Урок литературного чтения в 3 классе на тему: "Биография И.А. Крылова. Басня "Мартышка и очки"

УМК: "Школа России".

Перспективная цель: формирование у обучающихся представлений о басенном творчестве И.А. Крылова и умении выявлять признаки жанра басни в его произведениях.

Цели урока:

  • формирование у обучающихся представлений о биографии И.А. Крылова, его басни "Мартышка и очки";
  • умении выявлять признаки жанра басни в данном произведении.

Задачи:

  1. мотивировать на изучение биографии И.А. Крылова, его басни "Мартышка и очки",
  2. организовать изучение басни "Мартышка и очки" с точки зрения поэтики и структуры басни.
  3. развивать читательские умения: выделение главной мысли, смысловых частей, поиск примеров из произведения и их интерпретация
  4. воспитывать интерес к биографии И.А. Крылова и к его творчеству.

Предметные результаты:

  • знают биографию и творчество Ивана Андреевича Крылова, имеют представление о жанре басня, анализируют басню И.А.Крылова "Мартышка и очки";
  • умеют определять тему и главную мысль произведения, объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, характеризовать героев басни на основе их поступков;
  • выразительное прочтение басни, участие в оценивании выразительного чтения.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки.

Методы и приемы: наглядный (показ видеофрагмента), практический (выполнение заданий), словесный (объяснение, обсуждение).

Учебник: "Литературное чтение" 3 класс, 1 часть (Климова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др.).

Ход урока

Мотивационный этап

Задача: мотивирование обучающихся на изучение биографии И.А. Крылова.

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте проверим Вашу готовность к уроку.
- На парте у Вас должен лежать учебник по литературному чтению, дневник, пенал. Все готовы?
- Присаживайтесь тихонечко на свои места.

- Я очень рада Вас видеть!
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы знаете, кто изображен на портрете? (Русский писатель Иван Андреевич Крылов)

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) - русский поэт, баснописецИван Андреевич Крылов (1769-1844) - русский поэт, баснописец

- Верно, это известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов.
- В прошлом году мы уже знакомились с его творчеством, но оно настолько огромное и разнообразное, что мы просто не можем пройти мимо его известных произведений, а также мимо его биографии, поскольку необходимо знать писателей своей Родины!

Целеполагание и планирование деятельности

Задача: постановка целей и задач на урок.

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке, как Вы предполагаете? (узнавать о его жизни: когда родился, чем занимался и т.д.)

- Попробуйте сформулировать задачи нашего урока с помощью слов: "Я узнаю…", "Я научусь…". (Ответы детей, например: я узнаю о жизни И.А. Крылова)
- Хорошо! Сегодня на уроке нам необходимо познакомиться с биографией И.А. Крылова и с его творчеством.

Открытие нового знания

Задача: подготовка к восприятию биографии И.А. Крылова, изучение биографии писателя.

Учитель: Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент о биографии Ивана Крылова. И после просмотра Вам необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что умел Иван Андреевич, чем увлекался, что ему нравилось?
  2. Что такое басня? Кто является героями басен?
  3. Какие басни написал Иван Андреевич?

- Итак, приступаем к просмотру. Внимательно слушаем!

Первичное закрепление нового знания

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного.

Учитель: А сейчас давайте ответим на вопросы.

- Что умел Иван Андреевич, чем увлекался, что ему нравилось? (Любил читать, учил иностранные языки, учился рисовать и играть на скрипке, очень любил сочинять)
- Что такое басня? Кто является героями басен?

Басня – небольшое произведение, в котором есть совет, поучение или насмешка. Чаще всего героями сказок являются животные, которые ведут себя совсем как люди, с такими же достоинствами и недостатками.

- Какие басни написал Иван Андреевич? ("Ворона и Лисица", "Стрекоза и Муравей", "Слон и Моська", "Мартышка и очки", "Лебедь, Рак и Щука", "Квартет", "Свинья под дубом", "Осел и соловей", "Волк и ягненок")

- Хорошо, вижу, что Вы внимательно смотрели видеофрагмент и запомнили много нового.
- А знали ли Вы, что свою первую басню Иван Андреевич написал в 14 лет? Он был почти в таком же возрасте, как Вы. Вот таким уже смышленым ребенком был он в свои 14 лет.

- Если Вам интересно, то попробуйте в свободное время сесть и сочинить басню. Вдруг в ком-то из Вас может таиться юный баснописец.
- Как Вы думаете, сколько всего басен написал за свою жизнь Иван Крылов? (236)
- Верно, всего он написал 236 басен. Представляете, как это много!

Закрепление и систематизация знаний

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся

Учитель: А сейчас познакомимся с одной из известных басен Ивана Крылова.
- А что это за басня, Вы узнаете, посмотрев на иллюстрацию.

- Как Вы думаете, как называется это басня? (Мартышка и очки)
- Верно! Басня "Мартышка и очки".
- Сейчас я включу Вам запись. А Вы закройте глазки и представьте, что Вы видите мультфильм.

Изображение к басне И. Крылова "Мартышка и очки"Изображение к басне И. Крылова "Мартышка и очки"

- Получилось? Как изобразили мартышку, где она находится? Давайте послушаем нескольких ребят.

- Откроем учебник на странице 134.

Работа в парах

Учитель: Займитесь, пожалуйста, планом этой басни. На какие части ее можно поделить?
- Давайте проверим. С чего начинается басня?
- Какую бы часть вы выделили следующей? Что происходит в этой части?

- Чем заканчивается басня?
- Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?

- Хорошо, назовите главного героя басни.
- Какой ее изображает нам Иван Крылов. Найдите слова из текста.

- Какие чувства у Вас вызывает поведение Мартышки?
- Какие непонятные для Вас слова Вы встретили в басне? (Полдюжины – раньше так называли число 12, темя – часть головы, слыхала – слышала, нанижет – наденет, нет проку – нет толку, к худу клонит – клонит к чему-либо плохому, невежа – грубы)

- Эти слова сейчас используются в нашей речи? (нет)
- Да, эти слова использовались раньше. Их называют устаревшими словами.

- Давайте попробуем к каждому слову подобрать синоним или определить значение этого слова.
- Какую цель выполняют эти слова в басне. Зачем использует их автор? В какое время жил Иван Крылов.

- Хорошо, поработаем с выразительными средствами. Какие средства присутствуют в басне Крылова?
- А как Вы думаете, как автор относится к Мартышке? Давайте попробуем найти из текста слова, подтверждающие наши догадки.

Физкультминутка

Учитель: А сейчас давайте встанем и немного отдохнем.

Мы - веселые мартышки, (дети шагают на месте)
Мы играем громко слишком, (прыгают)
Мы в ладоши хлопаем, (хлопают в ладоши)
Мы ногами топаем. (топают ногами)

- Молодцы, присаживайтесь на свои места.

Самостоятельная работа

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку Демонстрирует образец выразительного чтения басни и организует выступление детей

Учитель: Хорошо, сейчас еще раз послушаем прочтение, а потом будем самостоятельно выразительно читать.
- Читаем частями. Есть желающие?
- А остальные ребята внимательно слушают выступления и позже оценивают выступление по следующим критериям:

  1. Исполнитель выделял самые важные слова своим голосом.
  2. Исполнитель правильно делал остановки и паузы.

Рефлексия

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня проходили на уроке? (Биографию И.А. Крылова и его басню "Мартышка и очки")
- Выполнили ли мы поставленные цели? (да!)
- Хорошо, закончите предложения:

  • Мне понравилось …
  • Мне было трудно …
  • Я узнал …

Домашнее задание

Прочитать учебник с. 132 и подготовить выразительное чтение басни "Мартышка и очки" на отметку.

Размер:
28.53 Kb
Скачали:
28