?
  2. Что показывает числитель?
  3. Что показывает знаменатель?
  4. Какая дробь называется правильной?
  5. Какая дробь называется неправильной.
  6. Чему равна дробь, у которой числитель и знаменатель равны?

Стены построены, пора отдохнуть!

Физкультминутка

V. Изучение новой темы

Для крышы нужны балки – это опоры. И я, как прораб, буду класть балки (объяснение материала)

1. На парте три круга, разделенные на доли: зеленый – на 6, желтый – на 4, красный – на 2.

а) Соберите из долей круги одинакового цвета.
б) На сколько разделен каждый круг?
в) Положите 1/2 красного круга, 3/6 зеленого, 2/4 желтого. Что можно сказать о дробях 1/2 и 3/6? ½ и 2/4? 2/4 и 3/6? .

Итак, две равные дроби обозначают одно и то же дробное число. Дробные числа можно сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить

2. На парте круг разделен на 4 части.

а) Покажите 1 долю, обозначьте дробью, обозначьте дробью оставшуюся часть.
б) Сравните части, запишите с помощью дробей.
в) Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

VІ. Закрепление изученного материала

Итак, наш дом готов. Но его надо оформить: вставить рамы и двери, покрасить, украсить. Это делается в новом доме, т.е с использованием полученных знаний по новой теме. № 921, 922 – решение у доски с комментированием.

VІІ. Самостоятельная работа

Наше строительство подошло к концу. Вы получаете задание для самостоятельной работы по новой теме, посмотрим у кого получился дом красивый, со ставнями и заборчиком, а у кого может даже еще без рам и ему придется еще над ним работать.

Сравнить:

7/17 и 9/17
58/119 и 31/119
20/40 и 30/40
119/120 и 118/120
27/50 и 31/50

3/27 и 7/27
79/127 и 87/127
37/40 и 27/40
20/30 и 23/30
149/160 и 150/160

Проверка: на закрытой доске ответы. Самооценка.

Подведение итогов. Рефлексия

По листу самоконтроля выставить оценки и объяснить.

Дискуссионные качели.
- Мне урок понравился, потому что …
- А мне не понравился урок, потому что …

Как вы увидели на этом уроке, каждая новая тема - это здание, которое необходимо строить капитально, на годы. Иначе все ваши новостройки через непродолжительное время рухнут и не оставят после себя и следа. Все зависит только от вас!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!