Конспект урока русского языка в 6 классе: Как работает имя существительное

Тема урока разбирается на примере текста стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь», 1957 г.

Цели урока:

  • повторить, систематизировать знания об имени существительном;
  • выяснить, какую роль играют существительные в тексте;
  • показать, как имена существительные  создают художественный образ;
  • воспитывать интерес к поэзии и развивать вдумчивое чтение.

 

Оборудование: распечатанный текст стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».

Ход урока

Вступительное слово учителя

- Мы заканчиваем изучение темы «Имя существительное» и повторяем сведения об этой части речи. Посмотрим, как она работает в тексте, в стихотворении.

Перед нами стихотворение Н. Заболоцкого «Сентябрь», написанное им незадолго до смерти. Поэт писал много о природе. Он считает, что в природе всё гармонично и разумно. Читаем текст.

Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь»

Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.    

Выполнение грамматических заданий

  • объясните орфограммы;
  • подчеркните  имена  существительные как члены предложения;
  • назовите имена  существительные, которые являются подлежащими ( дождик,  ветер, даль, тополь, орешина)
  • назовите имена  существительные, которые являются дополнениями (изнанкой листа, отверстие облака, арку, плит, тумана и морока, облаками, сентября, кисть за кистью, девушку,  царевну в венце, с улыбкою, на  лице)
  • назовите имена  существительные, которые являются обстоятельствами (в царство, в конце, на полотне)         
  • определите морфологические признаки указанных существительных (сентябрь, дождь, тополь)

Лингвистический анализ первой строфы

- Перечитаем первую строфу.

- Попробуем описать наши ощущения, когда произносим фразу: «сыплет большие горошины».

- Кто сыплет? (одушевленные существительные – девочка, мальчик, хозяйка, человек; неодушевленные - стручок, рука…)

- Что слышим, когда падают сухие горошины? (Частая дробь; сухие шарики ударяются и отскакивают, раскалываются)

- А что изменится, если добавим слово «дождик» - Сыплет дождик… Где он взял горох? (Это же капли, большие, прозрачные, редкие, тяжёлые; шум падающих капель особый)

-  Объясните, что означает слово «дождик»? Где спрятано отношение автора к происходящему? Почему «сыплет»? Какой это троп? (Суффикс –-ик-, метафорическое олицетворение.)

- Что может рваться? (нитка, верёвка, ткань, бумага – судьба,  жизнь)

- Какие значения у слова «рваться»? (Прямое и переносное)

- Запишите словосочетания, поясняющие выражение: «рвется ветер».

( Порывы  ветра, завихрения потоков воздуха, сильные удары ветра)

- Подумаем, какой образ родился под пером поэта? (Похоже, как будто это человек сильный, молодой, порывистый, неукротимый – метафорическое олицетворение)

- Объясните, пожалуйста, почему «даль нечиста». Опишите, когда это бывает. Старайтесь использовать в словесной картине одни существительные. (Тучи на небе. Темнота. Отсутствие прозрачности воздуха, видимости горизонта)

- Выделите абстрактные существительные.

-  У кого получилось лучше, у нас или у поэта? (Конечно, у Н. Заболоцкого. Короче, ярче)

-  Подберем существительные к слову «взъерошенный»: мальчик, голова, волосы, собака, кошка-то есть такие существительные, которые называют живое существо или часть облика этого существа. А тополь? Опишите, как это выглядит.

(Например: «Старый тополь стоял, опустив тёмно-зелёные листочки. Казалось, плотный плащ накинуло ему на плечи лето. От жары расплавлялся воздух. Но вот вдали потемнело. С приближением тучи листочки стали шевелиться, сначала немного, потом шелест усилился. Казалось, листочки жалуются: «Ах, как страшно!

Становится темно! Нас кто-то трогает, пытается сорвать!» И вдруг ветер с такой силой набросился на тополь, что бедняжки-листочки, затрепетав, повернулись изнанкой. Вспыхнула молния. В её свете можно было видеть, что тополь стал белым. Это ветер помог ему набросить на ветви серебристую накидку из листьев»)

Лингвистический анализ второй строфы

- Во второй строфе найдите слова, рисующие торжественность ситуации. («Арку из каменных плит», «царство тумана и морока»)

- Каково лексическое значение слова «арка»? (арка – сводчатый проезд, проход (иностранное).

- Прочитайте сравнения. (орешина, словно девушка; золотой, как огонь; словно деревце)

- Что  есть от сказки в этом стихотворении?

- На основании чего в последней строфе рождается образ?

-  Кто эта царевна? Почему «зыбкая»? (колышется от ветра деревце)

- Как объяснить строку: «С беспокойно скользящей улыбкой»? (солнце выглядывает и прячется за облака, от этого вспыхивают капельки; беспокойно – ещё не установилась погода; заплаканном лице – листья мокрые)

- Объясните, почему такое дано название стихотворению.

Творческая работа

-   Попробуйте составить свой текст, нарисовать в нем увиденную  вами картину.

«Сентябрь – это осень и немножечко лето. Днём бывает ещё жарко, но часто идут дожди. Зато деревья очень красивые. Осень красит зелёные листочки в жёлтый цвет и красный, но силы у неё мало, и деревья стоят цветные. После дождя выглядывает солнце из-за тучи, и листики блестят»

«Сентябрь… Осень, но на улице ещё тепло. На деревьях пожелтели листочки, скоро начнётся листопад. Часто идут дожди. Они не грибные – тёплые, а холодные, моросящие. После них становится грустно. Осенний дождь напоминает, что скоро станет холодно»

Итог урока

- Какую функцию в тексте выполняют имена существительные? (Имена существительные помогают создать образ, они называют предметы отвлечённые, обозначают действие. Они являются основой художественно-выразительных средств)

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!