Правовое воспитание дошкольников на примере басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"

Первые представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенных правил в их взаимоотношениях приобретаются в детстве, уже в дошкольный период.

В эти годы активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения человека.

Сначала дети начинают осознавать права с подачи их воспитателем, а затем сами начинают постепенно понимать их значимость. Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. И при этом важна правильно ориентированная поддержка родителей. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Правовое воспитание дошкольников предполагает не только формирование в них представлений об уважении и терпимости, о свободах и правах человека, но и создание условий для их практического применения. Одним из них является игровой и художественный вид деятельности в виде дидактических игр и театрализованных действий. Театральная деятельность развивает личность ребѐнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, развивает творческие способности и воображение.

Основные права ребенка часто отражены в сказках, рассказах, стихах, баснях и других произведениях для детей. Басни И.А. Крылова - это поучительные истории, которые являются средствами духовно-нравственного воспитания. Благодаря изучению басен И.А. Крылова, дети глубже познают мир, получают представление о нормах поведения в обществе.

Предлагаю вниманию читателей театрализованную игру по басне И.А. Крылова "Стрекоза и муравей", которую я провела с ребятами подготовительной к школе группы, при закреплении знаний о правах ребенка.

Знакомство с правами ребенка проходило с использованием картинок из дидактического пособия "Права ребенка". А предварительная работа к игре заключалась в знакомстве детей с басней И.А. Крылова "Стрекоза и муравей", беседе по их непосредственным впечатлениям. Подбирались пословицы к теме.

Далее проводилась подготовка ребят к обыгрыванию ролей. Родители были привлечены к изготовлению костюмов для героев басни и приглашены на игру. Всем детям и родителям я предложила придумать дома ответ на вопрос: как муравей мог ответить стрекозе на ее просьбу вежливо?

Перед игрой я разложила на столе картинки по правам детей, предложив детям воспользоваться ими в случае необходимости.

Стрекоза и муравейСтрекоза и муравей

Игра

- Здравствуйте, уважаемые гости. Предлагаем вашему вниманию просмотр басни И.А. Крылова "Стрекоза и муравей".
Выступает трое ребят в роли автора, Стрекозы и Муравья. (Присутствующие аплодируют маленьким артистам)
- Замечательное выступление, молодцы, спасибо.

- Ребята, как зовут наших артистов? (Называются имена выступивших детей)
- А какое право человека вы знаете об именах? (Каждый ребенок имеет право на собственное имя. Дается оно родителями при рождении ребенка, записывается в свидетельство о рождении)

- Правильно. Родители, вы, ваши сестры и братья… А как назвать всех одним словом? (Семья)
- Какое право имеет каждый ребенок, если мы говорим о семье? (Каждый ребенок имеет право на проживание в семейном окружении. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека)

- А кто из героев басни тоже имеет свою семью? (Муравей. Они живут и трудятся большими семьями)
- Как вы думаете, почему Стрекоза оказалась в таком положении, почему осталась без дома? (Все лето она только пела и отдыхала, а ей надо было подумать и о зимнем жилище, позаботиться об этом заранее)

- Ребята, а какие пословицы по этой ситуации вы запомнили?

Делу время - потехе час.
Кончил дело - гуляй смело.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Летний день год кормит.

- Правильно. А дети имеют право на отдых? (Да, дети имеют право на отдых и досуг)
- Как вы считаете, прав ли был Муравей, когда отказал Стрекозе в жилище? (Ответы детей неодинаковы)
Подвожу детей к выводу о том, что Муравей высказал свое личное мнение.

- А есть ли у детей право на свое мнение? (Да. Дети имеют право на свое мнение, свои взгляды)
- Как и Муравей, человек сам решает: пустить ли кого-то в свое жилище.
- С какими правами о жилище мы с вами знакомились? (Право на неприкосновенность жилища. Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни)

- Какие права можно потерять без жилища зимой? (Право на жизнь. Право на охрану и укрепление здоровья)
- Можно ли сказать, что Муравей поступил со Стрекозой жестоко? (Да)
- А какое право детей о жестоком обращении вы знаете? (Дети имеют право не подвергаться жестокому или небрежному обращению)

- В своих баснях Иван Андреевич Крылов высмеивает поступки людей. И такие люди, действительно, бывают. Стрекоза - слишком легкомысленна, а Муравей, конечно, трудолюбив, но очень груб.
- Ребята, а теперь вспомните, какое задание я давала вам и вашим родителям? (Надо было придумать, как Муравей мог вежливо ответить Стрекозе)

Слушаются ответы детей:
1. Кумушка моя родная!
Я бы рад тебя принять,
Но семья моя большая
Запрещает в гости звать.

Да и места, знаешь, мало
В муравейнике большом,
Здесь ведь после лета
Детворы теперь битком!

Я тебе, кума, желаю
Обрести уютный дом,
И, чтобы твоя семья большая
Не нуждалась бы ни в чем!

2. "Кумушка, как странно это:
Что же делала ты летом?" -
Говорит ей муравей.
"Ах, мне летом жарко было,

Я на холоде не стыла,
Сытно было и легко -
До зимы ведь далеко!"
"Далеко???...

Ступай-ка с миром.
Силы много у тебя.
От зимы, как от огня,
Убегай теперь, кума!"

3. Я не могу принять тебя на всю зиму, у меня нет такой возможности, но заходи, поживи у меня несколько дней, угощайся. А за это время поищи себе другое жилье.

4. У меня есть один знакомый крот, он очень богат, у него много места, но он слеп и одинок. Давай я вас познакомлю, он приютит тебя, а ты всю зиму будешь петь ему свои песни.

5. А я знаю одного шмеля, который ищет для своих деток учительницу пения. Можно обратиться и к нему!

- Какие вы все молодцы! Замечательные предложения! (Подвожу ребят к выводу: добрые отношения и вежливость никто не отменял, они очень помогает людям в жизни, даже отказать можно вежливо)

- О каких правах детей мы еще не вспомнили? Какие картинки остались на столе? (Дети имеют право на образование. Дети имеют право на медицинский уход. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение)

- Правильно. Молодцы. И эти права прописаны в Декларации и Конвенции о правах ребенка.

Думаю, что читатели согласятся с тем, что предложенные варианты ответов довольно интересны. Слушая своих воспитанников, я получала большое удовольствие. Ведь проблема снижения уровня нравственно-правового воспитания детей дошкольного возраста и культуры совместного чтения художественных произведений, действительно, существует. Поэтому я была приятно удивлена активностью родителей моих воспитанников.

Было видно, что им интересно, что они искренне волнуются, когда озвучиваются их предложения. А когда есть интерес, тогда есть и результат! Считаю, что ценность этой работы не столько в удачном выступлении ребят, сколько в их совместной деятельности с родителями, в их общении друг с другом при подготовке к игре.

Таким образом, совместными усилиями педагогов и родителей можно достигнуть развития социально активной личности, ее правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами. А формирование основ правовых знаний ребенка максимально способствует его социальной адаптации в будущем.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад