Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика»: Учебник для 6 класса Босовой Л.Л., - 2006г.
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка (цели, место в уч. процессе, формы контроля, формы организации)
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Содержание учебного курса
Учебно-тематический план
Основное содержание курса «Информатика 6».
Литература и средства обучения
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы
Подробное календарно – тематическое планирование
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 6 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 6 класса. Программа составлена с учётом изучения учащимися информатики в 5 классе. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
- научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
- формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
- формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
- формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Креативность данной рабочей учебной программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорно. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны уметь построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
- контрольная работа;
- практикум.
Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий
Рабочая программа курса «Информатика» для 6-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Учащиеся должны знать/понимать:
- требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях, назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;
- основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;
- виды систем счисления;
- правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;
- способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;
- как человек познает мир через органы чувств;
- об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;
- как образуются понятия;
- отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;
- различия общих и единичных понятий, примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
- возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;
- как определяется понятие; понятие классификации, признака классификации;
- понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их получения;
- определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;
- представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;
- способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков;
- правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;
- правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков;
- понятие цикла, его разновидности.
уметь:
- соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;
- приводить примеры различных систем счисления, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в WORD;
- приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в процессоре WORD;
- переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;
- объяснять принципы двоичного кодирования графической информации;
- кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текст;
- приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации;
- приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в WORD;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;
- различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;
- приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему;
- приводить примеры данных логических отношений;
- составлять план преобразования информации различными способами;
- приводить примеры классификаций по определенному признаку;
- приводить примеры различные виды суждений;
- приводить примеры умозаключений;
- приводить примеры алгоритмов;
- составлять алгоритмы и записывать их различными способами;
- составлять циклические алгоритмы;
- работать в программе PowerPoint.
Содержание курса информатики
и информационных технологий для 6 класса
Содержание курса информатики и информационных технологий для 6 класса в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Теоретическая информатика:
– Информатика и информация.
– Многообразие форм представления информации.
– Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
– Кодирование информации.
– Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
– Системы счисления.
– Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
– Единицы измерения информации.
– Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия.
– Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
– Исполнители алгоритмов, СКИ.
– Способы записи алгоритмов.
Средства информатизации:
– Аппаратное обеспечение компьютера.
– Виды памяти в компьютере.
– Информационные носители.
– Файл, основные операции с файлами.
– Программное обеспечение компьютера.
– Назначение операционной системы.
– Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
Информационные технологии:
– Текстовый редактор: назначение и основные функции.
– Графический редактор: назначение и основные функции.
– Калькулятор и его возможности.
– Мультимедийные технологии.
Социальная информатика:
– Предыстория информатики.
– Основные этапы развития вычислительной техники.
– Роль информации в жизни общества.
– Информационная этика.
Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокого изучения предмета в 7-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Практико – ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
Учебно-тематический план «Информатика в 6 классе» (34 часа)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
В том числе: |
|
Практические работы |
Контр. работы |
|||
Тема 1. Компьютер и информация (12 часов). |
||||
1 |
Компьютер как универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности |
1 |
|
|
2 |
Файлы и папки
|
1 |
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1». |
|
3 |
Информация в памяти компьютера
|
1 |
|
|
4 |
Двоичная система счисления
|
1 |
Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором Word». |
|
5 |
Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления
|
1 |
|
|
6-7 |
Тексты в памяти компьютера Кодирование текстовой информации
|
1 |
Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». |
|
8 |
Создание документов в текстовом процессоре WORD
|
1 |
|
|
9 |
Растровое кодирование графической информации
|
1 |
|
|
10 |
Векторное кодирование графической информации
|
1 |
|
|
11 |
Единицы измерения информации
|
1 |
Практическая работа № 4 «Нумерованные списки». |
|
12 |
Контрольная работа № 1 по теме«Компьютер и информация»
|
|
|
1 |
Тема 2 .Человек и информация (12 часов) |
||||
13 |
Информация и знания
|
1 |
Практическая работа № 5 «Маркированные списки». |
|
14 |
Чувственное познание мира
|
1 |
Практическая работа № 6 «Создаем таблицы». |
|
15 |
Понятие как форма мышления
|
1 |
Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице». |
|
16 |
Как образуются понятия
|
1 |
Практическая работа № 8 «Строим диаграммы». |
|
17 |
Структурирование и визуализация информации
|
1 |
|
|
18 |
Содержание и объем понятия
|
1 |
|
|
19 |
Отношение тождества, пересечения и подчинения
|
1 |
Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint». |
|
20 |
Отношение соподчинения, противоречия и противоположности
|
1 |
|
|
21 |
Определение понятия Классификация
|
1 |
Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе». |
|
22 |
Суждения как форма мышления |
1 |
|
|
23 |
Умозаключения как форма мышления
|
1 |
Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word». |
|
24 |
Контрольная работа № 2 по теме " Человек и информация"
|
|
|
1 |
Тема 3. Элементы алгоритмизации (10 часов) |
||||
25 |
Понятие алгоритма
|
1 |
Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему». |
|
26 |
Исполнители вокруг нас
|
1 |
|
|
27 |
Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов
|
1 |
Практическая работа № 13 «PowerPoint. Часы». |
|
28 |
Линейный алгоритм
|
1 |
|
|
29 |
Алгоритмы с ветвлением
|
1 |
Практическая работа № 14 «PowerPoint. Времена года». |
|
30 |
Алгоритмы с ветвлением
|
1 |
|
|
31 |
Циклические алгоритмы
|
1 |
Практическая работа № 15 «PowerPoint. Скакалочка». |
|
32 |
Циклические алгоритмы
|
1 |
Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2». |
|
33 |
Контрольная работа № 3 по теме "Элементы алгоритмизации" |
|
«Создаем слайд-шоу». |
1 |
34 |
Итоговый урок. |
1 |
|
|
Скачать полную версию