Конспект урока литературного чтения в 4 классе: Александр Сергеевич Пушкин "Няне"

Цель: анализ средств выразительности в стихотворении А.С. Пушкина "Няне".

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся 4 класса биографии А.С. Пушкина;
  • познакомиться со стихотворением "Няне";
  • актуализировать навык анализа текста с целью выявления средств выразительности, синонимов и антонимов.

Оборудование: презентация на тему "А.С. Пушкин "Няне", аншлаги ("Тема урока", "Цель урока", "План урока"), карточки ("Факты", "Средства выразительности").

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть.
- Проверим готовность к уроку, у вас на парте должны лежать дневник, учебник, пенал.
- Вижу все готовы, тихо сядут девочки, еще тише мальчики.

- Какое у вас сегодня настроение?
- А попробуйте сравнить свое настроение с предметом, например, у меня отлично настроение как солнышко
- Миша? Ира?
- Отлично! Я желаю вам в течении всего урока сохранить свое прекрасное настроение!

Актуализация опорных знаний

- Какое было домашнее задание? (выписать 10 фактов об А.С. Пушкине и дополнительно пересказ биографии)
- Для того, чтобы узнать какие факты выписал каждый из вас, я предлагаю работу в группах.
- Игорь, как мы работаем в группе?

- Маша, дополняй...
- Предлагаю разделиться по 4 человека. (по партам)
- Сейчас я расскажу вам правила работы, когда я хлопну 1 раз, вы начинаете работу, когда я хлопну 2 раза, вы должны закончить и поднять руки.

- Сделайте домик, кому понятно.
- Теперь ваша задача положить каждый перед собой список фактов.

- Теперь начиная с 1 номера, № 1 называет 1 факт и если у остальных членов команды есть, они зачеркивают, тот кто называл, не зачеркивает и так далее.
- Сделайте домик, кому понятно задание.

*хлоп*
*хлоп-хлоп*

- Я вижу все закончили, теперь номера 3, встают и переходят в другую команду по часовой стрелке.
- Номера 3 рассказывают те факты, которые у него остались не зачеркнуты, а остальные зачеркивают, если у них совпало.

*хлоп*
*хлоп-хлоп*
- Теперь остальные рассказывают факты, которые у них остались не зачеркнуты, а номера 3 дополняют по необходимости.

*хлоп*
*хлоп-хлоп*
- Номера 3 возвращаются в команду.

- Теперь придвиньте к себе ментальную карту.
- Номера 2 заполняют, номера 1 диктуют, 3 и 4 контролируют.
- Теперь заполните карту оставшимися фактами, будьте внимательны, факты не должны повторяться.

*хлоп*
*хлоп-хлоп*
- Номера 4 представьте факты, которые у вас получились. Спасибо.

- Что мы с вами только что сделали? (вспомнили биографии АС Пушкина и проверили домашнее задание)
- Номера 1, дайте рекомендации номера 2, № 3 рекомендации № 4 в группе.

*хлоп*
*хлоп-хлоп*
- Наоборот

*хлоп*
*хлоп-хлоп*
- Теперь предлагаю послушать пересказы. Поднимите руку кто желает.

- Остальные оценивают по критериям выступление одноклассника.
- Поблагодарим одноклассника.
- Кто поставил 5? 4? 3?

- Какие рекомендации мы можем дать …?
- Отлично! Сделайте домик если вы считаете, что мы готовы работать дальше

Выявление проблемы

- Я предлагаю нам узнать с каким произведением Пушкина мы сегодня будем работать, для этого, я сейчас прочту для вас строки из него, а вы попробуйте догадаться как оно называется "Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!"

- Из какого стихотворения эти строки? (из стихотворения "Няне")
- Конечно, поднимите руку, кто уже знаком с данным произведением. Отлично!
- Сегодня мы будем не только знакомиться, но и анализировать его.

- Для того, чтобы узнать, на предмет чего мы будем производить анализ стихотворения, я предлагаю разгадать ключевые слова с помощью анаграммы, 1 вариант определяет 1 слово, 2 вариант 2 слово.
- Миша, что у тебя получилось? У кого так же? У кого по-другому?

- Отлично! (2 вариант)
- Соединив эти 2 слова, какое большое понятие у нас получается? (средства выразительности)
- Попробуйте сформулировать цель урока

- Цель нашего урока: проанализировать средства выразительности в стихотворении А.С. Пушкина "Няне".
- Как вы думаете, как мы будем это делать? С помощью чего?

- Что нам нужно для начала вспомнить? А потом?
- Предлагаю действовать по данному плану:

  • Вспомнить средства выразительности.
  • Познакомиться со стихотворением "Няне".
  • Проанализировать стихотворение.

- Я желаю нам удачи в достижении каждого пункта плана

Решение проблемы

- Для начала, предлагаю вспомнить, что такое средства выразительности?
- Приведите примеры.

Средства выразительности – это литературные приемы для создания уникальных эффектов, настроения и представления образа в произведении

- Для того, чтобы вспомнить отдельные средства выразительности, я предлагаю нам поработать паре.

- Каждой паре я выдам таблицу, в 1 колонке название средства выразительности, во второй понятие, вам необходимо соотнести.
- Сделайте домик. Кому понятно задание.

- Предлагаю проверить, для этого обменяйтесь работами парами, передавая назад, последняя парта отдает 1 в ряду. Ответы на слайде
- Верните работы одноклассникам. Встаньте те, у кого ни одной ошибки. У кого одна. Похвалим ребята.

- Попрошу встать всех, предлагаю немного отдохнуть. (учитель предлагает обучающимся выполнить кинезиологические упражнения: колечки, кулак-ребро-ладонь. наоборот, в разнобой)
- Порошу вас сесть.

- Приведите пример как в тексте выглядят средства выразительности, такие как сравнение?
- Эпитеты? Метафора? Гипербола?
- Отлично! (по необходимости, учитель добавляет или корректирует ответы обучающихся)

- Как вы считаете, мы вспомнили что такое средства выразительности и какие они бывают?
- Какой пункт плана мы выполнили? (1)
- Теперь предлагаю приступить к решению 2 пункта и познакомиться с произведением А.С. Пушкина "Няне".

Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина "Няне"Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина "Няне"

- Как вы думаете, о чем или о ком оно?
- Отличные предположения, посмотрите на слайд, как вы думаете, кто это? (няня и Пушкин)
- Конечно, а кто знает, как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)

- Верно. Для того, чтобы прослушать произведение, предлагаю расслабиться, закрыть глаза. (учитель читает)
- Открывайте глаза. Поднимите руку те, кому понравилось стихотворение.
- Какие чувства, эмоции вызвало стихотворение?

- Какие картины вы представили?
- О чем, о ком говорит автор?
- Как Пушкин относится к своей няне?

- Какие слова помогли нам понять ее чувства к поэту?
- Если бы я попросила вас прочитать данное стихотворение выразительно, с какой интонацией вы бы это сделали? (спокойно, медленно)

- Конечно, при чтении этого произведения мы должны своей интонацией, мимикой и возможно жестами, передать отношения и автора к Няне и Няни к поэту.
- Для того, чтобы познакомиться с новыми словами, предлагаю прочитать каждому про себя и простым карандашом подчеркнуть неизвестные слова

- Увидели ли вы новые слова? Как вы думаете, что значит это слово? Вы были правы? В чем ошиблись? (на слайде иллюстрация и термин)

  • Голубка - символ любви и ласковое обращение к женщине.
  • Светлица - горница, в традиционных жилищах восточных славян — светлая парадная комната, часто в верхней части дома.
  • Всечасно – без остановки.

1. Мотивация деятельности

- Хорошо, я предлагаю приступить к 3 пункту плана.
- Что мы будем делать? Для чего?
- Предлагаю проанализировать стихотворение с целью выделения средств выразительности, что поможет нам закрепить данный навык и выполнить пункт плана урока.

2. Проблематизация

- Вспомним еще раз, что такое средства выразительности. Какие они бывают?
- Я предлагаю нам снова поработать в группе, у каждой группы будет свое средство выразительности, которые вам нужно будет найти в стихотворении.

- Миша, какая лично у тебя проблема, трудность в теме средств выразительности? Какую проблему ты будешь решать? Ира? Олег? Вова?
- Я уверена, что вся группа поможет решить нам трудности и вы так же поможете им, если будет необходимость.

3. Личное решение проблемы

- 1 группа будет работать с гиперболой, 2 – метафора, 3 – эпитет, 4 – сравнение.
- 5 и 6 группы будет необычное задание: 5 - синонимы, 6 – антонимы.
- Если ваша группа будет готова, сделайте домик.

4. Демонстрация образовательных продуктов

- Я предлагаю вам представить свои результаты, остальные группы внимательно слушают и справляют или наоборот соглашаются.
- Хлопните, кто меня услышал.

5. Сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами
- Все ли правильно определила группа? Что они забыли?
- Прочитайте из текста

6. Рефлексия результатов

- Какие рекомендации мы можем дать этой группе? Спасибо!
- Я считаю, что лучше всех с работой справилась эта группа, как вы думаете, почему?
- Мы смогли решить 3 пункт плана? (да)

Первичное закрепление

- Для того, чтобы нам было легче выполнять домашнее задание, я предлагаю потренировать выразительное чтение стихотворения.
- Кто хочет попробовать прочитать 6 строк?
- Правильно ли Ваня прочитал? Как нужно? На какие слова делаем акцент? Нужно ли усиливать голос?

- Спасибо, вторые 6 строк? (тоже самое)
- Кто хочет попробовать прочитать полностью?
- Отлично! Молодцы!

Домашнее задание

- Попрошу вас открыть дневники и записать домашнее задание.
- Выразительное чтение стихотворения или выучить стихотворение на странице 66.
- Выбираете задание самостоятельно. Чтение отметка 4, наизусть - 5.

- На следующем уроке мы вас послушаем и оценим по критериям.
- Поднимите руку, кому понятно задание.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу, предлагаю подвести итоги.
- Кто помнит название произведения, с которым мы сегодня работали? (А.С. Пушкин "Няне")
- О чем или о ком оно? (о Няне Пушкина и его отношении к ней)

- Верно, какая была цель урока?
- Мы ее выполнили?
- С помощью чего? (плана урока)

- Прочитайте про себя 1 пункт плана. Мы его решили? Как?
- Что такое средство выразительности? С какими мы сегодня работали?

- Что еще делали? (выразительно читали стихотворение)
- Верно! Кто помнит, что мы в начале делали с нашим настроением? (сравнивали)
- А попробуйте сейчас подобрать синоним к тому, как вы работали на уроке. (слушаем каждого)

- Благодарю вас за урок!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!