Урок литературного чтения 4 класс: Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Цель урока: познакомить учащихся 4 класса с прозаическим сказом былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник".

Задачи:

  • продолжить знакомство с новым жанром фольклора "былина";
  • познакомить детей с былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник";
  • формировать представления о былинном сказе;
  • учить правильно читать и пересказывать былину.

Ход урока

Мотивация

- Здравствуйте, ребята!
- Девизом нашего урока будет высказывание Анатоля Франца: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом".
- Как вы понимаете данное высказывание? (в знаниях нужно быть заинтересованным, чтобы они лучше воспринимались)

Актуализация знаний

- Какие жанры фольклора вы знаете? (Считалка, сказка, потешка, присказка, пословицы и поговорки, песня)
- С каким видом фольклора вы знакомитесь ближе в течение последних уроков? (былина)
- Что такое былина?

Былина - жанр фольклора, в котором есть черты истории

- Как нужно читать былины? (Былины читают нараспев, делая ударения на слогах, делать паузы)
- Все верно. Сейчас я хотела бы проверить ваше домашнее чтение и то, как вы усвоили правила чтения былин.
- Ребята, а что же случилось с природой от соловьиного посвиста? Найдите в тексте.

Как все травушки-муравы заплеталися,
Алахоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися.

- С помощью какого приема в былине передается ласковое отношение к богатырю и ко всему, что с ним связано, что его окружает? (преувеличение)
- Как на научном языке называется этот прием? (Гипербола)
- Приведите пример.

А то свищет Соловей да по-соловьему,
Ен крычит злодей разбойник по-звериному,
И от него ли-то от посвисту соловьяго,
И от него ли-то от покрику звериного,
То все травушки муравы уплетаются.

- В какой форме написана данная былина? (В стихотворной)

Постановка темы и целей урока

- Как вы думаете, только ли в стихотворной форме могут быть написаны былины? (Нет, не только)
- Чтобы сформировать тему урока, обратите внимание на страницу 58. Прочитайте предложение внизу.

Окончание былины прочитайте в прозаическом пересказе Ирины Карноуховой - сказал Сергей Александрович.
- Так какая же тема нашего урока? (Прозаический пересказ былины "Илья Муромец и Соловей разбойник")
- Обратите внимание, что Сергей Александрович предлагает познакомиться нам с прозаическим пересказом былины Ирины Карноуховой.
- Как же это, в прозе? (Сплошным текстом)

- Былина, написанная в прозе, так же называется былинным сказом.
- Исходя из этого, какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник" в прозе)

- Чему научимся? (читать былину прозе)
- Что узнаем? (Как правильно читать былины в прозе)
- Моллодцы, все верно!

Подготовка к восприятию

- Карноухова Ирина Валериановна - писательница, фольклорист, чтец-исполнитель народных сказок - родилась в первой половине XX века в Киеве. И.В. Карнаухова была знакома с Сергеем Есениным.

Ирина Валериановна Карнаухова (1901–1959)Ирина Валериановна Карнаухова (1901–1959)

Первичный синтез

- Прежде чем начать читать, объясним значение данных слов.

Кафтан - верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк.

Горница - неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. Само слово горница означает горнее (ср. гора), то есть высокое место.

Маковка - декоративный элемент кровли культового здания в виде луковичного или шлемовидного завершения купола или свода.

Прямоезжий - о дороге, пути: прямо. Дорогой прямоезжею. Прямоезжий -ая, -ее - прямой, идущий напрямик (о дороге).

- Часто ли употребляются данные слова в нашей речи? (нет)
- Как они называются? (Устаревшие или архаизмы)
- А сейчас я предлагаю вам познакомиться с прозаическим окончанием былины. (Части былины читают подготовленные учащиеся)

- Понравилась ли вам былина? (ответы детей)
- Все ли вам понятно?

Иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"Иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Проверка первичного восприятия

- Подтвердите, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо - получеловек-полуптица.

А разбойник весит у стремени, по рукам-ногам ремнями связан.
Ну-ка, засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному.
Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь.

- Найдем диалог князя и Ильи Муромца.

Здравствуй, князь Владимир с княгиней Апраксиньей… из Чернигова дорогой прямоезжей.

- Каким вы представляете себе Илью Муромца? (Храбрый, сильный, отважный, высокий, большой и т.д.)
- Для чего привез Илья Муромец Соловья-разбойника к князю? (Чтобы потешить его)

- Прочитайте абзац, в котором говорится о силе Соловья-разбойника.

Покривились, крылечки от стен отвалились, стекла в гоницах полопались, разбежались… расползлись

- Найдите в тексте гиперболы. Для чего использовали этот прием? (Чтобы былина была более красочной)

Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного…

- Найдите архаизмы (устаревшие слова). (Прямоезжей, у стремени, кафтан, чара)
- Употребляем ли мы их сегодня в речи? (Очень редко)

Повторное чтение

- Обратите внимание на начало былины. Что вы можете о ней сказать? (Она продолжается)
- Как вы думаете, можно ли пересказать былину в стихотворной форме? (нет)
- А сейчас я предлагаю вам подготовится к пересказу былинного сказа.

- Чтобы нам было легче это сделать, обратите внимание на доску. Я предлагаю вам составить кластер из выражений басни.
- Найдите данные выражения в тексте.

- Опираясь на кластер, перескажите часть былины.
- Сложно ли пересказывать былину? (Нет, если знать текст и пользоваться планом / кластером)

Вторичный синтез

- Кто скажет мне отличие былинного героя от сказочного?

Герои сказок отличаются от былинных богатырей. Во-первых, любой сказочный персонаж является вымышленным. Во-вторых, они, как правило, наделены волшебной силой либо пользуются помощью "чудесных помощников".

- Ребята, так какой он, былинный герой? Должен ли он, как сказочный герой, выходить из дома и встречаться с опасностями?
- Отличается ли он силой и храбростью? А как он побеждает врага: сам или с помощью волшебных предметов и помощников?

Богатыри - герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место в подлинной истории.

Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Былинному герою не обязательно выходя из дома встречаться с опасностью.

Включение в систему знаний

- Что нового вы узнали на уроке? (Как пересказывать былину. Узнали, что былины бываю в прозе. Познакомились с архаизмами и гиперболами)

- Ребята, с каким произведением и какого автора мы знакомились с вами на уроке? (Илья Муромец и Соловей–разбойник. Автора нет, так как придумал народ, а Ирина Карноухова составила пересказ)

- Как вы думаете, почему современному читателю нужно читать былины? Или это не нужно? (Нужно, чтобы не забывать нашу историю, культуру)

Рефлексия

- Ребята, давайте вспомним, какая цель была поставлена на нашем уроке? (Познакомиться с прозаическим сказом былины)
- Как вы считаете достигли ли мы цели? (да)
- Чему научились? (Читать былины в прозе и пересказывать их)

- Что узнали? (Читать былины в прозе, что такое былинный сказ. Узнали что такое гипербола)
- Остались ли у вас вопросы? Что было непонятно? (ответы детей)
- Всем спасибо за урок! Можете идти на перемену.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!