Конспект урока литературного чтения 3 класс "Басни Крылова И.А."

Урок посвящен творчеству Крылова Ивана Андреевича и его произведениям - басням.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации детей к басням «Волк и Журавль» и др.

Ход урока

Вступление

Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова.

И.А. Крылов родился 13 февраля 1769г. В Москве, в семье небогатого армейского офицера. Когда И.А. Крылову было 10 лет, умер его отец, и мальчику пришлось поступить на службу, жил он с матерью в глубокой нищете.

Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Начал писать он еще в юности, в основном тогда он писал комические (веселые) пьесы для театров. Но широко известен он стал благодаря своим басням.

- Кто главные герои его басен? (Животные)

Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки.

- Почему басни похожи на сказку?

Разговаривают на одном языке, понимают друг друга, по одинаковому «думают», хитрят, обманывают, вызывая у нас негодование, сочувствие, жалость, смех.

И животные и люди в баснях Крылова сказочные и в то же время правдоподобны. Написаны басни Крылова замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.

- Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения).

Викторина

(цитаты, иллюстрации детей)

а) Сейчас я прочитаю вам крылатые выражения из басен Крылова, в которых заключается главная мысль, поучение, мораль.

Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)

Совсем без драки могут попасть в большие забияки. («Слон и Моська»)

Вперед чужой беде не смейся, Голубок. («Чиж и Голубь»)

Сильнее кошки зверя нет. («Мышь и Крыса»)

Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, «оборотиться».(«Зеркало и обезьяна»)

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха. («Кукушки и петух»)

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

От радости в зобу дыханье сперло. («Ворона и лисица»)

б) Рассмотрим иллюстрации на доске. К каким они басням?

Новый материал

- Сегодня познакомимся с новой басней И.А. Крылова «Волк и кот».

1) Восприятие на слух. (читает учитель)

2) Почему кот сказал, что мужики не помогут волку?

- Какова мораль басни?

3) Словарная работа.

Живот спасая, за шкуру он свою дрожал; гончих стая; шмыгнуть; молит; звук рогов; предобрый.

ободрал барана – содрал шкуру;

грозится за ягненка;

авось – может быть, расчет на случайную удачу;

кум – крестный отец по отношению к родителям, окрещенного в церкви ребенка. В разговорной речи на Руси обращение к пожилому мужчине.

насолил – здесь: навредил;

защиту сулил – устаревшее обещал;

жни (жать) – срезать под корень серпом стебли растений.

4) Чтение про себя.

5) Чтение вслух.

6) Анализ (с выборочным чтением)

- При каких обстоятельствах встретились волк и кот?

- С какой просьбой обратился волк к коту?

- К кому посоветовал обратиться кот волку? Перечислите по порядку.

- Почему волк не мог к ним обратиться? Ответьте, зачитав слова Васьки.

- Кого и за что осуждает в басне Крылов?

- Чему учит басня? Какова мораль?

- Как же вы понимаете последнюю фразу?

7) Чтение по ролям (2 раза).

«Волк и журавль»

а) – А сейчас послушаем еще одну басню Крылова, с которой вы еще не знакомы, прочитает ее актер.

- В ней вы встретитесь снова с волком. Называется басня «Волк и Журавль».

- Подумайте, какие качества здесь высмеивает автор?

б) Прослушиваем ф/хрест.

- Какие же людские качества высмеивает автор, изображая волка в этой басне? (Жадность, грубость, неблагодарность).

- Какое чувство у вас вызывает волк? Журавль? (Негодование – волк; жалость, сочувствие – журавль).

Конкурс чтецов

- А сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс чтецов тех басен Крылова, которые вы уже знали, учили, читали выразительно. («Лебедь, Щука и Рак», «Кукушки и Петух», «Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей»)

Итог урока

- С творчеством какого писателя вы сегодня продолжили знакомство?

- Какие новые басни вы сегодня узнали?

- Что такое басня?

Размер:
29.5 Kb
Скачали:
103

Метки к статье: 3 класс, чтение, конспект урока

<
Аватар пользователя
Филологиня

20.11.2014

Очень хорошая разработка. Биографические сведения сообщаемые учащимся соответствуют возрасту (описано детство писателя), есть словарная работа, на уроке несколько видов чтения!
Добавить комментарий
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса