При планировании урока по теме «Что такое процент? Как число выразить в процентах» использованы разнообразные приемы, активизирующие мыслительную деятельность учеников. Использование слайдовой презентации на уроке позволяет эффективно усвоить и закрепить новое понятие процента. Формы организации учебной работы способствуют развитию самостоятельности, вовлечению всех учащихся в процесс познания.
Цель урока:
образовательная: изучение и закрепление понятия «процент», формирование умения выражать числа в процентах и проценты выражать в виде дроби.
развивающая: совершенствование вычислительных способностей учащихся и формирование познавательных способностей; развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах;
воспитательная: развитие математической культуры речи; формирование навыков само- и взаимоконтроля, само-и взаимооценки.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Мотивация к уроку. Выполни действия и «угадай слово»
1) 100 * 0,7=
2) 0,1 * 100=
3) 0,2 : 0,01=
4) 0,24 : 0,01=
5) 17,5 : 100=
6) 175 : 100=
7) 8 : 100=
7 |
70 |
1 |
2 |
20 |
24 |
0.175 |
1.75 |
80 |
0.08 |
10 |
у |
п |
в |
л |
о |
ц |
е |
н |
к |
т |
р |
Ответ: слово «процент»
3. Стартовый рейтинг. (Заранее подготовленный ученик выступает с информацией ).
В повседневной жизни человек использует дроби, поэтому придумал для них специальные названия. Например, ½ - половина, 1/3 – треть, ¼ - четверть, ¾ - три четверти. Дробь 1/100 - также часто используется человеком. Например, сотая часть центнера называется килограммом, сотая часть тенге называется тиын, сотая часть доллара - цент, сотая часть метра-сантиметр и т. д. Поэтому дробь 1/100 тоже имеет специальное название. Одну сотую часть целого называют процентом. Отсюда вытекает, что целое составляет 100 процентов. Когда число записывается цифрами вместо слова «процент» пишется символ %. Например, выражение «три процента» пишется так: 3%. Итак:1%=1/100, 1%=0,01.
4. Усвоение новых знаний (самостоятельно):
Из равенств 1%=1/100, 1%=0,01 следует, что любое число процентов можно заменить обыкновенной дробью, десятичной дробью, числом. И наоборот, любое число, дробь можно выразить в процентах. Работа в паре (взаимообучение). Каждый ученик получает инструкцию по выполнению.
Инструкция по выполнению.
1) Читай текст на странице 318. Самостоятельно изучи ответ на вопрос: как выразить проценты дробью?
2) Рассмотри приведенные примеры. Приведи свои примеры.
3) Выполни самостоятельно задание №1:
100%=…,50%=…,75%=…,25%=…, 45%=…,200%=…
4) Расскажи соседу как выразить проценты дробью, приведи примеры и сделай соответствующие записи в его тетрадь.
5) Обменяйтесь заданиями с соседом.
6) Выполни задание соседа. Осуществите взаимопроверку. Если ответы не одинаковые обратитесь к учителю.
Инструкция по выполнению.
1) Читай текст на странице 318. Самостоятельно изучи ответ на вопрос: как выразить число в процентах?
2) Рассмотри приведенные примеры. Приведи свои примеры.
3) Выполни самостоятельно задание № 2:
1=…%,2=…%,5=…%,0,5=…%0,25=…%,0,75=…%
4) Расскажи соседу как выразить число в процентах, приведи примеры и сделай соответствующие записи в его тетрадь.
5) Обменяйтесь заданиями с соседом.
6) Выполни задание соседа. Осуществите взаимопроверку.
Если ответы не одинаковые обратитесь к учителю.
Супер физкультминутка для урока (видео- зарядка)
5. Проверка понимания нового материала.
а)Тест. Запиши проценты десятичными дробями.
Цель: проверить, как учащиеся научились выражать проценты десятичными дробями.
1. Запиши 6% десятичной дробью:
А.6 В.0,6 С.0,06 Д.не знаю;
2. Запиши 10% десятичной дробью
А.1 В.0,1 С.0,01 Д.100
3. Запиши 140% десятичной дробью
А.1,4 В.14 С.0,14 Д.0,104;
4. Запиши 300% десятичной дробью
А.0,03 В.0,3 С.30 Д.3;
5. Запиши 116% десятичной дробью
А.11,6 В.116% С.1,16 Д.0,116
Ответы: Проверь себя: 1с 2в 3а 4д 5с
б) Игра «Светофор» Выбери правильный ответ. Ученики поднимают зеленый квадрат или красный квадрат.
Цель: проверить, как учащиеся научились дроби выражать в процентах.
(90% или 9%), (93% или 9,3%), 0,8 (80% или 8%), 0,08(8% или 80%), 1,6 (160%или 16%)
в) Выбери верное равенство (в полной версии документа)
6. Закрепление.
Самостоятельная работа. (С последующей самопроверкой)
7. Домашнее задание: выучить правила
выполнить уровень А № 1266 (1 строка)
уровень В № 1272
уровень С №1280
8. Рефлексия: У каждого ученика есть сигнальные карточки красного, желтого и зеленого цвета. «Все понял, работал активно» поднимает зеленую карточку. «Работал на уроке, но есть вопросы» поднимает желтую карточку.«Все непонятно….» поднимает красную карточку.
9. Оценивание учеников.