Цель урока: познакомиться с былиной "Садко".
Задачи:
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
- О чем идет речь в стихотворении?
- О каких преданиях говорится? (о фольклоре)
- Что такое придания старины?
- С каким преданиями мы уже знакомились? (Илья Муромец и Соловей Разбойник, Добрыня Никитич и Змей Горыныч)
- Изучение какого раздела мы начали на предыдущих уроках? (Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре)
- Определите жанр произведения и закройте соответствующую графу в таблице.
- Кто выполнит задание без ошибок, узнает, с каким литературным произведением будем знакомиться на этом уроке.
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор. (Скороговорка)
Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет. (Потешка)
Эй, ребята, встаньте в круг!
Аты-баты, бурундук!
Кто не пляшет - выйди вон.
Целый кон считай ворон! (Считалка)
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка не лай.
Белолапка, не скули,
Мою Таню не буди! (Песня)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. (Сказка)
Угадай, что за шапка:
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. (Загадка)
Поспешишь - людей насмешишь. (Пословица)
- Название какого литературного произведения осталось в таблице? (былина)
- Что такое былина? (Жанр фольклора, основанный на повествовании с частицами истории)
- Назовите уже известных героев былин? (Илья Муромец, Соловей Разбойник, Добрыня Никитич)
- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с былинами.
- А с какой именно вы узнаете, просмотрев отрывок.
- С какой же былиной мы познакомимся? (Садко)
- Какая же тема нашего урока? (Былина "Садко")
- Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с былиной "Садко")
- Вспомним, как же правильно читать былину.
- Посмотрите на доску, среди этих слов выберете те, которые подходят для чтения былины. (Выбирают: напевая, делая ударения на слог, делать паузы)
- А теперь пришло время знакомится с былиной. (читаю отрывок)
- Молодцы. Какие слова для вас были не понятны?
Физминутка
- Какие черты сказочного жанра вам удалось обнаружить в былине в этом отрывке? (зачин)
- Подтвердите словами из текста.
Как во славном городе / во Новгороде
Ай как был Садко / да гусельщик.
- Существование двух миров.
А по вечеру как по позднему
Волна в озере как расходилася,
Как вода с песком да сомутилася!
- Выдуманные персонажи: Водяной, золотая рыбка.
Как тут вышел царь Водяной к нему...
А что есть рыба-то - перья золотые все..
- Какое число управляет повествованием: сколько раз Садко не звали на пиры?
- Найдите подтверждение из текста. (находят и зачитывают)
- Сколько раз купцы закидывали невод в море?
- Перечислите сведения, которые роднят былину с историей.
- Да, действительно, синь горюч камень существует и до сих пор к нему приходят люди.
- Пребывание Садко в подводном мире показывает связь былины со сказкой. Как вы думаете, какой? (Сказка "О рыбаке и рыбке")
- Художники очень часто обращаются к теме былин.
- А как же называются картины, нарисованные к произведению? (иллюстрации)
- Сейчас мы с вами рассмотрим несколько иллюстраций. Ваша задача подобрать к каждой из них подходящий отрывок из былины.
- Молодцы. Эти иллюстрации нарисовал наш современник Спирин Геннадий Константинович.
- Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах, для этого образуем четверки.
- Вспомним правила работы в группах.
- На прошлых уроках вы изучали былину "Илья Муромец и Соловей Разбойник". И сейчас мы сравним эти две былины.
- Каждая группа выберет себе вопрос, по которому будет работать.
- После того, как все группы будут готовы, мы составим сравнительную таблицу.
- На выполнение даю вам 2 минуты. (Дети читают вопрос и дают свой ответ)
- Вспомним, какая тема нашего урока? (Былина "Садко")
- Какую цель мы перед собой ставили? (Познакомиться с былиной)
- Что такое былина?
- Как нужно читать былины?
- Чем былина похожа на сказку?
Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение отрывка былины "Садко".
- Спасибо за урок, до свидания!