Конспект урока русского языка в 6 классе «Учимся сравнивать»

Для проведения в 6 классе.

Цели урока:

  • Знать: определение сравнения, способы выражения сравнения, их роль в тексте;
  • Уметь: находить сравнения, использовать в своей речи.

Орг. момент. Тема урока

Включите "волшебный фонарь воображения":

На свете все

На все

Похоже: Змея –

На ремешок

Из кожи;

 

Луна –

На круглый глаз

Огромный;

Журавль –

На тощий

Кран подъемный;

Кот полосатый –

На пижаму.

Я – на тебя, А ты –

На маму.

 

- О чем вы подумали, что представили, когда я читала стихотворение?
- Получается, что предметы могут быть похожи, а могут различаться.
- Какой прием использован в этом стихотворении?

- Как вы думаете, какова тема урока? Чему мы будем учиться? (Учимся сравнивать)

Ожидание

- Что вы ждете от данной темы, от сегодняшнего урока?
- А для чего нам нужны знания по этой теме?
- Как мы будем это достигать? (Нам нужно узнать, что такое сравнение, как сравнивать предметы между собой, какие задания будут на уроке)

Работа в тетради. Запишем число, тему урока.

Понятие сравнения

- Как вы считаете, что такое сравнение?
- Вернемся к нашему стихотворению: всегда ли кот похож на пижаму, а луна на огромный круглый шар?

- Как вы думаете, только ли важно выяснить чем похожи друг на друга разные явления, действия, предметы, чтобы их сравнивать между собой? (важно не только видеть сходство, но и отличать его от других предметов, явлений, действий)

Итак, мы с вами теперь знаем, что такое сравнение, но достаточно ли этих знаний для того, чтобы использовать сравнения в своей речи и находить их в различных текстах?
- Конечно же нет, нам необходимо знать, правильно сравнивать предметы, явления, действия?

Работа с текстом

Эта лошадь была прекрасна,
Как бывает прекрасна лошадь.
Шея – словно рука балерины,

Уши словно чуткие листья,
Ноздри – словно из серой земли,
И глаза азиатской рабыни.
Давид Самойлов

- Найдите сравнения, что придают эти средства выразительности тексту?
- Можно ли благодаря сравнениям догадаться как Давид Самойлов относится к лошадям?

"Он был бледен, как драная корова, он дрожал, как засаленный колпак, из глаз его текла смола", так рассказала о герое, пережившем великие душевные муки маленькая девочка Маня.

- Понравился ли вам этот текст, сравните его с первым и сделайте выводы.

Выполнение упр. 243. (по вариантам: 1 вар. - 1 предл., 2 вар. – 2 предл.)

Итог: Что же нужно знать в первую очередь, чтобы уметь правильно использовать сравнение. (чтение учебника стр. 195)

Работа в группах

- Мы выяснили, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы сравнивать предметы, действия и явления, а знаем ли мы какие способы выражения сравнений существуют? Давайте это выясним.

Задание группе № 1

  1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
  2. Ответьте на вопрос: при помощи каких союзов происходит сравнение?
  3. Сделайте вывод.

Примеры из текстов для анализа

  • Как океан разверзлись небеса,
    И спит земля – и теплится, как море…
  • С высоты мне виделась Москва, будто муравейник.
  • Горы, словно могучие великаны, окружили долину.
  • Точно старушонки, накренились избы на бок.

Сравнительные обороты с союзами как, будто, словно, точно получили наибольшее свое распространение в художественной литературе, в частности, в поэзии. Исследователи отмечают, что сравнительные обороты чаще всего встречаются в произведениях Лермонтова, Есенина, Блока и Цветаевой.

Задание группе № 2

  1. В примерах из художественной литературы найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
  2. Ответьте на вопрос: при помощи каких слов происходит сравнение?
  3. Сделайте вывод.

Примеры из текстов для анализа

  • Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась.
  • Когда Настя плакала, она была похожа на маленького ребенка.
  • Огромные деревья похожи на лесных великанов.
  • Горный ручей весной подобен шумной реке, несущейся с заоблачных круч.

Дополнительное сообщение учащихся:

Сравнительные конструкции со словами подобный, похожий чаще употребляются в разговорной речи, их образный характер немного снижен, так как строится на простом сопоставлении, чаще внешнем. "Гора похожа на медведя", "лает подобно собаке", "он похож на пугало".

Однако и эта форма сравнения нашла свое место в художественной литературе. Чаще всего она встречается в произведениях Тургенева и Короленко.

Задание группе № 3

  1. В данных примерах найдите те слова, при помощи которых один предмет или явление уподобляется другому.
  2. Ответьте на вопрос: при помощи чего происходит сравнение?
  3. Сделайте вывод: чем может быть выражено сравнение.
  • Выглянуло солнышко, и рассыпались повсюду его лучи-копья.
  • Белая кувшинка раскинула по чистой воде свои листья-лодочки.
  • Шарообразная молния яростно ударила в землю, брызнула дождем слез и растаяла.
  • Тропинка, петлявшая между деревьями, казалась змееподобной.

Люди стараются описать новые предметы, действия и явления как похожие на что-нибудь хорошо известное. В языке много слов, основанных на сходстве: рыба-пила, ушная раковина, шарообразный, слоноподобный, веерообразный, змееподобный

Итог:

В русском языке насчитывается около десяти способов выражения сравнения. К основным, т.е. самым распространенным, принято относить:

  1. Сравнительные обороты с союзами: как, будто, словно, точно.
  2. Сравнительные конструкции со словами: подобный, похожий.
  3. Сравнительные конструкции со словами: рыба-пила, шарообразный.

Способы выражения сравненияСпособы выражения сравнения

Мы с вами выяснили, что такое сравнение и как правильно использовать его в речи, но нам необходимо выяснить еще один очень важный нюанс, какой? (С какой целью используется сравнение)

Работа в парах

Учитель: А теперь нам предстоит определить роль сравнений в речи и сделать основной вывод. Сравните два текста. (тексты распечатаны для детей)

Итог:

  • сравнение помогает более точно представить предмет или явление.
  • сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы.
  • речь становится более яркой и выразительной.
  • сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны.

Выполнение упражнений

Найти сравнения:

  1. Река бл..стит на со..нце, словно серебря..ая.
  2. Льдинки на лужах хрупкие и прозрачные, будто стекля..ые.
  3. Туча, как большая черная птица, закрыла (пол)неба.
  4. Деревья склонились над ручьем и были похожи на большой зеленый шатер.
  5. Белая береза
    Под моим окном
    Пр..накрылась снегом
    Точно серебром.

Распространить текст сравнениями

Солнце медленно опускалось за лес. Его прощальные лучи золотят верхушки деревьев. Вскоре солнце совсем скрылось. В лесу наступила тишина. На небе зажглись звезды. В овраге кричали ночные птицы. Вода блестела в реке.

Составить текст на тему "Снегопад", "На лыжах", "Зимой в лесу", используя сравнения в разных его формах.

Подходит к концу наш урок. Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?

Домашнее задание

  1. Параграф 46;
  2. Выписать из текстов художественной литературы предложения со сравнениями (5-7 предложений);
  3. Описать роль сравнений в предложенном тексте. (задания 2 и 3 на выбор)
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!