Конспект урока по литературному чтению в 3 классе: поэт Афанасий Афанасьевич Фет

Цель урока: формирование представления о таком поэте, как Фет и о его стихотворениях.

Планируемые результаты:

  • знать биографию А.А. Фета;
  • знать стихотворения "Мама! Глянь-ка из окошка" и "Кот поет, глаза прищуря";
  • знать что такое строфа, тон, темп, рифма, выразительные средства, значение новых слов.

Оборудование: учебник Литературное чтение, 3 класс, 1 часть, Е.А. Ефросинина "Школа XXI века", презентация, жетоны, карточки для самооценки ("зеленая", "желтая", "красная").

Афанасий Афанасьевич Фет (05.12.1820 - 03.12.1892 г.г.)Афанасий Афанасьевич Фет (05.12.1820 - 03.12.1892 г.г.)

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

1-2 мин.

Приветствует обучающихся и проверяет их готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите внимательно, всё ли у вас есть на парте. Нам понадобится: учебник, тетрадь на печатной основе и пенал.

Создает эмоциональный настрой на урок:

- Каждый день – всегда, везде.
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим,
И тихонечко сидим.

Показывает жетоны.

- Ребята, за правильные ответы вы будите получать жетоны и в конце занятия мы их подсчитаем и узнаем, кто лучше всех отвечал на уроке. Но запомните, ребята, что нельзя выкрикивать с места, повторять чужие ответы и если вы будете плохо себя вести, я буду лишать вас жетона. 

 

 

 

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

Проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Всесторонняя проверка знаний и умений

2-3 мин.

 - Ребята, для того, чтобы узнать о чем мы с вами сегодня будем говорить, вам нужно будет вспомнить пройденный материал и поучаствовать в небольшой викторине. Я буду вам читать отрывок из стихотворения, басни или сказки, а вы должны будете вспомнить название, и кто его написал. Итак, слушайте внимательно:

1 отрывок.

«Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет».

 

2 отрывок.

«Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле».

 

3 отрывок.

«С холоду щёки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его главном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

 

 

- Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

 

 

 

 

 

 

- А. Майков «Кроет уж лист золотой»

 

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

5-7 мин.

-  Молодцы, ребята! А теперь следующее задание.

Посмотрите внимательно на слайд. Вы видите 4 портрета. Озвучьте, кого вы здесь видите?

- Так, а кто четвертый?

- Да, ребята, это Афанасий Афанасьевич Фет и сегодня мы с познакомимся с ним и с его творчеством. 

 

 

 

 

- Пушкин, Тютчев и Майков.

- Мы еще не знаем.

Усвоение новых знаний

15-17 мин.

- А для того, чтоб нам узнать о биографии Афанасия Афанасьевича Фета, я раздам вам листочки с информацией. Вам нужно будет прочитать и после чего, ответить на мои вопросы.

- Итак, назовите годы жизни Афанасия Афанасьевича Фета. 

 

- Сколько в итоге прожил Фет?

- Верно!

- Как звали родителей фета? 

 

- Кем был его отец?

- А как вы думаете, почему фамилии родителей различаются?

 

- Верно!

- Для чего Афанасий Афанасьевич учился в немецкой школе-пансионате?

 

- А в итоге он поступил в него?

- Верно!

- Как назывался первый сборник стихотворений и принес ли он ему успех? 

 

- В каком журнале публиковался Фет?

- Была ли литература основным занятием Фета?

Чем были насыщены его стихотворения?

 

- Да, ребята, Фет очень любил писать о природе и наша сегодняшняя тема тоже с ней связана.

А для того, чтобы более точно определить направление стихотворений, о которых мы будем говорить, вам нужно будет отгадать загадку.

«Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Замела все витрины»

- Верно! Сегодняшние стихотворения будут связаны с зимой. Давайте с ними познакомимся. Откройте учебник на странице 128.

- Посмотрите на первое стихотворение, которое называется «Мама! Глянь-ка из окошка». Сейчас я включу вам аудиозапись этого стихотворения, а вы внимательно слушайте и следите пальчиком.

- Ребята, какую картину вы представили, когда слушали данное стихотворение?

 

- Какое настроение у этого стихотворения?

- Так, прочитай, пожалуйста, данное стихотворение вслух.

- Итак, посмотрите на 1 строфу. О чем там идет речь?

- Так! Докажите это словами из стихотворения. 

 

- А еще, ребята, обратите внимание на слова «кошка умывала нос» - это примета. То есть если кошка прячет/умывает нос – значит придут холода.

- А от чьего имени идет речь в стихотворении?

- Почему? Докажите словами из стихотворения.

- Верно!

- Итак, переходим к следующей строфе. Какие краски использует поэт в описании?

- Верно! Поэт использует светлые холодные оттенки.

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию, соответствует ли она к описанию? И почему?

 

- Обратите внимание какое слово выделено курсивом?

- Прочитайте в словарике ниже, что означает это слово?

- Верно! Это значит великодушный, щедрый, бескорыстный.

- Итак, переходим к следующей строфе.

Здесь употребляется слово «салазки», как вы думаете, что это такое?

- Верно! Салазки – это маленькие ручные санки.

- Какое настроение в этой строфе? Докажите.

- Верно!

- Итак, ребята, а сейчас будут вопросы по всему стихотворению.

- С чем сравнивается снег в стихотворении? Докажите свой ответ.


- Верно!

- А с каким чувством ребенок смотрит на происходящее?

- А по каким строфам вы это поняли?

 

- Какая используется рифма в данном стихотворении? Обоснуйте свой ответ.

- А какие у вас впечатления от этого стихотворения? Вам оно понравилось?

 

- Здорово!

- А теперь давайте представим, что мальчик вернулся домой с прогулки, пообедал, лег в кроватку спать. На улице уже потемнело, похолодало. Что же было дальше, давайте сейчас с вами это и узнаем.

- Посмотрите учебник на странице 129.

- Вы видите стихотворение, которое называется «Кот поёт глаза прищуря». Сейчас я включу вам аудиозапись этого стихотворения, которое исполнено с музыкальным сопровождением, а вы внимательно слушайте и следите пальчиком.

- Итак, какое настроение у данного стихотворения?

- Что вы представляли, когда слушали его?

 

- Прочитай, пожалуйста, это стихотворение еще раз.

- Обратите внимание на первую строфу. Как здесь поэт описывает природу? Ответьте на вопрос словами из стихотворения.

- Верно! Каким бы одним словом вы бы описали погоду?

- Согласна с вами.

- А какие действия происходят в доме? Ответьте на вопрос словами из стихотворения. 

 

- Как вы думаете, от чьего лица идет речь и с какой интонацией?

- Верно! А что в данном случае означается «прощаться», как вы думаете?

- Верно!

- Переходим к следующей строфе.

Меняется ли здесь настроение?

 

- Что здесь описывается? 

- Верно! А как описывается погода? Ответетьте словами из стихотворения.

- Верно!

- А обратите внимение, какая рифма используется в стихотворении? И обоснуйте свой ответ. 

- Верно!

 

 

Читают биографию А.А. Фета.

 

 

 

 

 

- 23 ноября 1820 – 21 ноября 1892

- 72 года

 

 

Папа: А. Шеншин,

мать: Шарлотта Фёт.

- Богатым помещиком.

 

- Потому что роидтели Фета не состояли в браке.

 

 

 

- Для подготовки в Московский университет.

- Да.

 

 

- Первый сборник назывался «Лирический пантеон» и он получил одобрение, что вдохновило Фета на дальнейшее творчество.

- «Москитянин».

 

- Да.

 

- Ароматами природы, чувствами и переживаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Зима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение.

 

 

- Время года зима. Мороз, иней, снег.

 

- Веселое/радостное.

Читает стихотворение.

 

 

- Что выпал снег.

 

- Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

 

 

 

 

 

- От имени ребенка.

 

 

- «Мама! Глянь-ка из окошка...»

 

 

- Светло-синий, белый.

 

 

 

 

- Да, на иллюстрации используются те же тона, что и в стихотворении.

 

- Тороватый.

 

- Тороватый – щедрый.

 

 

 

 

 

- Санки.

 

 

- Веселое – «За салазки, да и в гору весело бежать!»

 

 

 

 

- Снег сравнивается с ватой «Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты».

 

- С восторгом/с восхищением.

- По первой и последней строфе.

 

- Парная рифма. Так как рифмуется в двух строчках подряд: «из окошка» - «кошка», «светло-синий» - «иней».

- Радостные эмоции вызывает, стихотворение понравилось.

 

Слушают стихотворения.

 

- Грустное, тревожное, спокойное.

 

- Бурю, метель за окном, а дома тепло, мальчик дремлет, кот сонный поет.

Читает стихотворение.

 

 

- «На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе».

 

- Тревожная.

 

 

- «Кот поет глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре» и «Полно тебе тут варяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

 

- От лица матери, с немножко строгой интонацией.

 

- Пожелать спокойной ночи.

 

 

- Да, оно становится более спокойным.

- Что мальчик встал, а кот провожает его глазами, продолжая петь.

 

 

- «Буря свищет у ворот».

 

 

- Перекрестная рифма. Так как она наблюдается через строчку: «прищуря» - «буря», «вставай» - «ступай».

Проверка понимания нового материала (первичное закрепление)

10 мин.

- А теперь, ребята, у вас будет небольшая работа. Я вам раздам листочки, на которых будут даны словосочетания из данного стихотворения. Вам нужно будет подчеркнуть те словосочетания, которые являются олицетворением.

- Давайте для начала вспомним, что такое олицетворение?

 

- Верно!

- Можете начать выполнять работу. У вас на это 2-3 минуты. 

 

- А теперь поменяйтесь листочками с соседом. Посмотрите на слайд. Если подчеркнуто правильно, то ставьте +, если нет, то минус.

- Итак, если 0 или одна ошибка, ставьте улыбающийся смайлик, если больше одной ошибки, ставьте грустный смайлик.

- Поменяйтесь работами снова. Поднимите руку те, у кого получился улыбающийся смайлик.

- Молодцы! Опустите руки.

- Ребята, а скажите, какое стихотворение вам понравилось больше?  Опишите его, не озвучивая названия. А мы попробуем догадаться, о каком стихотворении идет речь.

- А теперь, ребята, вы прочитаете одно понравившееся стихотворение друг другу в пол голоса. (учитель показывает наглядно как именно) Вам на это дается 4-5 минут. Кто закончит, поднимите руку.

- Итак, ребята, вам понравилось, как читали ваши соседи по парте?

- Молодцы!

- А теперь мы с вами вместе научимся выразительно читать второе стихотворение.

- Обратите внимение на первую строфу стихотворения. Помните ребята, что там, где запятые, что мы должны сделать?

- Верно!

- Итак, о чем говорится в первых двух строчках?

- А если мальчик дремлет, то как мы должны читать? Громко или тихо?

- А с какой интонацией?

- Обратите внимание на следующие две строчки. А о чем там идет речь?

- Так, значит с какой интонацией мы будет читать? 

 

- И теперь последние 4 строчки, какое действие мы здесь наблюдаем? И с какой интонацией нужно читать это строчки?

 

- Так, попробуй прочитать первую строфу, соблюдая интонацию и тон.

- Молодец!

- Итак, следующая строфа. С какой интонацией мы будем читать эти строчки?

- Верно! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это приписывание одушевленных признаков к неодушевленным предметам или приписывание тех признаков, которые на самом деле выполняться не могут.

 

 

Мальчик дремлет

Кот поёт

Играет буря

Ветер свищет

Мальчик встал

Снег валит

Буря свищет

 

 

 

Оценивают работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описывают понравившееся стихотворение. 

 

 

- Да. 

 

 

 

- Паузу.

 

- Что кот поет глаза прищуря, а мальчик дремлет.

 

- Тихо.

- Со спокойной.

 

- Что за окном буря, ветер свищет.

- Мы будем читать более громко и с тревожной интонацией.

 

 

- Мама делает ребенку замечание, нужно читать более громко и с требовательной интонацией.

Читает первую строфу.

 

 

- Со спокойной интонацией и чуть тише.

Инструктаж д/з

Объясняет домашнее задание.

- Дома, ребята, вы попробуйте прочитать второе стихотворение выразительно, как мы с вами сейчас обговаривали. А также, выучить любое стихотворение наизусть и нарисовать к нему рисунок.

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

Подведение итогов

2-3 мин.

Подводит итоги.

 

Итак ребята, о каком поэте сегодня шла речь?

- Какие факты из его биографии вы запомнили?

 

- Какие стихотворения мы с вами сегодня разбирали?

 

- А теперь ребята, подсчитайте, сколько у вас получилось жетонов.

 

- Итак, больше всех жетонов набрал/а команда …! Давайте похлопаем!

- А теперь, ребята, возьмите карточки и оцените свою работу на уроке.

Если вы отвечали на все вопросы, были активными, не шумели и можете поставить себе оценку «5» – тогда поднимайте зеленую карточку.

Если вы отвечали не на все вопросы и были менее активными, но вели себя хорошо и можете поставить себе оценку «4», то поднимайте жёлтую карточку.

Если вы не отвечали на вопросы, были малоактивными и плохо себя вели и поставили бы себе отрицательную оценку – поднимайте красную карточку.

 

- Почему ты поднял желтую карточку?

- Опустите карточки. Ребята, вы все сегодня были умничками, мне было приятно с вами работать. А также, наша гостья фея очень вами довольна и обязательно прилетит к вам в гости еще. Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

 

- Афанасий Афанасьевич Фет.

 

 

- Литература была основным занятием Фета и его стихотворения были насыщены ароматами природы, чувствами и переживаниями.

 

- «Мама! Глянька из окошка» и «Кот поёт глаза прищуря».

 

 

Считают свои жетоны.

 

 

 

Хлопают в ладоши.

 

Поднимают карточки и оценивают себя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Потому что у меня получалось отвечать не на все вопросы правильно и я не всегда был активен.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!