Конспект урока литературы представлен в виде технологической карты по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе».
Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м классе. Он направлен на формирование универсальных учебных действий школьников. Конспект урока предназначен для обучающихся 10-11 лет и представляет собой материал, основанный на коммуникативно-деятельностном подходе в обучении.
Цель урока: Знакомство с литературным понятием « стихотворения в прозе», обучение учащихся элементам анализа стихотворений, умению выражать чувства и объяснять переживания лирического героя.
Задачи:
обучающие: формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в прозе;
формирование навыков аналитической работы с текстом;
развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся;
развитие аналитических умений и навыков, развитие творческих способностей учащихся.
воспитывающие: воспитание интереса к русскому языку, классической литературе, воспитание нравственных качеств учащихся.
Тип урока: сообщение новых знаний и способов деятельности
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Умение давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, выявлять признаки эпического в тексте, составлять план. Формирование навыков лексической работы, работы с учебником, самостоятельной исследовательской работы |
Умение самостоятельно определять объект изучения, структурировать материал, оценивать свою учебную деятельность, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
|
Воспитание чувства уважительного отношения к русской литературе, к русскому языку. |
Решаемые учебные проблемы
|
Выявление художественной идеи стихотворений в прозе «Воробей» и «Русский язык» и роли образно-выразительных средств в стихотворениях. |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Стихотворение в прозе, художественная идея, образно-выразительные средства, смысловой центр повествования |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Учебная презентация |
|
Методическое назначение средств ИКТ |
Визуализация информации |
|
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||
Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация имеющихся знаний обучающихся по изучаемому вопросу
|
1) Выразительное чтение учителем стихотворения «Воробей». Беседа с обучающимися о том, является ли этот текст стихотворением и о том, каким ребята представляют себе рассказчика. Глядя на портрет И.С. Тургенева, представленный на слайдовой презентации, и запись темы урока, ребята самостоятельно формулируют цели урока. 2) Беседа о И.С.Тургеневе, обучающиеся отмечают, какие особенности характера и творчества писателя отражают представленные на слайдовой презентации цитаты: «Главное в нём – правдивость» (Л.Н.Толстой). «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он написал, и не было, но когда он написал их, они появились». (А.П.Чехов). «В крепостном крестьянине Тургенев показал человека, который также, как и все люди, достоин иметь человеческие права». (М.И.Калинин). «В теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева». (Н.В. Гоголь). На основе беседы школьники индивидуально составляют клайстер к слову Тургенев. Например: Тургенев- справедливый и талантливый, пробуждает, вдохновляет, заставляет задуматься, любит родную природу, писатель. |
|
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
||
Активизация деятельности учащихся |
Обращение к учебнику, чтение материалов о стихотворении в прозе, составление плана прочитанного (работа в парах). Ребята анализируют свою работу, сравнивая свой план с образцом, представленным на слайдовой презентации: 1. Отсутствие ритма и рифмы. 2. Членение текста на небольшие абзацы. 3. Обращение к чувствам лирического персонажа, выражение личных переживаний и впечатлений. Учитель просит ребят объяснить лексическое значение слов: благоговеть, тягостный, раздумья, отчаяние, поддержка, опора (работа со словарём) |
|
Этап 3 Практикум, проверка полученных результатов |
||
Исследовательская работа с текстом «Воробей»
Формирование собственной позиции |
Задание: Проследить, насколько точно и полно отражается в стихотворении поведение собаки, птенца и старого воробья. Выписать ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. 1 вариант Собака Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась. Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес. 2 вариант Молодой воробей С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки. 3 вариант Старый черногрудый воробей Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. - Почему в описании птенца автор использует такие детали: желтизна около клюва, пух на голове, едва прорастающие крылышки? - Почему рассказчик называет птенца детищем? - Какие эпитеты обычно можно встретить рядом со словом детище! - Как описаны действия старого воробья? - Как реагирует Трезор на происходящее? Найдите в тексте слово, передающее чувства автора. - Какие качества личности автора проявляются в стихотворении в прозе «Воробей?» Найдите предложение, являющееся смысловым центром повествования. С помощью какого приёма автор подчёркивает смысл фразы? - О какой любви говорит писатель? Задание: Прочитайте самостоятельно стихотворение «Русский язык» и выпишите из текста эпитеты, соотнесенные с понятием «pyccкий язык». Объясните их значение. - Почему для автора язык является надежной поддержкой и опорой? - Прочитайте выразительно предложение, содержащее утверждение в форме вопроса. Какое образно-выразительное средство использует автор? Зачем? Выразительное чтение последнего предложения. - Каково движение чувств автора, нашедших отражение в стихотворении? Обращение к цитатам писателей о русском языке: высказывания М.В. Ломоносова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, А.Н.Толстова, А.А.Ахматовой (Слайдовая презентация) - В чём видели значение русского языка писатели? (Каждый ученик заканчивает предложения: Значение русского языка писатели видели в … Любить русский язык – значит…) |
|
Этап 4. Подведение итогов урока, домашнее задание. |
||
Целостное обобщение полученной информации
Домашнее задание |
Подведение итогов, запись ответа на вопросы в тетрадь. - Какие вопросы, волновавшие писателя, нашли отражение в «Стихотворениях в прозе»? - Что нового я узнал (а) о Тургеневе - писателе и человеке? Самооценка работы на уроке (план самооценки на слайде презентации), комментарии учителя. Выучить стихотворение наизусть, индивидуальные задания: подготовить сообщение о дружбе Н.А.Некрасова с крестьянскими детьми, подготовить сообщение «искусствоведа» о картине И.И. Левитана «Владимирка» и И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» |