Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели:
- усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков применения их при решении задач, уравнений;
- развитие памяти учащихся, культуры устной речи, познавательного интереса школьников;
- воспитать ответственное отношение к учебному труду, самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: презентация урока, карточки с заданиями к игре «Поле чудес», карточки к проверочной работе.
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
Слайд 2
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, мы посетим страну «Обыкновенные дроби». В этой стране мы сделаем несколько остановок: побываем в «деревне Исторической», посетим «замок Кроссвордный», заглянем на «Тестодром», поиграем на «Поле чудес», отдохнём на «поляне Цветов», одолеем «горы Ума», побродим в «лесу Сказочном».
На каждой остановке вам надо будет показать свои знания правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, умение применять их при решении задач ,проявить активность, находчивость и смекалку.
Слайд 3. Попасть в страну Обыкновенные дроби, минуя «деревню Историческую» нельзя. Поэтому первую остановку мы сделаем здесь - Древняя Русь.
Историческая справка. В русских рукописных арифметиках XVII века дроби называли долями, позднее «ломаными числами». На Руси применялись «треть» и «половина». Другие дроби получали из них с помощью деления пополам. Например, вместо того, чтобы сказать «одна двенадцатая», говорили «пол-пол-трети». На Руси долгое время применяли следующие названия для дробных чисел:
1/2 - половина, полтина
1/3 – треть
1/4 – четь
1/6 – полтреть
1/8 - полчеть
1/12 - полполтреть
1/16 - полполчеть
1/24 - полполполтреть (малая треть)
1/32 – полполполчеть(малая четь)
1/5 – пятина
1/7 - седьмина
1/10 - десятина
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение и анализ основных фактов.
Слайд 9 - 10. Следующая остановка «замок Кроссвордный», здесь нам нужно отгадать кроссворд.
По вертикали:
1. Как называется дробь, записанная в виде?
По горизонтали:
2. Как называется дробь, у которой числитель и знаменатель делятся на одно и то же число?
3. Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю?
4. Как называется число, записанное над чертой дроби?
5. Как называется число, записанное под чертой дроби?
6. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?
Слайд 11. А сейчас мы заглянем на «Тестодром», где ребята должны найти и показать правильные ответы на вопросы, подняв соответствующую сигнальную карточку.
Слайд 12. Затем ребята находят в таблице соответствующие полученным числам буквы.
Слайд 13. Ребята составляют слово.
1 2 3 4 5 6 7
М О Л О Д Е Ц
Слайд 14-21. Сейчас отдохнём на «поляне Цветов», сделаем зарядку и нарвём цветов. Но цветы на ней необыкновенные. Каждый цветок – это правило, которое мы должны вспомнить и рассказать.
Если «да» - учащиеся делают наклон вперед, руки на пояс; если «нет» - повороты туловищем влево и вправо, руки за голову.
1) Минута – это 1/60 часть часа
2) 15 минут – это треть часа.
3) Один час – это 1/12 часть суток
4) Месяц – это 1/12 часть года
5) На уроке мне интересно.
5. Проверка умений учеников самостоятельно применять знания.
Слайд 22-24. Чтобы одолеть «горы Ума» надо решить задачи
Водопад «Задач» Решить как, можно, больше задач. За каждую правильно решенную задачу вы получаете 5 баллов.
Карточка 1.
Расстояние от опушки леса до станции 20 км. Путник прошел этого расстояния. Сколько километров осталось ему идти?
Решение: 20 : 5 = 4; 20 - 4 = 16 км осталось
Карточка 2.
На капитана баскетбольной команды приходится всех полученных очков в игре. Сколько всего очков получено этой командой в игре, если капитан принес команде 24 очка?
Карточка 3.
Площадь квартиры 60 м2. Кухня занимает этой площади. Найдите площадь кухни.
Карточка 4.
Вокруг поляны находилось 36 деревьев. этих деревьев составляли сосны, а оставшихся деревьев ели. Сколько елей было вокруг поляны?
Решение: 36:6 = 6 сосен, 36 - 6 = 30 остальные, 30 : 2 = 15 ели
Карточка 5.
В начальных классах учатся 420 человек. этих учащихся посещают музыкальную школу. Сколько учащихся не посещают музыкальную школу?
Карточка 6.
Для сдачи зачета Пете надо решить 15 задач, а он решил от всех задач, сколько задач решил Петя?
Карточка 7.
Крокодил Гена прочитал книги о строительстве домов. Сколько страниц прочитал Гена, если в книге всего 136 страниц?
Карточка 8.
В соревновании участвовало 24 мальчика. Они составляли 3/8 всех участников. Сколько всего детей участвовало в соревновании?
Карточка 9.
Миша прочитал 6/7 книги, что составило 42 страницы. Сколько всего страниц в книге?
Карточка 10.
Было 640 л молока. В цистерну налили 5/8 этого молока, а остальное молоко разлили в бидоны, наливая в каждый по 4 л. Сколько понадобилось бидонов?
Домашнее задание: усвоение ведущих идей и основных теорий.
Слайд 11. Последняя остановка в «лесу Сказочном». Учащимся предлагается дома составить кроссворд или написать сказку о «стране Обыкновенные дроби».
Рефлексия урока.
Подведение итогов урока