Цель: Познакомить с произведениями Ю. Мориц, и А. Табылдиева; сформировать читательский интерес и знания о юмористическом произведении; развивать навыки чтения, и анализа поэтического текста, осмысления его художественно-эстетического содержания. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Портреты писателей, рисунки к содержанию стихотворений.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Прочитаем и оценим стихотворения Ю. Мориц «Крыша ехала домой», А. Табылдиева «Снежный челок».
III. Мотивация учебной деятельности.
- Вам нравятся веселые и смешные произведения? Чувство юмора помогает в жизни, в учебе. Мы убедимся, прочитав стихотворения.
IV. Актуализация опорных знаний.
- В некоторых рассказах, сказках и стихотворениях встречаются смешные моменты и даже фантастические явления. Мы встречали их в произведениях Г.-Х. Андерсен, Е. Шварца, Н. Носова, в грустно- смешной сказке Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Многие произведения поэтессы, на первый взгляд, кажутся очень веселыми и беззаботными. Но и над многим они заставляют задуматься. Вот два ее стихотворения:
Чтоб летали мы все и росли
Не растёт в огороде сосиска,
Бублик с маком,
Башмак и портфель,
А растут помидоры,
Горох и редиска –
Да и те замерзают в метель.
Но зато и зимой, и весною,
Даже если пурга на дворе,
Могут крылья
Прекрасно расти за спиною,
Могут мысли Расти в голове!
Разве можно достичь изобилья,
Что-то новое
Изобрести,
Если светлые мысли
И сильные крылья
У людей перестанут расти?
Хорошо быть стариком.
Старики не ходят в школу -
Хорошо быть стариком!
Никаких тебе диктантов,
Никаких тебе контрольных,
Никаких тебе задачек,
И уроков никаких.
Старики стихов не учат,
Их уроками не мучат,
За прогулы их не жучат,
Их не мучат, их не жучат,
И не надо на помойку
Бегать с мусорным ведром A
Старики не ходят в школу -
Хорошо быть стариком!
- Стихотворения очень смешные?
- Да, на первый взглядю. Конечно, смешно, что не растет в огороде сосиска, но зато могут расти крылья и мысли.
- А хорошо быть стариком?
- Нет, конечно! Автор подсмеивается над учениками, которые завидуют жизни стариков!
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Чтение и анализ стихотворения «Крыша ехала домой».
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Беседа.
– Какие картины возникли в вашем воображении?
- Что реально и что волшебно в стихотворении?
(Крыша, которая едет на санках; дрова, которые мяукают; верблюды, которые почему- то моют блюдца. Зато звонок в квартиру и песня «когда все дома»- это реально. Можно предположить, что мама ждала сына и фантазировала.)
Чтение и анализ стихотворения «Снежный человек».
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Беседа.
- Какие картины возникли в вашем воображении?
- Что реально и что волшебно в стихотворении?
VI. Первичная проверка знаний и способов деятельности.
Выполнение заданий учебника.
VII. Закрепление знаний.
1. Обобщите свои впечатления о стихах, отметьте главные особенности.
2. Сделайте рисунок к стихотворениям. «Крыша ехала домой». «Снежный человек»
VIII. Рефлексия.
- Мое настроение на уроке было прекрасным…
- Я добился успехов в выразительном чтении.
IX. Домашнее задание:
Прочитать другие стихотворения Ю. Мориц.