УМК: "Школа России".
Перспективная цель: формирование у обучающихся представлений о басенном творчестве И.А. Крылова и умении выявлять признаки жанра басни в его произведениях.
Цели урока:
Задачи:
Предметные результаты:
Оборудование: компьютер, проектор, колонки.
Методы и приемы: наглядный (показ видеофрагмента), практический (выполнение заданий), словесный (объяснение, обсуждение).
Учебник: "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть (Климова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.).
Задача: мотивирование обучающихся на изучение биографии И.А. Крылова.
Учитель: Добрый день, ребята! Давайте проверим Вашу готовность к уроку.
- На парте у Вас должен лежать учебник по литературному чтению, дневник, пенал. Все готовы?
- Присаживайтесь тихонечко на свои места.
- Я очень рада Вас видеть!
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы знаете, кто изображен на портрете? (Русский писатель Иван Андреевич Крылов)
- Верно, это известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов.
- В прошлом году мы уже знакомились с его творчеством, но оно настолько огромное и разнообразное, что мы просто не можем пройти мимо его известных произведений, а также мимо его биографии, поскольку необходимо знать писателей своей Родины!
Задача: постановка целей и задач на урок.
Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке, как Вы предполагаете? (узнавать о его жизни: когда родился, чем занимался и т.д.)
- Попробуйте сформулировать задачи нашего урока с помощью слов: "Я узнаю…", "Я научусь…". (Ответы детей, например: я узнаю о жизни И.А. Крылова)
- Хорошо! Сегодня на уроке нам необходимо познакомиться с биографией И.А. Крылова и с его творчеством.
Задача: подготовка к восприятию биографии И.А. Крылова, изучение биографии писателя.
Учитель: Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент о биографии Ивана Крылова. И после просмотра Вам необходимо ответить на следующие вопросы:
- Итак, приступаем к просмотру. Внимательно слушаем!
Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного.
Учитель: А сейчас давайте ответим на вопросы.
- Что умел Иван Андреевич, чем увлекался, что ему нравилось? (Любил читать, учил иностранные языки, учился рисовать и играть на скрипке, очень любил сочинять)
- Что такое басня? Кто является героями басен?
Басня – небольшое произведение, в котором есть совет, поучение или насмешка. Чаще всего героями сказок являются животные, которые ведут себя совсем как люди, с такими же достоинствами и недостатками.
- Какие басни написал Иван Андреевич? ("Ворона и Лисица", "Стрекоза и Муравей", "Слон и Моська", "Мартышка и очки", "Лебедь, Рак и Щука", "Квартет", "Свинья под дубом", "Осел и соловей", "Волк и ягненок")
- Хорошо, вижу, что Вы внимательно смотрели видеофрагмент и запомнили много нового.
- А знали ли Вы, что свою первую басню Иван Андреевич написал в 14 лет? Он был почти в таком же возрасте, как Вы. Вот таким уже смышленым ребенком был он в свои 14 лет.
- Если Вам интересно, то попробуйте в свободное время сесть и сочинить басню. Вдруг в ком-то из Вас может таиться юный баснописец.
- Как Вы думаете, сколько всего басен написал за свою жизнь Иван Крылов? (236)
- Верно, всего он написал 236 басен. Представляете, как это много!
Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся
Учитель: А сейчас познакомимся с одной из известных басен Ивана Крылова.
- А что это за басня, Вы узнаете, посмотрев на иллюстрацию.
- Как Вы думаете, как называется это басня? (Мартышка и очки)
- Верно! Басня "Мартышка и очки".
- Сейчас я включу Вам запись. А Вы закройте глазки и представьте, что Вы видите мультфильм.
- Получилось? Как изобразили мартышку, где она находится? Давайте послушаем нескольких ребят.
- Откроем учебник на странице 134.
Работа в парах
Учитель: Займитесь, пожалуйста, планом этой басни. На какие части ее можно поделить?
- Давайте проверим. С чего начинается басня?
- Какую бы часть вы выделили следующей? Что происходит в этой части?
- Чем заканчивается басня?
- Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?
- Хорошо, назовите главного героя басни.
- Какой ее изображает нам Иван Крылов. Найдите слова из текста.
- Какие чувства у Вас вызывает поведение Мартышки?
- Какие непонятные для Вас слова Вы встретили в басне? (Полдюжины – раньше так называли число 12, темя – часть головы, слыхала – слышала, нанижет – наденет, нет проку – нет толку, к худу клонит – клонит к чему-либо плохому, невежа – грубы)
- Эти слова сейчас используются в нашей речи? (нет)
- Да, эти слова использовались раньше. Их называют устаревшими словами.
- Давайте попробуем к каждому слову подобрать синоним или определить значение этого слова.
- Какую цель выполняют эти слова в басне. Зачем использует их автор? В какое время жил Иван Крылов.
- Хорошо, поработаем с выразительными средствами. Какие средства присутствуют в басне Крылова?
- А как Вы думаете, как автор относится к Мартышке? Давайте попробуем найти из текста слова, подтверждающие наши догадки.
Физкультминутка
Учитель: А сейчас давайте встанем и немного отдохнем.
Мы - веселые мартышки, (дети шагают на месте)
Мы играем громко слишком, (прыгают)
Мы в ладоши хлопаем, (хлопают в ладоши)
Мы ногами топаем. (топают ногами)
- Молодцы, присаживайтесь на свои места.
Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку Демонстрирует образец выразительного чтения басни и организует выступление детей
Учитель: Хорошо, сейчас еще раз послушаем прочтение, а потом будем самостоятельно выразительно читать.
- Читаем частями. Есть желающие?
- А остальные ребята внимательно слушают выступления и позже оценивают выступление по следующим критериям:
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня проходили на уроке? (Биографию И.А. Крылова и его басню "Мартышка и очки")
- Выполнили ли мы поставленные цели? (да!)
- Хорошо, закончите предложения:
Домашнее задание
Прочитать учебник с. 132 и подготовить выразительное чтение басни "Мартышка и очки" на отметку.