Учебник: Н. Угринович «Информатика – 9»
Количество часов: 68
В программу вошли разделы:
Нормативные документы
Перечень средств ИКТ
Информационно-методическое обеспечение
Содержание программы
Требования к уровню подготовки
Учебно-тематический план
Календарно – тематическое планирование
1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п/п |
Нормативные документы |
1 |
Закон об образовании РФ. |
2 |
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. |
3 |
Обязательный минимум содержания основного общего образования по информатике и ИКТ. |
4 |
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Информатика. «Дрофа». Москва. 2004. |
2. Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
2.1 Аппаратные средства
- Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование
бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
2.2 Программные средства
3. Общая характеристика образовательной области
Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, представлена в двух аспектах.
Первый аспект — системно - информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.
Второй аспект данной общеобразовательной области — методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологии. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.
Цели изучения образовательной области:
Основная цель базового изучения основ информатики в МОУ Бельская СОШ — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности:
- Формирование основ научного мировоззрения. Формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
- Развитие мышления школьников.
- Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.
Место образовательной области "Информатика и ИКТ" в учебном плане МОУ...
Первый этап (VII, VIII, IX классы) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике
Второй этап (X, XI классы) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, курсы, ориентированные на углубленное изучение предмета.
3. Информационно-методическое обеспечение
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
3 |
Н. Угринович |
Информатика (базовый курс 9) |
2009 |
Бином |
4 |
Н. Угринович |
Методическое пособие для учителя (7-11 класс) |
2009 |
Бином |
4. Основыне содержательные линии базового курса информатики
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:
- вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;
- вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);
- способы представления информации (условно «линия представления информации»),
- методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);
- вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,
- возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);
- вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);
- этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;
- получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;
- познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;
- иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.
ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- понять функции языка как способа представления информации;
- познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;
- получить представление о типах величин;
- познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;
- знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:
- уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
- освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;
- получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;
- получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;
- понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;
- знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
- определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);
- записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.
ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;
- понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;
- узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;
- узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;
- познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
- знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;
- иметь представление о программном обеспечении компьютера;
- уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;
- уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя..
ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- получить представление о моделировании как методе научного познания;
- понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;
- уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера..
ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обязательный минимум содержания учебного материала
Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:
- знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
- пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
- пользоваться простым графическим редактором;
- обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
- осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
- иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
- иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
- исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);
- набирать на компьютере и корректировать простой текст;
- строить простейшее изображение с помощью графического редактора;
- уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);
- уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;
- иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.
Учебник: Н. Угринович «Информатика – 9»
Количество часов: 68
№ п/п |
Тема (содержательные линии) |
Кол-во часов |
Обязательный минимум |
Возможности углубления |
Мониторинг |
I |
Кодирование и обработка графической и текстовой информации
Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс ГР. Анимация. Цифровое фото и видео. Кодировании е текстовой информации. Работа в текстовых редакторах. |
6 |
Знать: - понятие пространственной дискредитации; - различные виды графики; - основные возможности графических редакторов; -принципы кодирования и обработки звуковой, фото и видеоинформации. Уметь: - кодировать различную информацию; - использовать в работе различные виды векторной и растровой графики; - уметь пользоваться цифровыми устройствами (фото и видеокамерами). |
Работа с программами видеообработки и текстовыми процессорами.
|
П/р №1-6 |
II |
Кодирование и обработка числовой информации. Работа в электронных таблицах. Создание баз данных в ЭТ |
7 |
Знать: Позиционные и непозиционные системы, правила перевода чисел в двоичную систему счисления, назначение и функции электронных таблиц. Уметь: Переводить числа в двоичную и десятичную систему, складывать и умножать числа, представленные в двоичной системе. Вносить информацию в ЭТ, производить вычисления по формулам, строить диаграммы и графики. |
|
П/р №7-9 |
III |
Моделирование и формализация.
Модели. Виды моделей (табличные, информационные). Визуализация. Модели знаний. Анализ запутанных ситуаций. Исследование моделей на компьютере. Информационные модели управления объектами. |
6 |
Знать: - смысл понятия «модель», его назначение; - виды моделей; - этапы исследования модели на компьютере. Уметь: - строить модели; - использовать компьютер для моделирования. |
Исследование моделей на компьютере. |
П/р №10-12 К/р №1 |
IV |
Хранение, поиск и сортировка информации.
Табличные базы данных. Основные понятия, типы данных, СУБД и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации, логические значения, выражения. Поиск, удаление, сортировка данных. |
3 |
Знать: -способы организации БД; - назначение основных элементов окна БД; - методы ввода данных в базу; - способы поиска и сортировки данных. Уметь: - находить нужные данные в готовой БД; - создавать собственную БД; - создавать производные объекты в БД. |
Создание различных видов запросов. |
П/р №13-15 |
V |
Коммуникационные технологии. Процесс передачи информации. Источник и приёмник информации, сигнал. Кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта, правила переписки. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники. Архивирование и разархивирование. |
8 |
Знать: - технологию передачи информации; - понятия «кодирование», «декодирование», скорость передачи информации; - структуру локальных и глобальных компьютерных сетей; - протоколы передачи , адресацию в Интернете; - виды услуг компьютерных сетей; - основы технологии WWW. Уметь: - создавать архив файлов и раскрывать его при помощи программы-архиватора; - производить поиск информации в локальной сети; - объяснять принцип работы глобальной сети Интернет. |
Работа в локальной и глобальной компьютерных сетях. |
П/р №16-23 |
VI |
Информатизация общества.
Информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Искусственный интеллект. Базы знаний. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. |
3 |
Знать: - основные информационные процессы в природе, обществе, технике; - понятие «искусственный интеллект», «базы знаний», их назначение. Уметь: -приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технике; - объяснить смысл изучения «искусственного интеллекта»; - работать с базами знаний. |
Работа с информационно – правовыми системами. |
К/р №2 |
Календарно-тематическое планирование (9 класс)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
№ урока |
Тема урока |
Деятельность по предмету |
Мониторинг |
I |
Кодирование и обработка графической и мультимедий ной информации
Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование и обработка числовой информации |
9
7 |
1 неделя |
1/1 |
ТБ и ПБ в кабинете информатики и ИКТ. Кодирование графической информации. |
Работа с растровыми и векторными ГР. Работа с фото и видеокамерами. |
П/р №1 Кодирование графической информации. |
1 неделя |
2/2 |
Пространственная дискретизация |
П/р №2 Редактирование изображений в растровом графическом |
||||
2 неделя |
3/3 |
Растровые изображения на экране монитора . |
П/р №3 Кодирование и обработка звуковой информации |
||||
2 неделя |
4/4 |
Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB |
|||||
3 неделя |
5/5 |
Растровая и векторная графика |
|
||||
3 неделя |
6/6 |
Интерфейс и основные возможности графических редакторов . |
|
||||
II |
4 неделя |
7/7 |
Кодирование и обработка звуковой информации |
|
|
||
4 неделя |
8/8 |
Цифровое фото и видео |
|||||
5 неделя |
9/9 |
Тестирование по теме. |
|||||
5 неделя |
10/1 |
Кодирование и обработка текстовой информации |
|
||||
6 неделя |
11/2 |
Создание документов в текстовых редакторах |
|||||
6 неделя |
12/3 |
Ввод, редактирование сохранение и печать документа |
П/р №9 Построение диаграмм и графиков. |
||||
7 неделя |
13/4 |
Форматирование документа, символов и абзацев. |
|||||
|
5 |
7 неделя |
14/5 |
Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. |
|
|
|
8 неделя |
15/6 |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов |
|||||
8 неделя |
16/7 |
Тестирование по теме |
П/р №11 Биологическая модель развития популяций |
||||
|
|
Кодирование и обработка числовой информации |
|||||
9 неделя |
17/1 |
Кодирование числовой информации |
К/р №1 |
||||
9 неделя |
18/2 |
Представление числовой информации с помощью систем счисления |
|||||
IV |
4 |
10 неделя |
19/3 |
Арифметические операции в позиционных системах счисления |
. |
П/р №13 Сортировка данных в электронных таблицах. Создание однотабличной базы данных. |
|
10 неделя |
20/4 |
*Двоичное кодирование чисел в компьютере |
П/р №14 Поиск информации базах данных. |
||||
11 неделя |
21/5 |
Электронные таблицы |
П/р №15 Создание и редактирование базы данных «Записная книжка». |
||||
V |
|
8 |
11 неделя |
22/6 |
Основные параметры электронных таблиц |
|
П/р №16 Предоставление доступа к диску на компьютере, |
12 неделя |
23/7 |
Основные типы и форматы данных |
|||||
12 неделя |
24/8 |
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки |
П/р №17 Подключение к Интернету. |
||||
13 неделя |
25/9 |
Встроенные функции |
П/р №18 «География» Интернета. |
||||
13 неделя |
26/10 |
Построение диаграмм и графиков |
П/р №22, 21 Поиск информации в Интернете. Загрузка файлов с серверов файловых архивов. |
||||
14 неделя |
27/11 |
Базы данных в электронных таблицах |
П/р №19-20 «Путешествие» по Всемирной паутине. Работа с электронной Web-почтой. |
||||
14 неделя |
28/12 |
Представление базы данных в виде таблицы и формы |
П/р №23 Разработка сайта с использованием Web-редактора. |
||||
15 неделя |
29/13 |
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
|||||
|
|
|
15 неделя |
30/14 |
Обобщающий урок по теме. Тестирование |
|
|
|
Основы логики. |
|
16 неделя |
31/1 |
Логика. Формы мышления |
|
|
16 неделя |
32/2 |
Логические выражения |
|
|
|||
17 неделя |
33/3 |
Таблицы истинности |
|
|
|||
17 неделя |
34/4 |
Решение логических задач |
|
|
|||
18 неделя |
35/5 |
Обобщение темы. Тестирование |
|
|
|||
VI |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
|
4 |
18 неделя |
36/1 |
Алгоритм и его формальное исполнение |
|
К/р №2 |
19 неделя |
37/2 |
Свойства алгоритма и его исполнители |
|||||
19 неделя |
38/3 |
Блок-схемы алгоритмов. |
|||||
20 неделя |
39/4 |
Выполнение алгоритмов компьютером |
|
|
|||
20 неделя |
40/5 |
Кодирование основных типов алгоритмических структур |
|
|
|||
21 неделя |
41/6 |
Линейный алгоритм
|
|
|
|||
21 неделя |
42/7 |
Алгоритмическая структура «ветвление» |
|
|
|||
22 неделя |
43/8 |
Алгоритмическая структура «выбор»
|
|
|
|||
22 неделя |
44/9 |
Алгоритмическая структура «цикл» |
|
|
|||
23 неделя |
45/10 |
Переменные: тип, имя, значение
|
|
|
|||
23 неделя |
46/11 |
Арифметические, строковые и логические выражения |
|
|
|||
|
24 неделя |
47/12 |
Основы объектно-ориентированного визуального программирования |
|
|
||
|
24 неделя |
48/13 |
Решение задач |
|
|
||
25 неделя |
49/14 |
Контрольная работа |
|
|
|||
25 неделя |
50/15 |
Обобщающий урок по теме. |
|
|
|||
|
Моделирование и формализация |
|
26 неделя |
51/1 |
Окружающий мир как иерархическая система |
|
|
26 неделя |
52/2 |
Моделирование, формализация, визуализация |
|
|
|||
27 неделя |
53/3 |
Моделирование как метод познания
|
|
|
|||
27 неделя |
54/4 |
Материальные и информационные модели |
|
|
|||
28 неделя |
55/5 |
Формализация и визуализация моделей |
|
|
|||
28 неделя |
56/6 |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере |
|
|
|||
29 неделя |
57/7 |
Построение и исследование физических моделей |
|
|
|||
29 неделя |
58/8 |
Приближенное решение уравнений |
|
|
|||
30 неделя |
59/9 |
Экспертные системы распознавания химических веществ |
|
|
|||
30 неделя |
60/10 |
Информационные модели управления объектами |
|
|
|||
31 неделя |
61/11 |
Обобщающий урок по теме |
|
|
|||
|
Информатизация общества |
|
31 неделя |
62/ 1 |
Информационное общество |
|
|
32 неделя |
63/2 |
Информационная культура |
|
|
|||
32 неделя |
64/3 |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
|
|
|||
33 неделя |
65/4 |
Защита и охрана информации. |
|
|
|||
3 неделя |
66/5 |
Итоговое повторение. Тестипрование |
|
|
|||
|
|
|
34 неделя |
67/6 |
Итоговое повторение. Тестирование |
|
|
|
|
|
34 неделя |
68/ |
Итоговое повторение |
|
|