Конспект урока литературного чтения в 3 классе Н.Н. Носов "Федина задача"

Цели урока:

  • создать условия для понимания произведения Н.Н. Носов "Федина задача";
  • способствовать формированию умений анализировать и оценивать поступки героя;
  • развитие внимания на основе выборочного чтения;
  • содействовать воспитанию культуры речи, стремления избавляться от своих недостатков.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с рассказом Н.Н.Носова "Федина задача";
  • продолжить обучение над выразительным чтением произведения для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, герою и его поступкам.
  • способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;
  • развивать умения работать в группе, в паре.

Оборудование: Литературное чтение. 3 класс / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2017; карточки с тестом; ягодки на рефлексию.

Ход урока

Содержание 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

 

 

 

 

 

 

 

- Здравствуйте, ребята,присаживайтесь!

В мире существует много форм приветствий:

- жители Европы, здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон;

- в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них;

- японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.

- У нас сегодня, как вы заметили, гости. Давайте поприветствуем их.

1 колонка дружно скажет: «Здравствуйте!»

2 колонка дружно скажет: «Добрый день!»

3 колонка дружно скажет: «Добро пожаловать!»

И все вместе скажем: «Мы рады видеть вас!»

 - Вы любите,  когда приходят гости? Но, это ещё и большая ответственность. Гостям должно у нас очень понравиться. Давайте настроимся на работу и постараемся провести урок так, чтобы он запомнился нашим  гостям, и они ещё раз захотели к нам прийти.   

- Договорились?   

- Проверю вашу готовность к уроку.

 Приветствуют учителя, гостей.

 

 

 

 

Показывают готовность
к уроку. Вспоминают правила поведения во время урока:  

« На уроке я сижу –

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю»

2. Проверка домашнего задания

Цель: проверить  домашнее задание учащихся.

На доске написан правильный порядок событий рассказа.

- Какое было домашнее задание? 

- Откройте тетради, давайте проверим, правильно вы составили план или нет. Возьмите в руки карандаши, поменяйтесь тетрадями. Внимательно посмотрите на доску и сверьте порядок событий рассказа. Поставьте оценку своему соседу за выполнение домашнего задания.

- Встаньте те ребята, кто правильно выполнил домашнее задание. Давайте им похлопаем. 

Восстановить порядок событий рассказа «Великие путешественники» М. Зощенко по данному в учебнике плану и записать в тетрадь правильный план рассказа.

3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности

Цель: проверить  и воспроизвести  коррекцию знаний учащихся; подвести детей к формулированию темы, цели и учебных задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

Караоке песни «В траве сидел кузнечик» на слова Н.Н. Носова.

 

Задача на листочках.

- Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

- А как вы понимаете эту пословицу? 

- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся с ещё одним произведением из этого раздела.

- А для начала хочу вас разделить  на две группы, 1 группа будет петь песню (караоке в траве сидел кузнечик на слова Н.Носова), а вторая группа будет решать задачу, листочки я вам уже выдала, переверните их.

- Приготовились, можете приступать к выполнению заданий.

- Ребята, вы смогли решить задачу? Почему? Что вам мешало?

- А вы знаете, что есть такой детский писатель, который много лет назад побывал в такой же ситуации как вы и написал про это рассказ.

- Хотите узнать, как его зовут?

- Я приготовила 3 вопроса, которые вам помогут.

-  Готовы?

1. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

2. В каком рассказе мальчик Мишка, вскопал огород ночью, чтобы получить флажок? (Огородники)

3. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. (Заплатка).

- Кто автор всех этих рассказов и героев?

- Что вы знаете о Н.Н. Носове?

- Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Постепенно делая своё дело, придёшь к ожидаемому результату, т.е. к полному кузовку.

 

Поют песню. Решают задачу. 

 

Н.Н. Носов.

Вспоминают все изученные ранее произведения Н.Н.Носова.

4. Речевая разминка

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к чтению.

На слайде написаны скороговорки.

- Чтобы уметь хорошо читать, надо уметь четко проговаривать каждый звук, и помогут нам скороговорки. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните и повторяйте за мной.

- У Фани фуфайка, у Феди туфли.

- Звенит звонок, звонок зовет, 

И Федя в класс к себе идет.

1 группа – с удивлением;

2 группа – с восхищением.

3 группа – с огорчением. 

 

Выполняют действия, предложенные учителем.

Читают предложенный текст по группам с нужной интонацией.

5. Постановка темы, цели и задач урока  

Цель: согласовать тему, цель  и учебные задачи урока.

На слайде даны начало и концовка задач, которые нужно соединить.

 

На слайде портрет и биография  Н.Н. Носова

- Что общего у этих скороговорок?

- А теперь отгадайте загадку, ответ которой будет являться вторым ключевым словом нашей темы урока.

Я сижу едва не плача

Очень трудная… (задача)

- Сложите 2 ключевых слова и назовите произведение, с которым мы познакомимся на уроке.

- Итак, сформулируем  тему  нашего урока.

- А теперь сформулируем цель урока. 

- Каковы же задачи урока? 

- И в начале  я предлагаю вам познакомиться с биографией Н.Н. Носова, внимание на экран. 

Имя Федя 

Н.Н. Носов «Федина задача»

Тема: «Н.Н.Носов «Федина задача».

Цель: познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать произведение и анализировать его.

Высказывают предположения по поводу учебных задач урока. 

Знакомятся с биографией писателя.

6. Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для решения поставленной цели исследования

Словарная работа.

 

На слайде ключевые слова.

 

Аудиозапись произведения.

- Когда мы будем знакомиться с произведением, то  нам встретятся незнаковые слова. Давайте сейчас их разберем, внимание на слайд:

- Рокочущим басом – низким мужским голосом.

- Титулярный советник – гражданский чин 9 класса.

Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

- Борзая – быстрая.

- Репродуктор - устройство для громкого воспроизведения звука.

- Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в  произведении с таким названием? Вам помогут ключевые слова.

Федя, радио, задача, читал несколько раз, концерт по заявкам, совсем  запутали, пойду к Юре.

- Прослушаем рассказ и узнаем, верны ли были ваши

предположения.

Перед прослушиванием записи задаются вопросы

- Оправдалось ли ваше предположение?

- К какому жанру относится произведение?

Высказывают предположения по поводу содержания рассказа. 

 

Дети слушают аудиозапись рассказа.

Отвечают на поставленные вопросы.

7. Физкультминутка

Цель: снять умственное и физическое перенапряжение.

 

 

 

- Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала  отдохнём, а затем  продолжим работать.

Как карасики плывем,

Огурцы на грядках рвем,

Кашу ложкой помешаем,

Картошкой шляпу забросаем,

Посыпем горочку песком,

Заплатку мы к штанам пришьем,

Из одеял построим дом,

Ещё раз Носова прочтем.

Всё закончились движенья,

Приступаем дальше к чтенью.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Чтение со стопами.

Чтение и анализ первой части.

 

 

 

Чтение и анализ второй части рассказа.

 

Чтение и анализ третьей части рассказа.

 

Работа с пословицами.

 

- Откройте учебник на стр. 164.

- Откуда пришёл Федя?  

- Найдите ответ на мой вопрос.

- Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» 

- А что же сделал, Федя? 

- Что можно сказать про Федю? 

- А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя? - поднимите руки. 

- Каким вы увидели Федю в этой части рассказа?

- А как бы вы поступили? 

- Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? 

- Почему Федя не мог решить задачу?

                                                                      

Найдите и зачитайте, на что отвлекался Федя? 

- Чем заканчивается рассказ? 

- Прочитайте пословицы и скажите, какая из них подходит к нашему рассказу и выражает главную мысль. 

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

- Сформулируйте главную мысль. Главную мысль мы положим в кузовок и  запомним.

Открывают учебник

С катка 

Может быть сестра, брат 

Включил радио, решил делать уроки под музыку

Не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.

Выполняют действия, предложенные учителем.

 

Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.

Федя имел плохую привычку – одновременно с  выполнением домашних заданий, он любил слушать радио.

9. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: зафиксировать полученные знания.

Самостоятельная работа

- А сейчас вы проверите себя  при помощи теста, как вы внимательно слушали и читали рассказ. У  вас на партах  лежат листочки.Обведите в кружок букву с правильным ответом.

- Проверьте свою работу по эталону. Оцените.

Дети выполняют работу.

 

Дети выполняют и оценивают свою работу.

10. Рефлексивно-оценочный

Цель: подвести итог о проделанной работе на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание. 

 

 

Вручение памяток «Как решать задачу»

- Какие  учебные задачи мы ставили перед собой?

Справились ли мы с поставленными задачами?

- Итак, какую  главную  мысль  рассказа мы с  вами   сегодня узнали, и  какой    вывод из  этого можем сделать? 

- Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке. Если вы оценили свою работу на уроке оценками 5 или 4 - подготовьте вырази­тельное чтение любого отрывка, если оцен­кой 3 - перечитайте внимательно рассказ в учебнике, приготовьте ответы на вопросы после него. 

- А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.

Урок полезен, всё понятно – кладем в кузовок спелую, красную ягодку.

- Лишь кое-что чуть-чуть неясно – розовую ягодку.

- Ещё придётся потрудиться

 Да, трудно все-таки учиться! - неспелую, желтую ягодку. 

- Закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

- А чтобы Вы успешно решали задачи, я вручаю на память о сегодняшнем уроке памятки.

Дети отвечают на вопрос учителя

Делать  два дела сразу – трудно, практически невозможно

 

Записывают дом. задание. 

 

 

Оценивают свою работу на уроке.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!