Конспект урока литературы 5 класс "Басня как литературный жанр"

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня наш урок будет посвящен одному из старейших жанров литературы – басне.

- Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

Вывод: Неслучайно, это слово заставило вас вспомнить И.А. Крылова и его басни. Потому что именно Крылов «баснями себя прославил». Его басни переживут века. Посмотрите на слова эпиграфа к нашему уроку (написаны на доске):

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

М. Исаковский.

А теперь давайте познакомимся  с этим удивительным жанром, который стал сокровищем народной мудрости.

II. Из истории жанра.

1. Чтение в учебнике статьи, из которой учащиеся узнают о древнегреческом баснописце Эзопе. Подробнее о нем сообщает учащийся.

(Две с половиной тысячи лет назад жил в Древней Греции Эзоп.

Известно, что это был раб-уродец, служивший философу Ксанфу. За услуги государству Эзоп был освобожден. Его остроумие и находчивость прославили его имя. В произведениях Эзопа животные говорят, думают, действуют, как люди. Таким образом баснописец высмеивал человеческие пороки. Этот литературный прием стал использоваться в других баснях  и получил название «эзопов язык».)

2. Слово учителя. В литературе этот прием называют также аллегорией – иносказанием. Вспомните, пожалуйста, примеры аллегории в баснях.

3. Басни Эзопа до нас дошли в прозаическом изложении. Многие из них вам покажутся знакомыми. Вот, например, одна из них. Подумайте, как она могла называться. (Зачитывается басня Эзопа «Ворон и Лисица»)

4. В России басня стала распространяться с середины XVIII века. Басни писали В.К. Тредиаковский, М. Ломоносов, Г. Державин, А. Сумароков.

Послушайте басню Сумарокова с одноименным названием. В чем вы видите их сходство и различие?

Вспомните басню Крылова с таким же названием.

5. А теперь определим жанровые особенности басни. (Чтение и комментарий определения басни в учебнике)

Термин «мораль». Запись в тетради.

О чем говорят нам эти слова? Чему учат? Из каких басен эти строки?

А) У сильного всегда бессильный виноват.

Б) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

В) А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.

III. Знакомство с биографией И.А. Крылова

1. Слово учителя. Обратите внимание на этот памятник. Он стоит в Петербурге, в Летнем саду, памятник И.А. Крылову. Памятник был создан скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери. Кто они, эти звери? А о чем же думает баснописец? Может, придумывает сюжет новой басни, а может, вспоминает свое нелегкое детство?

2. Сообщение учащегося о детстве и юности Крылова. Рассказ сопровождается показом слайдов.

3. Популярность басен огромна была и при жизни поэта, и после его смерти. Известно, что императоры Алекcандр I и Николай II ими зачитывались. Как вы думаете почему?

4. Давайте и мы вспомним некоторые из басен Крылова, подумаем, какой порок человека высмеивает автор. (Читают отрывки  известных басен, определяют мораль).

Вывод: Обратите внимание на слова Н.В. Гоголя в вашем учебнике: «Поэт и мудрец слились в нем воедино». И сейчас мы это доказали.

5. Величайший знаток русского языка, И. Крылов обогатил наш язык многими образными выражениями, ставшими крылатыми словами. Например, а воз и ныне там, сильнее кошки зверя нет, мартышкин труд.

Вы узнали, из каких басен эти строчки? Приведите примеры крылатых слов.

IV. Подведение итогов

Басня – один из любимых жанров детей. И это вы доказали сегодня на уроке. Сам Крылов, считал это большой заслугой, т.к. его читают дети.

V. Домашнее задание

Выразительно прочитать басню «Свинья под дубом», определить её мораль, найти примеры аллегории.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об иллюстраторах басен Крылова.

Размер:
14.14 Kb
Скачали:
56
<
Аватар пользователя
Филологиня

20.11.2014

Хороший конспект. Может стоит в него добавить отличия басен от сказок, хотя бы в нескольких словах (например, при помощи вопроса, после понятия аллегории: "Какой уже изученный нами жанр напоминают басни?").
Добавить комментарий