Цели урока:
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо - подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Учитель: Ребята у вас на столах карточки. Прочитайте название произведения.
- Что их объединяет? (автор)
- Предлагаю поработать в парах и разделить произведения на группы
- Разделите произведения по жанрам:
Проверка по образцу. Найдите подсказку. (дети находят схему-подсказку на стенде)
- Оцените свою работу в парах
Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить работу над произведением великого русского писателя Л.Н. Толстого. (Повесить на доске портрет писателя)
- Что вы помните о жизни Толстого? (ответы учащихся)
На доске рассыпаны буквы.
- Чтобы узнать название произведения соберите из букв слово: а, у, л, к, а.
Работа с заголовком произведения Л. Толстого "Акула"
- Можно по нему определить, кто будут герои нашего произведения?
- Какой жанр произведения?
Работа со стр. 4-7 учебника (иллюстрация)
- А теперь откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, о чем будет текст?
- Какая тема?
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Что будем делать для достижения этой цели?
Составим план:
Работа с толковым словарем по группам
Учитель: Чтобы лучше понять текст, давайте познакомимся с новыми словами.
- Для этого мы проведем словарную работу в группах.
Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.
Чтение произведения хорошо читающими детьми
- Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста?
- Каково по жанру это произведение? (художественный рассказ)
Работа в тетради
Учебник: задания № 2-3, с. 6.
- В какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?
Физкультминутка
Проводится с помощью зрительных тренажеров.
Исследовательская работа
- И так продолжим работу (обратить внимание на план) над рассказом.
- Посмотрите еще многое надо сделать на уроке. Что мы можем сделать для экономии времени? (поработать в группах)
Чтение и анализ произведения (по группам)
1 группа: характеристика артиллериста.
Поведение артиллериста Черты характера
2 группа: найдите самый напряженный момент в рассказе. Прочитайте.
3 группа: разделите на части и составьте план.
Проверка и оценка работы в группах.
Творческое задание
- Как вы думаете, этой истории мог бы быть другой конец?
- Какие выводы можно сделать по прочитанному?
- Чему учит рассказ?
- Какие задачи ставили перед собой?
- Удалось ли их решить?
- Чему учились на уроке?
- Кто или что вам помогало справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-то исправить?
- Что для этого нужно сделать?
- А как бы вы оценили свою работу?
Домашнее задание (по выбору)
Пересказ основных событий рассказа от лица: