Цель урока: познакомить учащихся 4 класса с прозаическим сказом былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник".
Задачи:
- Здравствуйте, ребята!
- Девизом нашего урока будет высказывание Анатоля Франца: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом".
- Как вы понимаете данное высказывание? (в знаниях нужно быть заинтересованным, чтобы они лучше воспринимались)
- Какие жанры фольклора вы знаете? (Считалка, сказка, потешка, присказка, пословицы и поговорки, песня)
- С каким видом фольклора вы знакомитесь ближе в течение последних уроков? (былина)
- Что такое былина?
Былина - жанр фольклора, в котором есть черты истории
- Как нужно читать былины? (Былины читают нараспев, делая ударения на слогах, делать паузы)
- Все верно. Сейчас я хотела бы проверить ваше домашнее чтение и то, как вы усвоили правила чтения былин.
- Ребята, а что же случилось с природой от соловьиного посвиста? Найдите в тексте.
Как все травушки-муравы заплеталися,
Алахоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися.
- С помощью какого приема в былине передается ласковое отношение к богатырю и ко всему, что с ним связано, что его окружает? (преувеличение)
- Как на научном языке называется этот прием? (Гипербола)
- Приведите пример.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Ен крычит злодей разбойник по-звериному,
И от него ли-то от посвисту соловьяго,
И от него ли-то от покрику звериного,
То все травушки муравы уплетаются.
- В какой форме написана данная былина? (В стихотворной)
- Как вы думаете, только ли в стихотворной форме могут быть написаны былины? (Нет, не только)
- Чтобы сформировать тему урока, обратите внимание на страницу 58. Прочитайте предложение внизу.
Окончание былины прочитайте в прозаическом пересказе Ирины Карноуховой - сказал Сергей Александрович.
- Так какая же тема нашего урока? (Прозаический пересказ былины "Илья Муромец и Соловей разбойник")
- Обратите внимание, что Сергей Александрович предлагает познакомиться нам с прозаическим пересказом былины Ирины Карноуховой.
- Как же это, в прозе? (Сплошным текстом)
- Былина, написанная в прозе, так же называется былинным сказом.
- Исходя из этого, какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник" в прозе)
- Чему научимся? (читать былину прозе)
- Что узнаем? (Как правильно читать былины в прозе)
- Моллодцы, все верно!
- Карноухова Ирина Валериановна - писательница, фольклорист, чтец-исполнитель народных сказок - родилась в первой половине XX века в Киеве. И.В. Карнаухова была знакома с Сергеем Есениным.
- Прежде чем начать читать, объясним значение данных слов.
Кафтан - верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк.
Горница - неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. Само слово горница означает горнее (ср. гора), то есть высокое место.
Маковка - декоративный элемент кровли культового здания в виде луковичного или шлемовидного завершения купола или свода.
Прямоезжий - о дороге, пути: прямо. Дорогой прямоезжею. Прямоезжий -ая, -ее - прямой, идущий напрямик (о дороге).
- Часто ли употребляются данные слова в нашей речи? (нет)
- Как они называются? (Устаревшие или архаизмы)
- А сейчас я предлагаю вам познакомиться с прозаическим окончанием былины. (Части былины читают подготовленные учащиеся)
- Понравилась ли вам былина? (ответы детей)
- Все ли вам понятно?
- Подтвердите, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо - получеловек-полуптица.
А разбойник весит у стремени, по рукам-ногам ремнями связан.
Ну-ка, засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному.
Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь.
- Найдем диалог князя и Ильи Муромца.
Здравствуй, князь Владимир с княгиней Апраксиньей… из Чернигова дорогой прямоезжей.
- Каким вы представляете себе Илью Муромца? (Храбрый, сильный, отважный, высокий, большой и т.д.)
- Для чего привез Илья Муромец Соловья-разбойника к князю? (Чтобы потешить его)
- Прочитайте абзац, в котором говорится о силе Соловья-разбойника.
Покривились, крылечки от стен отвалились, стекла в гоницах полопались, разбежались… расползлись
- Найдите в тексте гиперболы. Для чего использовали этот прием? (Чтобы былина была более красочной)
Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного…
- Найдите архаизмы (устаревшие слова). (Прямоезжей, у стремени, кафтан, чара)
- Употребляем ли мы их сегодня в речи? (Очень редко)
- Обратите внимание на начало былины. Что вы можете о ней сказать? (Она продолжается)
- Как вы думаете, можно ли пересказать былину в стихотворной форме? (нет)
- А сейчас я предлагаю вам подготовится к пересказу былинного сказа.
- Чтобы нам было легче это сделать, обратите внимание на доску. Я предлагаю вам составить кластер из выражений басни.
- Найдите данные выражения в тексте.
- Опираясь на кластер, перескажите часть былины.
- Сложно ли пересказывать былину? (Нет, если знать текст и пользоваться планом / кластером)
- Кто скажет мне отличие былинного героя от сказочного?
Герои сказок отличаются от былинных богатырей. Во-первых, любой сказочный персонаж является вымышленным. Во-вторых, они, как правило, наделены волшебной силой либо пользуются помощью "чудесных помощников".
- Ребята, так какой он, былинный герой? Должен ли он, как сказочный герой, выходить из дома и встречаться с опасностями?
- Отличается ли он силой и храбростью? А как он побеждает врага: сам или с помощью волшебных предметов и помощников?
Богатыри - герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место в подлинной истории.
Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Былинному герою не обязательно выходя из дома встречаться с опасностью.
- Что нового вы узнали на уроке? (Как пересказывать былину. Узнали, что былины бываю в прозе. Познакомились с архаизмами и гиперболами)
- Ребята, с каким произведением и какого автора мы знакомились с вами на уроке? (Илья Муромец и Соловей–разбойник. Автора нет, так как придумал народ, а Ирина Карноухова составила пересказ)
- Как вы думаете, почему современному читателю нужно читать былины? Или это не нужно? (Нужно, чтобы не забывать нашу историю, культуру)
- Ребята, давайте вспомним, какая цель была поставлена на нашем уроке? (Познакомиться с прозаическим сказом былины)
- Как вы считаете достигли ли мы цели? (да)
- Чему научились? (Читать былины в прозе и пересказывать их)
- Что узнали? (Читать былины в прозе, что такое былинный сказ. Узнали что такое гипербола)
- Остались ли у вас вопросы? Что было непонятно? (ответы детей)
- Всем спасибо за урок! Можете идти на перемену.