УМК: "Школа России", авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
Цели и задачи урока:
Оборудование: ПК, проектор, презентация, мультфильм и иллюстарации к стихотворению Н.А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы", учебник "Литературное чтение" 3 класс.
Организационный момент
Учитель:
Проверка готовности к уроку.
Я слышу - я забываю
Я вижу - я запоминаю
Я делаю - я понимаю
- Так гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать и рассуждать. Ведь чтение без размышления это - простое развлечение.
Речевая разминка
Учитель: Прочитайте стихотворение Е.А. Евтушенко. Читаем про себя, тихо, громко, выразительно.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)
- О каких зверях внутри нас говорит автор? (человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)
- К чему призывает автор? (беречь и любить природу)
- Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе? (нет)
- На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.
Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н. А. Некрасова, героем которого как раз и есть человек любящий и заботящийся о природе своего края. Прочитайте, как оно называется. (стр. 170)
- Какие цели поставим?
- Какие задачи должны решить на уроке?
Первичное восприятие. Вступительная беседа
Учитель: В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай - одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревне, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине и весной, во время половодья, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках.
- Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н. Некрасову, известному русскому поэту, нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его незаменимым спутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте совершенно неожиданно пошел сильный дождь.
- Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае и пока пережидали дождь Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Н. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение "Дедушка Мазай и зайцы".
Просмотр мультфильма "Дедушка Мазай и зайцы"
Учитель: Сядьте поудобнее, сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм "Дедушка Мазай и зайцы".
- Что больше всего вас тронуло, удивило, рассмешило?
- А как вы думаете, ради забавы спасал Мазай зайцев? (Нет, так как в половодье зайцы сотнями гибнут, и деду Мазаю их жалко)
- Правильно. Мазай и сам говорит: "Их жалко до слез". И это еще раз подтверждает, что Мазай был добрым человеком.
Физкультминутка
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - скок - скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Словарная работа
Учитель: Перед чтением, я прошу вас обратить внимание на доску. (на доске трудные слова, которые встречаются в стихотворении: силки, багор, аршин, сажень, зипун)
Силки - приспособление в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных.
Багор - шест с металлическим крюком и острием.
Аршин - старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Сажень - старинная русская мера длины, равная трем аршинам.
Зипун - крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
Чтение стихотворения детьми
Учитель: Ребята, давайте мы сами попробуем прочитать это произведение. При чтении постарайтесь показать те чувства, который испытывает дед Мазай.
- В этом стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая.
- Попробуете в паре сами определить их значение. (Работа в парах)
Проверка
разболтался в сарае |
разговорился |
гурьба |
шумливая группа |
лопочут ушами |
шевелят ушами, выражая испуг, беспокойство |
гуторить |
разговаривать |
горемыка |
тот, с кем случилась беда |
тягота |
тяжесть, груз |
потеха |
забава, веселье |
озимь |
всходы посева засеянные осенью |
дичь |
дикие животные |
половодье |
увеличение уровня воды в реке |
Вторичное чтение
Учитель: Ребята, это стихотворение содержит несколько сюжетных линий, поэтому его можно разделить на части. Попробуем составить картинный план стихотворения. Для этого еще раз прочитаем его. (Чтение по частям)
К какой картине относится этот отрывок?
- Вот такой картинный план у нас получился.
Беседа по содержанию
Учитель: За что Мазай осуждал односельчан?
- О каких личностных качествах это говорит? (он добрый, милосердный, умеет сопереживать…)
- Как отнеслись односельчане к тому, что Мазай спасал зайцев? Найдите в тексте.
- Как относился он к родной природе?
- Найдите слова, которыми Мазай называет зайцев? (бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики)
- Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? (Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации)
- Какова главная мысль стихотворения? (Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины)
- А как вы относитесь к герою стихотворения? (Он нам понравился, тем, что он добрый, сообразительный)
Рефлексия
Учитель: Ребята, на столах у вас лежат конверты. Откройте их. Выложите содержимое на парту. Это пазлы. Соберите их. Что у вас получилось?
- Мне очень хочется, чтобы вы стали такими же друзьями природы, как и дедушка Мазай! Я надеюсь, что так оно и будет.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение, по желанию выучить отрывок, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- Можно ли сказать, что в произведении описан реальный случай из жизни?
- С каким настроением вы заканчиваете сегодня урок? Нарисуйте такую мордочку зайчику, которое отражает ваше настроение. Прикрепите вашего зайчика на одну из ступенек на доске.
- Спасибо за работу.