Урок литературного чтения 4 класс: Знакомство с рассказом Л.Н. Толстого "Акула"

Цели урока:

  • познакомить учащихся 4 класса с рассказом Льва Николаевича Толстого "Акула";
  • формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать основную идею произведения;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, чувства сопереживания к героям рассказа и их поступкам.

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо - подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!

Актуализация знаний

Учитель: Ребята у вас на столах карточки. Прочитайте название произведения.
- Что их объединяет? (автор)
- Предлагаю поработать в парах и разделить произведения на группы
- Разделите произведения по жанрам:

  • Сказки: "Лебеди".
  • Рассказы-художественные: "Чиж и голубка", "Лев и собачка".
  • Басни: "Белка и волк", "Ореховая ветка".
  • Научно-познавательные: "Зайцы".

Проверка по образцу. Найдите подсказку. (дети находят схему-подсказку на стенде)
- Оцените свою работу в парах

Постановска учебной задачи

Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить работу над произведением великого русского писателя Л.Н. Толстого. (Повесить на доске портрет писателя)

Лев Николаевич Толстой (1928-1910) - русский писатель и мыслительЛев Николаевич Толстой (1928-1910) - русский писатель и мыслитель

- Что вы помните о жизни Толстого? (ответы учащихся)

На доске рассыпаны буквы.
- Чтобы узнать название произведения соберите из букв слово: а, у, л, к, а.

Работа с заголовком произведения Л. Толстого "Акула"

- Можно по нему определить, кто будут герои нашего произведения?
- Какой жанр произведения?

Работа со стр. 4-7 учебника (иллюстрация)

- А теперь откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, о чем будет текст?
- Какая тема?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Что будем делать для достижения этой цели?

Составим план:

  1. Прочитаем текст.
  2. Ответим на вопросы.
  3. Поработаем в группах.
  4. Поработаем в тетради.

Открытие нового знания

Работа с толковым словарем по группам
Учитель: Чтобы лучше понять текст, давайте познакомимся с новыми словами.
- Для этого мы проведем словарную работу в группах.

Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

Чтение произведения хорошо читающими детьми

- Были ли совпадения в ваших предположениях с содержанием текста?
- Каково по жанру это произведение? (художественный рассказ)

Работа в тетради

Учебник: задания № 2-3, с. 6.
- В какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

Физкультминутка

Проводится с помощью зрительных тренажеров.

Закрепление полученных знаний

Исследовательская работа
- И так продолжим работу (обратить внимание на план) над рассказом.
- Посмотрите еще многое надо сделать на уроке. Что мы можем сделать для экономии времени? (поработать в группах)

Чтение и анализ произведения (по группам)

1 группа: характеристика артиллериста.
Поведение артиллериста Черты характера

2 группа: найдите самый напряженный момент в рассказе. Прочитайте.
3 группа: разделите на части и составьте план.

Проверка и оценка работы в группах.

Творческое задание

- Как вы думаете, этой истории мог бы быть другой конец?

Итог урока

- Какие выводы можно сделать по прочитанному?
- Чему учит рассказ?
- Какие задачи ставили перед собой?
- Удалось ли их решить?

Рефлексия

- Чему учились на уроке?
- Кто или что вам помогало справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-то исправить?
- Что для этого нужно сделать?
- А как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание (по выбору)

Пересказ основных событий рассказа от лица:

  • кого-нибудь из матросов;
  • артиллериста.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!