Цели урока:
Задачи урока:
Оборудование: Литературное чтение. 3 класс / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2017; карточки с тестом; ягодки на рефлексию.
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
||||
|
- Здравствуйте, ребята,присаживайтесь! В мире существует много форм приветствий: - жители Европы, здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон; - в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них; - японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы. - У нас сегодня, как вы заметили, гости. Давайте поприветствуем их. 1 колонка дружно скажет: «Здравствуйте!» 2 колонка дружно скажет: «Добрый день!» 3 колонка дружно скажет: «Добро пожаловать!» И все вместе скажем: «Мы рады видеть вас!» - Вы любите, когда приходят гости? Но, это ещё и большая ответственность. Гостям должно у нас очень понравиться. Давайте настроимся на работу и постараемся провести урок так, чтобы он запомнился нашим гостям, и они ещё раз захотели к нам прийти. - Договорились? - Проверю вашу готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, гостей.
Показывают готовность « На уроке я сижу – Не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю» |
||
2. Проверка домашнего задания Цель: проверить домашнее задание учащихся. |
||||
На доске написан правильный порядок событий рассказа. |
- Какое было домашнее задание? - Откройте тетради, давайте проверим, правильно вы составили план или нет. Возьмите в руки карандаши, поменяйтесь тетрадями. Внимательно посмотрите на доску и сверьте порядок событий рассказа. Поставьте оценку своему соседу за выполнение домашнего задания. - Встаньте те ребята, кто правильно выполнил домашнее задание. Давайте им похлопаем. |
Восстановить порядок событий рассказа «Великие путешественники» М. Зощенко по данному в учебнике плану и записать в тетрадь правильный план рассказа. |
||
3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности Цель: проверить и воспроизвести коррекцию знаний учащихся; подвести детей к формулированию темы, цели и учебных задач урока. |
||||
Караоке песни «В траве сидел кузнечик» на слова Н.Н. Носова.
Задача на листочках. |
- Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем? - А как вы понимаете эту пословицу? - Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся с ещё одним произведением из этого раздела. - А для начала хочу вас разделить на две группы, 1 группа будет петь песню (караоке в траве сидел кузнечик на слова Н.Носова), а вторая группа будет решать задачу, листочки я вам уже выдала, переверните их. - Приготовились, можете приступать к выполнению заданий. - Ребята, вы смогли решить задачу? Почему? Что вам мешало? - А вы знаете, что есть такой детский писатель, который много лет назад побывал в такой же ситуации как вы и написал про это рассказ. - Хотите узнать, как его зовут? - Я приготовила 3 вопроса, которые вам помогут. - Готовы? 1. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка) 2. В каком рассказе мальчик Мишка, вскопал огород ночью, чтобы получить флажок? (Огородники) 3. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. (Заплатка). - Кто автор всех этих рассказов и героев? - Что вы знаете о Н.Н. Носове? - Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. |
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Постепенно делая своё дело, придёшь к ожидаемому результату, т.е. к полному кузовку.
Поют песню. Решают задачу.
Н.Н. Носов. Вспоминают все изученные ранее произведения Н.Н.Носова. |
||
4. Речевая разминка Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению. |
||||
На слайде написаны скороговорки. |
- Чтобы уметь хорошо читать, надо уметь четко проговаривать каждый звук, и помогут нам скороговорки. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните и повторяйте за мной. - У Фани фуфайка, у Феди туфли. - Звенит звонок, звонок зовет, И Федя в класс к себе идет. 1 группа – с удивлением; 2 группа – с восхищением. 3 группа – с огорчением. |
Выполняют действия, предложенные учителем. Читают предложенный текст по группам с нужной интонацией. |
||
5. Постановка темы, цели и задач урока Цель: согласовать тему, цель и учебные задачи урока. |
||||
На слайде даны начало и концовка задач, которые нужно соединить.
На слайде портрет и биография Н.Н. Носова |
- Что общего у этих скороговорок? - А теперь отгадайте загадку, ответ которой будет являться вторым ключевым словом нашей темы урока. Я сижу едва не плача Очень трудная… (задача) - Сложите 2 ключевых слова и назовите произведение, с которым мы познакомимся на уроке. - Итак, сформулируем тему нашего урока. - А теперь сформулируем цель урока. - Каковы же задачи урока? - И в начале я предлагаю вам познакомиться с биографией Н.Н. Носова, внимание на экран. |
Имя Федя Н.Н. Носов «Федина задача» Тема: «Н.Н.Носов «Федина задача». Цель: познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение и анализировать его. Высказывают предположения по поводу учебных задач урока. Знакомятся с биографией писателя. |
||
6. Усвоение новых знаний и способов действий Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для решения поставленной цели исследования |
||||
Словарная работа.
На слайде ключевые слова.
Аудиозапись произведения. |
- Когда мы будем знакомиться с произведением, то нам встретятся незнаковые слова. Давайте сейчас их разберем, внимание на слайд: - Рокочущим басом – низким мужским голосом. - Титулярный советник – гражданский чин 9 класса. Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами. - Борзая – быстрая. - Репродуктор - устройство для громкого воспроизведения звука. - Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием? Вам помогут ключевые слова. Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутали, пойду к Юре. - Прослушаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши предположения. Перед прослушиванием записи задаются вопросы - Оправдалось ли ваше предположение? - К какому жанру относится произведение? |
Высказывают предположения по поводу содержания рассказа.
Дети слушают аудиозапись рассказа. Отвечают на поставленные вопросы. |
||
7. Физкультминутка Цель: снять умственное и физическое перенапряжение. |
||||
|
- Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала отдохнём, а затем продолжим работать. Как карасики плывем, Огурцы на грядках рвем, Кашу ложкой помешаем, Картошкой шляпу забросаем, Посыпем горочку песком, Заплатку мы к штанам пришьем, Из одеял построим дом, Ещё раз Носова прочтем. Всё закончились движенья, Приступаем дальше к чтенью. |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя. |
||
Чтение со стопами. Чтение и анализ первой части.
Чтение и анализ второй части рассказа.
Чтение и анализ третьей части рассказа.
Работа с пословицами.
|
- Откройте учебник на стр. 164. - Откуда пришёл Федя? - Найдите ответ на мой вопрос. - Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» - А что же сделал, Федя? - Что можно сказать про Федю? - А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? - поднимите руки. - Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? - А как бы вы поступили? - Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? - Почему Федя не мог решить задачу?
Найдите и зачитайте, на что отвлекался Федя? - Чем заканчивается рассказ? - Прочитайте пословицы и скажите, какая из них подходит к нашему рассказу и выражает главную мысль. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ум хорошо, а два лучше. Делу время, потехе час. Сделал дело, гуляй смело. - Сформулируйте главную мысль. Главную мысль мы положим в кузовок и запомним. |
Открывают учебник С катка Может быть сестра, брат Включил радио, решил делать уроки под музыку Не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки. Выполняют действия, предложенные учителем.
Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио. Федя имел плохую привычку – одновременно с выполнением домашних заданий, он любил слушать радио. |
||
9. Закрепление знаний и способов действий. Цель: зафиксировать полученные знания. |
||||
Самостоятельная работа |
- А сейчас вы проверите себя при помощи теста, как вы внимательно слушали и читали рассказ. У вас на партах лежат листочки.Обведите в кружок букву с правильным ответом. - Проверьте свою работу по эталону. Оцените. |
Дети выполняют работу.
Дети выполняют и оценивают свою работу. |
||
10. Рефлексивно-оценочный Цель: подвести итог о проделанной работе на уроке. |
||||
Домашнее задание.
Вручение памяток «Как решать задачу» |
- Какие учебные задачи мы ставили перед собой? - Справились ли мы с поставленными задачами? - Итак, какую главную мысль рассказа мы с вами сегодня узнали, и какой вывод из этого можем сделать? - Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке. Если вы оценили свою работу на уроке оценками 5 или 4 - подготовьте выразительное чтение любого отрывка, если оценкой 3 - перечитайте внимательно рассказ в учебнике, приготовьте ответы на вопросы после него. - А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Урок полезен, всё понятно – кладем в кузовок спелую, красную ягодку. - Лишь кое-что чуть-чуть неясно – розовую ягодку. - Ещё придётся потрудиться Да, трудно все-таки учиться! - неспелую, желтую ягодку. - Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами: Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел! - А чтобы Вы успешно решали задачи, я вручаю на память о сегодняшнем уроке памятки. |
Дети отвечают на вопрос учителя Делать два дела сразу – трудно, практически невозможно
Записывают дом. задание.
Оценивают свою работу на уроке. |