Для проведения в 6 классе.
Цели урока:
Включите "волшебный фонарь воображения":
На свете все На все Похоже: Змея – На ремешок Из кожи;
|
Луна – На круглый глаз Огромный; Журавль – На тощий Кран подъемный; |
Кот полосатый – На пижаму. Я – на тебя, А ты – На маму.
|
- О чем вы подумали, что представили, когда я читала стихотворение?
- Получается, что предметы могут быть похожи, а могут различаться.
- Какой прием использован в этом стихотворении?
- Как вы думаете, какова тема урока? Чему мы будем учиться? (Учимся сравнивать)
- Что вы ждете от данной темы, от сегодняшнего урока?
- А для чего нам нужны знания по этой теме?
- Как мы будем это достигать? (Нам нужно узнать, что такое сравнение, как сравнивать предметы между собой, какие задания будут на уроке)
Работа в тетради. Запишем число, тему урока.
- Как вы считаете, что такое сравнение?
- Вернемся к нашему стихотворению: всегда ли кот похож на пижаму, а луна на огромный круглый шар?
- Как вы думаете, только ли важно выяснить чем похожи друг на друга разные явления, действия, предметы, чтобы их сравнивать между собой? (важно не только видеть сходство, но и отличать его от других предметов, явлений, действий)
Итак, мы с вами теперь знаем, что такое сравнение, но достаточно ли этих знаний для того, чтобы использовать сравнения в своей речи и находить их в различных текстах?
- Конечно же нет, нам необходимо знать, правильно сравнивать предметы, явления, действия?
Эта лошадь была прекрасна,
Как бывает прекрасна лошадь.
Шея – словно рука балерины,
Уши словно чуткие листья,
Ноздри – словно из серой земли,
И глаза азиатской рабыни.
Давид Самойлов
- Найдите сравнения, что придают эти средства выразительности тексту?
- Можно ли благодаря сравнениям догадаться как Давид Самойлов относится к лошадям?
"Он был бледен, как драная корова, он дрожал, как засаленный колпак, из глаз его текла смола", так рассказала о герое, пережившем великие душевные муки маленькая девочка Маня.
- Понравился ли вам этот текст, сравните его с первым и сделайте выводы.
Выполнение упр. 243. (по вариантам: 1 вар. - 1 предл., 2 вар. – 2 предл.)
Итог: Что же нужно знать в первую очередь, чтобы уметь правильно использовать сравнение. (чтение учебника стр. 195)
- Мы выяснили, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы сравнивать предметы, действия и явления, а знаем ли мы какие способы выражения сравнений существуют? Давайте это выясним.
Задание группе № 1
Примеры из текстов для анализа
Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно получили наибольшее свое распространение в художественной литературе, в частности, в поэзии. Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Лермонтова, Есенина, Блока и Цветаевой.
Задание группе № 2
Примеры из текстов для анализа
Дополнительное сообщение учащихся:
Сравнительные конструкции со словами подобный, похожий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. "Гора похожа на медведя", "лает подобно собаке", "он похож на пугало".
Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Тургенева и Короленко.
Задание группе № 3
Люди стараются описать новые предметы, действия и явления как похожие на что-нибудь хорошо известное. В языке много слов, основанных на сходстве: рыба-пила, ушная раковина, шарообразный, слоноподобный, веерообразный, змееподобный
Итог:
В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. К основным, т.е. самым распространенным, принято относить:
Мы с вами выяснили, что такое сравнение и как правильно использовать его в речи, но нам необходимо выяснить еще один очень важный нюанс, какой? (С какой целью используется сравнение)
Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Сравните два текста. (тексты распечатаны для детей)
Итог:
Выполнение упражнений
Найти сравнения:
Распространить текст сравнениями
Солнце медленно опускалось за лес. Его прощальные лучи золотят верхушки деревьев. Вскоре солнце совсем скрылось. В лесу наступила тишина. На небе зажглись звезды. В овраге кричали ночные птицы. Вода блестела в реке.
Составить текст на тему "Снегопад", "На лыжах", "Зимой в лесу", используя сравнения в разных его формах.
Подходит к концу наш урок. Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?