Цель урока: формирование коммуникативных УУД в процессе анализа поведения героев произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка "Приемыш".
Задачи:
Оборудование: презентация "Мамин-Сибиряк "Приемыш"", аншлаги, карточки с изображением лебедя, учебник.
– Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
– Проверьте, чтобы у вас на парте лежал учебник и пенал.
– Присаживайтесь на свои места.
- Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на мои вопросы: о чем или о ком это стихотворение, какие качества человека мы будем обсуждать на уроке.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец Доброта.
- Поднимите руку, кому понравилось это стихотворение?
- О чем это стихотворение?
- О каком важном качестве человека говорится в этом произведении?
- Что такое доброта?
- В каких поступках проявляется доброта?
- Назовите качество, противоположное доброте. (зло)
- Что такое зло?
- В каких ситуациях оно проявляется?
- Сделай вывод о двух этих понятиях – добре и зле: Эти качества присущи каждому человеку, проявляются они в … (приведи примеры ситуаций)
- Нужно стремиться делать добрые дела, а в плохом настроении лучше не принимать решений.
- Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы потренируемся на уроке. Как вы думаете, легко ли быть добрым?
- Каких людей, по-вашему, на земле больше всего: злых или добрых?
- Ребята вспомните, с каким русским поэтом мы начали знакомиться?
- С каким произведением?
- Какие факты из его биографии вы помните?
- Мы начали изучать раздел с знакомства с творчеством русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, который, как и мы с вами, жил у на Урале, Он писал о природе, о животных.
- С его произведением "Приемыш" мы познакомились на нашем уроке.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?
- Предлагаю поставить задачи на этот урок, посмотрите на доску. У нас есть начало предложения, но нет его окончания, я предлагаю всем сейчас подумать и добавить недостающие слова.
- Как вы думаете с чем мы будем сегодня знакомиться?
- Ребята, перед нами стоит 3 непростые задачи, но я уверена, что все вместе мы с ними справимся.
- Итак, ребята, я предлагаю приступить к решению первой задачи/
- Что было важно сделать при выборочном пересказе? (из учебника)
- Верно, для начала нужно:
- Поднимите руку, кто подготовил план. Предлагаю Мише прочитать пункты плана, остальные добавляют или корректируют.
- Спасибо. Какой план у нас получился? (сверьте со слайдом)
- Поднимите руку, у кого все верно! Отлично!
- Кто хочет представить пересказ? Остальные заполняют карты оценки.
- Как мы можем оценить пересказ …? Почему? Какие рекомендации мы можем ему дать?
- Спасибо всем! Переходим к решению следующей задачи.
Физминутка
- Ребята, я вижу вы немного устали, я предлагаю вам встать немного отдохнуть и выполнить физминутку.
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками)
Раз - вперед наклонимся.
Два - назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать? (Приседания)
На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте)
И урок наш вновь начнем. (Дети садятся за парты)
1. Мотивация деятельности
- Кирилл прочитай, пожалуйста, 2 задачу.
- Предлагаю ее решить.
- Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Обсудите в парах
- Кто готов поделиться со всеми?
2. Проблематизация
- Расскажите, как Тарас говорил о лебеде?
- Как вы считаете, правда ли в жизни лебеди такие, как он описывает?
- Я предлагаю ответить на этот вопрос и поработать в группах по 4 человека. У каждой группы лежит энциклопедия и таблица.
- Найдите в энциклопедии статью о жизни лебедей и найдите в рассказе описание лебедя. Запишите в таблицу и сравните, что общего и различного в текстах.
- Олег, как мы работаем в группах?
3. Личное решение проблемы
- Кто будет из группы искать текст в энциклопедии? Кто в рассказе? Кто будет записывать? Кто представлять?
- Если задание понятно, покажите домик.
- Если группа закончила, покажите домик.
4. Демонстрация образовательных продуктов
- Вижу все закончили, предлагаю представить результаты вашей работы
- 1 группа, что вы выписали из энциклопедии? (2? 3? 4?)
- Что вы выписали из рассказа? У кого так же? У кого по-другому?
- Спасибо! Что общего? Что различного? (учитель обобщает ответы обучающихся)
Рефлексия результатов
- Как вы считаете, какая группа справилась лучше? Почему?
- Какие вы можете дать рекомендации друг другу по работе в группе?
- Отлично! Похвали друг друга!
- Какой питомец жил еще у Тараса?
- Прочитайте отрывок, как Соболько дружил с приемышем?
- Давайте сравним этих двух питомцев.
- На какие 2 части мы уже смогли разделить текст? (об этом мы говорили на 1 уроке)
- Верно. Ребята, как вы думаете, что будет в 3 части рассказа?
- Чем закончится рассказ?
- А, чтобы подтвердить ваши предположения дома вы дочитаете рассказ "Приемыш" до конца.
- Ребята мы с вами прочитали 2 части рассказа "Приемыш", вы понимаете, о чем этот рассказ?
- Можем ли мы с вами считать 2 задачу решенной?
- Ребята, обратимся к 3 задаче нашего плана.
- Прочитайте, пожалуйста, ее.
- Мы еще не дочитали рассказ до конца, но могли бы мы уже ответить на наш главный вопрос? (Да)
- Нет, Тарас не должен был так поступать с лебедем, так как птице нужна свобода, среда обитания в которой он всегда жил. Тарас не может отнять это у него.
- Ребята, а вспомните, о каких качествах говорили мы с вами в начале нашего урока? (О добре)
- Как вы думаете, какими качествами обладал Тарас в данном произведении?
Доброта - это душевное качество человека, которое проявляется в отзывчивости, милосердии, стремлении сделать приятное людям, совершать поступки
- Это качество присуще человеку с большим и добрым сердцем.
- Ребята, вы сегодня очень постарались, мы решили с вами все задачи нашего плана.
- Сейчас я предлагаю открыть дневники и записать домашнее задание по литературному чтению на следующий урок.
- У вас будет одно задание обязательное, а другое дополнительное, выполнять вы его будете по желанию.
- Вам нужно прочитать рассказ "Приемыш" со страницы 76-83.
- Дополнительное задание звучит так, прочитав рассказ, по собственному представлению, сделать фигуру лебедя в технике оригами за это задание вы получите дополнительную оценку.
- Тем, кто проявит желание, я выдам схемы выполнения.
- Поднимите руку, кому понятно ДЗ.
- Наш урок подходит к концу, поэтому я предлагаю подвести итог.
- Какие чувства у вас вызвал рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка "Приемыш"?
- Что помогло вам понять, осмыслить, данный рассказ?
- На ваших партах лежат лебеди: белый лебедь обозначает, что вам понравился урок, вы познакомились с произведением "Приемыш", вы узнали новую информацию; черный лебедь обозначает, что урок вам не понравился, рассказ "приемыш" не вызвал у вас никого интереса, и не узнали для себя ничего нового.
- Выберите лебедя, соответствующего вашему результату на уроке, и прикрепите его на наше озеро.
- Мы с вами решили все задачи нашего урока, смогли ответить на один важный вопрос. А на какой же вопрос мы с вами ответили? (каждый должен жить так, как предназначила природа)
- Ребята, я вижу многим из вас понравился наш урок, а что больше всего вам запомнилось?
- Будьте добрыми, не обижайте животных, любите и берегите природу своего родного края.
- Спасибо вам за активную работу, урок окончен.