В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Школа России. Концепция и программы для начальных классов, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырехлетней начальной школы», утвержденной МО РФ (Москва, 2008 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, в неделю — 4 часа.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Для реализации программного содержания используются:
Климанова, JI. Ф. Родная речь: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2008.
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 2 класс» /Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2008.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
Учащиеся должны уметь:
— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;
— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
— объяснять заглавие прочитанного произведения;
— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
— отгадывать загадки;
— находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;
— различать слова автора и героев;
— определять тему произведения по заглавию;
— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Содержание программы
№ |
Название разделов |
Количество часов по концепции |
Количество часов рабочей программы |
1 |
Самое великое чудо на свете |
|
1 |
2 |
Устное творчество русского народа |
14 |
11 (18) |
3 |
Люблю природу русскую. Осень. |
|
6 |
4 |
Русские писатели |
31 |
13 (31) |
5 |
О братьях наших меньших |
|
7 |
6 |
Из детских журналов |
|
5 |
7 |
Люблю природу русскую. Зима |
|
6 |
8 |
Писатели – детям |
83 |
24 (75) |
9 |
Я и мои друзья |
|
18 |
10 |
Люблю природу русскую. Весна |
|
12 |
11 |
И в шутку и всерьез |
|
21 |
12 |
Литература зарубежных стран |
8 |
12 |
|
Всего: |
136 |
136 |
Календарно – тематическое планирование литературного чтения
№ п/п |
Дата |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
|
|
1 четверть |
|
|
|
|
Раздел I. Самое великое чудо на свете |
1 |
|
1 |
2.09 |
Книга - великое чудо |
1 |
|
|
|
Раздел II. Устное народное творчество |
11 (18) |
|
2 |
3.09 |
Малые фольклорные жанры. Русские народные песни, потешки и прибаутки. Внеклассное чтение. Загадки о животных |
1 |
|
3 |
5.09 |
Малые фольклорные жанры. Считалки, небылицы |
1 |
|
4 |
7.09 |
Народная мудрость в загадках, пословицах и поговорках. Выражение духа родного языка |
1 |
|
5 |
9.09 |
Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зернышко» |
1 |
|
6 |
10.09 |
Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики» Внеклассное чтение. Сказка о животных «Лиса и волк» |
1 |
|
7 |
12.09 |
Сказка о животных «Лиса и тетерев» |
1 |
|
8 |
14.09 |
Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль» |
1 |
|
9 |
16.09 |
Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора» |
1 |
|
10 |
17.09 |
Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди» Внеклассное чтение. Бытовая сказка «Мужик и медведь» |
1 |
|
11 |
19.09 |
Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди» |
1 |
|
12 |
21.09 |
Урок-обобщение по теме «Устное народное творчество» |
1 |
|
|
|
Раздел III. Люблю природу русскую. Осень |
6 |
|
13 |
23.09 |
Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонта «Поспевает брусника» |
1 |
|
14 |
24.09 |
Стихи А. Плещеева, А. Фета об осени. Внеклассное чтение. Поэтический образ осени в стихах А. Акима, А. Фета |
1 |
|
15 |
26.09 |
Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой. |
1 |
|
16 |
28.09 |
Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы» …» |
1 |
|
17 |
30.09 |
Поэтический образ осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро». И. Бунина «Сегодня так светло |
1 |
|
18 |
1.10 |
Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую» Внеклассное чтение. Стихи о природе. |
1 |
|
|
|
Раздел IV. Русские писатели |
13 (31) |
|
19 |
3.10 |
Выдающийся представитель русской литературы А. С. Пушкин – «Солнце русской поэзии» |
1 |
|
20 |
5.10 |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила) |
1 |
|
21 |
7.10 |
Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима» |
1 |
|
22 |
8.10 |
Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Внеклассное чтение. Поэтическое изображение зимы в стихах А. С. Пушкина |
1 |
|
23 |
10.10 |
Нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
|
24 |
12.10 |
Народная мораль и нравственность в «Сказке о рыбаке и рыбке» |
1 |
|
25 |
14.10 |
Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
|
26 |
15.10 |
Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Внеклассное чтение. Волшебная сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
1 |
|
27 |
17.10 |
Осмеяние лени в басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» |
1 |
|
28 |
19.10 |
Народная мораль в характере главных героев Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» |
1 |
|
29 |
21.10 |
Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» |
1 |
|
30 |
22.10 |
Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой для детей: сказки и басни |
1 |
|
31 |
24.10 |
Обобщение по теме «Русские писатели» |
1 |
|
|
|
Раздел V. О братьях наших меньших |
7 |
|
32 |
26.10 |
Тема заботы о животных. Б. Заходер «Плачет киска, И. Пивоварова «Жила-была собака…» |
1 |
|
33 |
28.10 |
О братьях наших меньших. В. Берестов «Кошкин щенок». |
1 |
|
34 |
29.10 |
Забота о животных в рассказах М. Пришвина. М. Пришвин «Ребята и утята» Внеклассное чтение. Рассказы о животных |
1 |
|
35 |
31.10 |
Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ» |
1 |
|
|
|
2 четверть |
|
|
36 |
09.11 |
Тема заботы о животных. Б. Житков «Храбрый утенок» |
1 |
|
37 |
10.11 |
Точность и объективность создания картины природы в рассказе «Музыкант». В. Бианки «Сова» |
1 |
|
38 |
11.11 |
Урок-обобщение по теме «О братьях наших меньших» Внеклассное чтение. Сказка в вопросах. В. Бианки «Чей нос лучше» |
1 |
|
|
|
Раздел VI. Из детских журналов |
5 |
|
39 |
12.11 |
Из детских журналов. Д. Хармс «Игра», «Вы знаете», «Веселые чижи» |
1 |
|
40 |
16.11 |
Из детских журналов. Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» |
1 |
|
41 |
19.11 |
Юмор в произведениях. Ю. Владимиров «Чудаки» Внеклассное чтение. Веселые стихи поэтов |
1 |
|
42 |
21.11 |
Мораль в характере главных героев. А. Введенский «Ученый Петя» |
1 |
|
43 |
23.11 |
Урок-обобщение по теме «Из детских журналов» |
1 |
|
|
|
Раздел VII. Люблю природу русскую. Зима |
6 |
|
44 |
25.11 |
Образ зимы в поэзии. И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег» |
1 |
|
45 |
26.11 |
Природа в стихах. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…» и С. Есенина «Поет зима – аукает…» Внеклассное чтение. Современные детские журналы. |
1 |
|
46 |
28.11 |
Поэтическое изображение березы С. Есенин «Береза» |
1 |
|
47 |
30.11 |
Два Мороза. Русская народная сказка. |
1 |
|
48 |
2.12 |
С Новым годом! С. Михалков «Новогодняя быль»Поэтическое изображение зимы. А. Барто «Дело было в январе» |
1 |
|
49 |
3.12 |
Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима» Внеклассное чтение. Поэтический образ зимы в стихах |
1 |
|
|
|
Раздел VIII. Писатели – детям |
24 (75) |
|
50 |
5.12 |
Шутливое искажение действительности. К. И. Чуковский «Путаница» |
1 |
|
51 |
7.12 |
Загадки. Словесная игра в загадках-щутках. К. И. Чуковский «Радость» |
1 |
|
52 |
9.12 |
Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе» |
1 |
|
53 |
10.12 |
Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе» Внеклассное чтение. Произведения о долге, храбрости. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» |
1 |
|
54 |
12.12 |
Юмор в стихах. С. Я. Маршак «Кот и лодыри» |
1 |
|
55 |
14.12 |
Мудрость замысловатой истории. С. Я. Маршак «Кот и лодыри» |
1 |
|
56 |
16.12 |
Удивление и радость в произведениях С. В. Михалкова «Мой секрет» |
1 |
|
57 |
17.12 |
Удивление и радость в произведениях С. В. Михалкова «Мой секрет» Внеклассное чтение. Стихи о детях и для детей С. Михалкова |
1 |
|
58 |
19.12 |
Страна Фантазия в произведениях С. В. Михалкова. |
1 |
|
59 |
21.12 |
Отношение человека к животным. С. В. Михалков «Мой щенок» |
1 |
|
60 |
23.12 |
Поэтическая речь в произведениях. А. Л. Барто «Веревочка». |
1 |
|
61 |
24.12 |
Поэтическая речь в произведениях. А. Л. Барто «Мы не заметили жука» Внеклассное чтение. Стихи А. Барто. |
1 |
|
62 |
26.12 |
Юмористические стихи. А. Л. Барто «В школу» |
1 |
|
|
|
3 четверть |
|
|
63 |
11.01 |
Юмористические стихи. А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» |
1 |
|
64 |
13.01 |
Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова |
1 |
|
65 |
14.01 |
Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова Внеклассное чтение. Рассказы и сказки Н. Носова |
1 |
|
66 |
16.01 |
Составление плана к рассказу Н. Н. Носова «Затейники» |
1 |
|
67 |
18.01 |
Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа» |
1 |
|
68 |
20.01 |
Юмор как добрый развлекающий смех. Н. Н. Носов «Живая шляпа» |
1 |
|
69 |
21.01 |
Анализ произведения Н. Н. Носова «На горке» Внеклассное чтение. Произведения о ребятах и их делах. Н. Н. Носов «Фантазеры» |
1 |
|
70 |
23.01 |
Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке» |
1 |
|
71 |
25.01 |
Разноцветные страницы |
1 |
|
72 |
27.01 |
Урок-обобщение по теме «Писатели – детям» |
1 |
|
73 |
28.01 |
Литературная викторина по теме: «Писатели – детям». Внеклассное чтение. Произведения о дружбе |
1 |
|
|
|
Раздел IX. Я и мои друзья |
18 |
|
74 |
30.01 |
В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» |
1 |
|
75 |
1.02 |
Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду» |
1 |
|
76 |
3.02 |
В. Берестов «Гляжу с высоты…». |
1 |
|
77 |
4.02 |
Общение и поступки детей. В. Лунин «Я и Вовка» Внеклассное чтение. Мои любимые книги |
1 |
|
78-79 |
6.02 8.02 |
Отношение детей в произведении. Н. Булгакова «Анна, не грусти!» |
2 |
|
80 |
10.02 |
Анализ произведения. Н. Булгакова «Анна, не грусти!» |
1 |
|
81 |
11.02
|
Главная мысль произведения. Ю. Ермолаев «Два пирожных» Внеклассное чтение. Произведения о друзьях |
1 |
|
82 |
13.02 |
Главная мысль произведения. Ю. Ермолаев «Два пирожных» |
1 |
|
83 |
15.02 |
Отношения детей и взрослых. В. Осеева «Волшебное слово» |
1 |
|
84 |
17.02 |
Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное слово» |
1 |
|
85 |
18.02 |
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Осеева «Хорошее» Внеклассное чтение. Произведения В. Осеевой |
1 |
|
86 |
20.02 |
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Осеева «Хорошее» |
1 |
|
87 |
22.02 |
Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?» |
1 |
|
88 |
24.02 |
«Нет лучшего дружка, чем родная матушка». В Осеева «Почему?» Внеклассное чтение. Книги, которые надо читать долго |
1 |
|
89 |
25.02 |
Разноцветные страницы |
1 |
|
90 |
27.02 |
Литературная викторина по теме: «Я и мои друзья». |
1 |
|
91 |
1.03 |
Урок-обобщение по теме «Я и мои друзья» |
1 |
|
|
|
Раздел X. Люблю природу русскую. Весна |
12 |
|
92 |
3.03 |
Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится…» |
1 |
|
93 |
4.03 |
Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится», «Весенняя песенка» Внеклассное чтение. Стихи поэтов о женщинах. |
1 |
|
94 |
6.03 |
Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка» |
1 |
|
95 |
10.03 |
Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег уж теперь не тот». |
1 |
|
96 |
11.03 |
Приметы весны в произведениях А. Блока «На лугу» Внеклассное чтение. Стихи о маме. |
1 |
|
97 |
13.03 |
«Сердце матери лучше солнца греет». И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю» |
1 |
|
98 |
15.03 |
А. Плещеев «В бурю». |
1 |
|
99 |
17.03 |
Способы изображения характера героя в произведениях. Е. Благинина «Посидим в тишине» |
1 |
|
100 |
18.03 |
Способы изображения характера героя в произведениях. Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» Внеклассное чтение Стихи поэтов о весне. |
1 |
|
101 |
20.03 |
Разноцветные страницы. |
1 |
|
102 |
22.03 |
Литературная викторина по теме: «Люблю природу русскую. Весна». |
1 |
|
|
|
4 четверть |
|
|
103 |
1.04 |
Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Внеклассное чтение. Произведения о тех, кто трудится. К. Ушинский |
1 |
|
|
|
Раздел XI. И в шутку и всерьез |
21 |
|
104 |
3.04 |
Б. Заходер «Товарищам детям» |
1 |
|
105 |
5.04 |
Б. Заходер «Что красивей всего!» |
1 |
|
106 |
7.04 |
Веселые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха» |
1 |
|
107 |
8.04 |
Веселые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха» Внеклассное чтение. Творчество Б. Заходера |
1 |
|
108-110 |
10.04 12.04 14.04 |
Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка» Составление плана пересказа. Э. Успенский «Чебурашка» |
3 |
|
111 |
15.04 |
Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой» Внеклассное чтение Творчество Э. Успенского |
1 |
|
112 |
17.04 |
Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой» |
1 |
|
113 |
19.04 |
Юмор в стихах Э. Успенского «Память» |
1 |
|
114 |
21.04 |
Юмористические стихотворения. В. Берестов «Знакомый» |
1 |
|
115 |
22.04 |
Юмористические стихотворения. В. Берестов «Путешественники» Внеклассное чтение. Творчество Э. Успенского |
1 |
|
116 |
24.04 |
Характеры детей в стихах. В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим» |
1 |
|
117 |
26.05 |
Юмористические ситуации в стихах. И. Токмакова «В чудной стране» |
1 |
|
118 |
28.04 |
Способы общения героев. Г. Остер «Будем знакомы» |
1 |
|
119 |
29.04 |
В. Драгунский «Тайное становится явным» Внеклассное чтение. Творчество Г. Остера |
1 |
|
120-121 |
30.04 5. 05 |
Восстановление последовательности событий. В. Драгунский «Тайное становится явным» |
2 |
|
122 |
6.05 |
Разноцветные страницы. Внеклассное чтение. Рассказы В. Драгунского |
1 |
|
123 |
8.05 |
Литературная викторина по теме: «И в шутку и в серьез». |
1 |
|
124 |
12.05 |
Английские народные песенки и загадки. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» |
1 |
|
|
|
Раздел XII. Литература зарубежных стран |
12 |
|
125 |
13.05 |
Обобщение по теме «И в шутку и всерьез» Внеклассное чтение. «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники |
1 |
|
126 |
15.05 |
Сходство русского фольклора с американским. Американская народная песенка «Перчатки» |
1 |
|
127 |
17.05
|
Сходство русского фольклора с американским. Американская народная песенка «Перчатки» |
1 |
|
128 |
19.05
|
Особенность народного французского и немецкого фольклора Французская народная песенка «Сюзон и мотылек» Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» |
1 |
|
129-130 |
20.05-22.05 |
Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах» Внеклассное чтение. Сказки Г. Х. Андерсена |
2 |
|
131-132 |
24.05-26.05 |
Реальность и фантастика в сказке «Красная Шапочка» |
2 |
|
133 |
27.05 |
Воспитание мудрости и смекалки. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» Внеклассное чтение. Сказки братьев Гримм. |
1 |
|
134 |
29.05 |
Противопоставление красоты внешней внутренней. Эни Хогарт «Мафин и паук» |
1 |
|
135 |
|
Юмор в стихах. К. Чуковский «Котауси и Мауси» |
1 |
|
136 |
|
Обобщение по теме «Литература зарубежных стран». Литература на лето |
1 |
|