Конспект урока по литературе «И.А. Крылов. «Квартет» для учащихся 7 класса национальной школы.
Цель урока:
- познакомить с творчеством И.А.Крылова;
- дать понятие о жанре басни;
- научить определять, в чем заключается нравоучительная цель басни;
- научить выразительному чтению басни.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение учителем темы и цели урока.
3. Рассказ учителя о жанре басни.
Басня является одним из древнейших видов поэзии. Она возникла еще задолго до нашей эры у различных народов мира в Греции, Египте, Индии. Наиболее известными являются басни греческого баснописца Эзопа.
Басни – это маленький аллегорический рассказ с нравоучительными целями. В басне высмеиваются отрицательные человеческие качества. В большинстве басен говорится о птицах, животных, растениях, но подразумеваются люди. В басне в аллегорической форме раскрываются пороки людей, чаще всего на примере животных. Хитрость лисы, жадность волка, глупость осла, трусость зайца, сила льва и т.п.
- Какие басни вы читали?
- О чем эти басни?
- Как выдумаете, почему жанр басни существует так долго?
- Как строится басня? Из каких частей она состоит?
- Какого баснописца вы знаете?
Обобщение ответов:
Во все времена у человека была и есть потребность высмеивать те или иные отрицательные качества. Поэтому жанр басни существует у всех народов с древних времен и до наших дней.
Многие басни делятся на две части:
- в первой рассказывается о содержании какого-либо события;
- во второй делается нравоучительный вывод.
Но это не всегда обязательно. Некоторые басни состоят только из первой части, которая сама раскрывает мысль баснописца.
4. Краткое сообщение о жизни и творчестве И.А.Крылова.
В русской литературе известным баснописцем был великий русский писатель И.А. Крылов. Он прожил 75 лет. За свою жизнь он многое видел, наблюдал. В своих баснях высмеивал людей глупых, невежественных, хвастунов, лжецов лентяев.
Сегодня вы познакомитесь с басней И.А.Крылова «Квартет».
Чтение учителем басни «Квартет».
Комментарий и пояснение отдельных выражений.
5. Закрепление.
1) Чтение басни учащимися.
2) Беседа по содержанию басни:
- О каком событии рассказывается в басне?
- Почему не получился квартет
- Как это объяснила Мартышка?
- О чем спорили Мартышка, Осел, Козел и Мишка?
- Кто прилетел на шум?
- С какой просьбой обратились к Соловью Мартышка, Осел, Козел и Мишка?
- Что им ответил Соловей?
- В чем заключается мораль, нравоучение басни?
3) Выводы.
- В каких словах выражена основная мысль басни?
- Какие недостатки людей высмеиваются в басне?
- Что нужно иметь, чтобы стать хорошим музыкантом? (хороший слух, муз.образование)
- Как построена басня?
- Почему в басне нет второй части?
6. Домашнее задание. Выучить басню наизусть. Подготовиться к чтению по ролям.