УМК: "Школа России", учебник "Литературное чтение" автор Л.Ф. Климанова.
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся 4 класса в предметной области "Литературное чтение" через реализацию учебного проекта по теме "Басни".
Задачи:
Оборудование: выставка книг, листы с заданиями, листы самооценки, рисунки, костюмы для инсценировки.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите.
- Когда у нас хорошее настроение, мы улыбаемся и смеемся. Улыбнитесь.
- Почему так важно, чтобы люди умели улыбаться? (ответы детей)
- Смех сближает людей, создает атмосферу добра, человек, обладающий чувством юмора, жизнерадостно и оптимистично смотрит на мир.
- А можно сказать, что смеясь, мы расстаемся со своими недостатками?
- Какой жанр литературы позволяет посмеяться над собой и своими недостатками?
- Значит, тема нашего урока… (Басня)
- Мы знаем, что басни появились очень давно. Зачем же нам детям XXI века, века мобильной связи и компьютеризации читать и изучать басни?
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы подведем итог большой деятельности, которую вы провели работая над пректами.
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Я с вами согласна, задачи урока:
- Готовя свои проекты, вы прочитали много басен. Сегодня мы представили выставку книг с баснями. Кто узнал свою книгу на выставке?
- Вам интересно было читать басни?
- Крылов писал "Басня понятна каждому, ее читает и ребенок и старик". Давайте вспомним особенности этого литературного жанра.
- Этот цветик-семицветик поможет вам сегодня справиться с заданиями, которые вы будете выполнять в группах.
- Вспомним правила работы в группе.
1 группа будут – биографы.
2 группа - исследователи.
3 группа - эксперты.
4 группа - оформители.
- У каждой группы на столе папки с заданиями. Желаю удачи! Если нужна будет моя помощь, я подойду.
- 1 группа подготовила материал о баснописцах. Обратить внимание на выставку книг.
- Какие басни этих авторов встретились в вашем задании?
- 2 группа отвечала на вопросы.
- Встречались ли вам басни, в морали которых заключены похожие мысли? Кто создал эти басни?
- Басни И.А. Крылова можно инсценировать. Посмотрите, инсценировку басни "Стрекоза и Муравей".
- Удалось ли артистам создать образы героев?
Физминутка
- Какова цель создания басен?
- Крылов писал "Люблю, где случай есть, пороки пощипать" Басня не только высмеивает, но и поучает коротко и просто.
- 3 группа проводила экспертизу вещей, которые потеряли герои басен.
- И.А. Крылов в баснях давал советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, стали умнее, добрее, лучше.
- Многие слова и выражения из его произведений благодаря своей точности и простоте стали крылатыми. То есть со страниц книг перешли в нашу разговорную речь. Это произошло и потому, что Крылов обладал великим даром, он умел в одной строчке передать основную мысль басни.
- 4 группа создавала книжку-раскладушку, она называется "Книга мудрости".
- А в наши дни случаются истории, которые могут стать сюжетом басни?
- Послушайте стихотворение А. Барто "Про один квартет".
- Ребята из нашего класса тоже решили проинсценировать басню "Квартет". Давайте посмотрим, что получилось.
- Справились ребята со своими ролями? Вот что происходит, если за дело берутся непрофессионалы.
- Зачем же нам, современным людям изучать басни?
- Действительно, и в нашей жизни мы сталкиваемся с хорошо знакомыми персонажами Крылова. Среди нас есть вороны, лисицы, рак, лебедь, щука, и горе – музыканты.
- И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает.
- Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
- А сейчас оцените работу своей группы. Проанализируйте, не было ли в работе вашей группы ситуаций, похожих на сюжеты из басен.
Домашнее задание
Дома попробуйте сочинить басню в прозе.