Конспект урока: Системы счисления

Цели: Обобщение и применение для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.

Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи урока: развить алгоритмическое мышление, память и внимательность.

углубить, обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

расширить представления о системах счисления, показать разнообразие применения числа.

развить познавательный интерес и логическое мышление. 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала.

На доске: тема урока «Системы счисления».

На партах детей разложены учебники, рабочие тетради, буклет к уроку.

Учитель приветствует детей.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную. Поэтому цель сегодняшнего урока - обобщить и применить для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную.

Наш урок начну со слов Иоганна Гете: «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир».

А впереди нас ждет “Веселая разминка”.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

Ответы на поставленные вопросы будете записывать в тетрадь.

(Ребята одновременно работают в рабочей тетради)

1. Когда дважды два равно 100?

У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет.

Старший учится в 1001 классе. Может ли быть такое?

 Ответ: У меня 4 братьев. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет.

Старший учится в 9 классе. 

3. Обобщение знаний.

Мы переходим к следующему этапы нашего урока. Вам понадобиться не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.

Но прежде ответьте на вопросы:

1.   Какую систему счисления мы используем в обычной жизни?

2.   Что является основанием данной системы счисления?

3.   Как представлена числовая информация в компьютере? Какая система счисления при этом используется?

4.   Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?

“Эврика”

Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа? На эти вопросы, нам помогут  ответить те задания, которые вы сейчас выполните.

Задания разного уровня сложности:

1. УРОВЕНЬ

 

1. Ей было 1100 лет,

Она в 101-ый класс ходила,

В портфеле по 100  книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком(10) ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним(1) хвостом, зато 100-ногий.

 

Она ловила каждый звук

Своими десятью(10) ушами,

И десять(10) загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять(10) темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

 

1. Ей было 12 лет,

Она в 5 -ый класс ходила,

В портфеле по  4 книги  носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля 2 ногами,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С 1 хвостом, зато 2-ногий.

 

 

Она ловила каждый звук

Своими 2 ушами,

И 2 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 2 темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

 

 2. УРОВЕНЬ

1. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?

Подсказка: 10012  ответ 9

2. Сколько вершков в аршине?

Подсказка: 100002 Ответ 16

3. Сапоги какого размера носил дядя Степа?

Подсказка: 1011012 Ответ 45

4. Сколько глаз у пиявки?

Подсказка: 10102         Ответ 10 

3. УРОВЕНЬ

1. Определите четное число или нечетное:

а) 10012  

б) 110002

в) 11001002

г) 100112

Сформулируйте критерий четности в  двоичной системе.

Ответы 9, 24,100,19

2. Какое максимальное число можно  записать в двоичной системе счисления  восьмью цифрами?

111111112=25510

Учащиеся выполняют задания выбранного уровня. Проверка с экрана проектора из презентации  СЛАЙДЫ. За правильно выполненную работу получают жетоны желтого (1 уровень), зеленого (2 уровень), красного(3 уровень) цветов.

4. Этап закрепления, проверки полученных знаний.

Далее нас ждут более сложные задания.

-Необходимо вспомнить два способа оформления перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему (табличный и столбиком).

Победит та группа, которая сумеет: быстро решить задания; сделать пояснения; сумеет организовать свою деятельность так, чтобы количество выполненных заданий было максимальным. Группе победителю представиться возможность первой обработать данные на компьютере и выполнить построение.

1 уровень

Перевести из десятичной системы счисления  в двоичную систему счисления числа: 100; 37.

2 уровень

Перевести из десятичной системы счисления  в двоичную систему счисления числа: 168; 241.

3 уровень

Перевести из десятичной системы счисления  в восьмеричную систему счисления числа: 168; 241.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Смотри презентацию)

5. Этап систематизации, обобщения изученного.

Класс разбивается на группы по два человека.

Группа  приступает к выполнению задания на компьютере.

Задание 1:

Необходимо в среде “Калькулятор” выполнить перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Значения оформить в виде записи координат точек. Полученные координаты, отметить на плоскости (в рабочей тетради), поочередно соединить точки, продемонстрировать полученную фигуру.

Задание 2:

Вторая группа получает карточки, на которых записаны числа в двоичной системе счисления. Выполнить перевод чисел в десятичную систему счисления. На доске выбрать полученный результат. Затем с помощью калькулятора найти сумму десятичных чисел по строкам ( по горизонтали),   столбцам (по вертикали) и по диагоналям. Сделать вывод.

 

111

1100

1

1110

10

1101

1000

1011

10000

11

1010

101

1001

110

1111

100

В результате полученные суммы - одинаковы (равны 34).

Спросить детей, знают ли они, как называются такие квадраты.

6. Сообщение « Магические квадраты».

7. Подведение итогов.

Учитель: В чем же состоит магия числа?

Прочитать числовые СТИХИ!!!

8. Творческое домашнее задание:

Придумай свой рисунок, опиши его в десятичной и двоичной системах счисления.

Выполни рисунок на листе бумаги в клетку.

 

Скачать