Культурно-просветительский маршрут "Путешествие в страну труда"

"Путешествие в страну труда" разработано с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. В путешествии дети познакомятся с трудом и творчеством как с базовой национальной ценностью, а также с составляющими труда: трудолюбием.

Путешествие начинается с проблемной ситуации в которой дети поймут, что занимались настоящим трудом, а далее на каждой дети узнают и о остальных составляющих труда благодаря картинам, пословицам и басне И. А. Крылова "Стрекоза и муравей".

Интеграция образовательных областей: "Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие".

Цель актуальная: формирование понимания базовой национальной ценности, как труд и творчество, важности труда для человека.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук.

Зрительный ряд: группа неандертальцев зимой в пещере Тешик-Таш, Узбекистан (А. Я. Стимбан), Неандертальцы у пещеры Ле-Мустье, юго-западная Франция (Charles Robert Knight), "Играет" 1914 г., В.А. Тропинин "Гитарист" 1823, портреты писателей: А. П. Гайдар, С. В. Михалков, С. Я. Маршак.

Картина "Неандертальцы у пещеры Ле-Мустье"Картина "Неандертальцы у пещеры Ле-Мустье"

Литературный ряд: пословица "Без труда не вынешь рыбку из пруда", Басня А.И. Крылова "стрекоза и муравей".

Предварительная работа с воспитанниками: беседа о труде, рассматривание альбома "профессии", знакомство с басней И.А.Крылова "Стрекоза и муравей".

Организация образовательного пространства культурно-просветительского маршрута:

  • выставочное пространство;
  • игровое пространство;
  • пространство проблемной ситуации.

Предполагаемый результат: расширение кругозора детей по теме Труд. Дети познакомятся с трудом как с базовой национальной ценностью, а также с составляющими труда – творчество и трудолюбие.

Методическое обоснование занятия:

  • Проблемная ситуация;
  • Актуализация знаний детей;
  • Беседа по содержанию темы;
  • Рассматривание репродукции картин;
  • Чтение басни;
  • Ответы на вопросы;
  • Высказывание собственного мнения.

Сценарий культурно-просветительского маршрута

Воспитатель приглашает ребят пройти в зал и занять места.

Воспитатель: Как вы считаете, готовы ли мы с вами начать нашу беседу?
- А мне кажется не совсем. Посмотрите перед собой (на пол), что вы там видите?
- Салфетки! Бумажки!
- Мусор. Правильно, и нам нужно его убрать, потому что разговаривать при таком беспорядке нельзя! Кто же поможет мне убрать мусор? (дети собирают салфетки с пола в мусорный пакет)

Воспитатель: Молодцы, ребята, Скажите. что мы сейчас с вами делали?
- Да, но вы сейчас не только собирали бумажки, вы еще и трудились! Именно о труде мы с вами сегодня поговорим.
- Ребята, а давайте отправимся с вами в маленькое путешествие и узнаем много интересного о труде.

Остановка "Труд"

Воспитатель: Первая наша остановка называется "труд". (Показ картин с изображением древнего мира)
- Давайте представим себе время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них не было современных домов, пылесосов, стиральных машин, компьютеров. Чем они занимались?
- Да, мужчины ходили на охоту, рыбную ловлю, приносили добычу. Женщины готовили еду из того, что добывали мужчины, выделывали шкуры животных, чтобы сшить из них одежду. Дети также не сидели без дела, помогали родителям - мальчики учились ездить на лошади и принимали участие в охоте. И девочки с малых лет помогали по дому: готовили, стирали, ухаживали за малыми, да за стариками.

Так постепенно труд становится основой жизни. А для чего люди трудятся? Что было бы с нами, если бы мы не трудились?
Воспитатель: Правильно, если бы люди не работали, они просто не смогли бы жить. Потому народная мудрость гласит: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".
Человек все время трудился и трудится для обеспечения достойного существования его самого и его семьи.

Воспитатель: Кто же мне скажет, что такое труд? Труд-это деятельность человека, направленная на получение необходимых предметов для удовлетворения нужд. А еще труд является базовой национальной ценностью и все люди должны ценить труд и уважать.

Физминутка

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем" поварешкой)

Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)

Балерина и певец

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

Остановка "Творчество"

Воспитатель: Мы прибыли на остановку "Творчество".
- Ребята, все ли вы знаете, где работают ваши родители?
- Видите ребята, сколько профессий мы с вами сразу узнали, вспомнили. У каждого из вас мамы и папы работают, вы можете рассказать много интересного о работе ваших родителей.
- Скажите, а вы любите творить, мастерить и что-то создавать? Применять свою фантазию и воображение?
- Вы знаете, ведь многие взрослые тоже любят воображать и творить. И даже выбирают профессии, которые позволяют им это делать. Такие профессии называются – творческие. Творческие – от слова "творить", то есть придумывать и создавать что-то новое. Таких профессий очень много

- Посмотрите, что у меня в руках? (Книга) Как вы думаете, откуда она взялась, кто ее сочинил?
- Да, ребята, писатель – это творческая профессия, ведь для того, чтобы написать сказку или рассказ нужно иметь очень богатую фантазию и воображение.
- Но знаете, ведь для того, чтобы сделать красивую книгу, нужен не только писатель, но и еще кто-то. Подумайте, что же еще бывает в книгах, кроме букв и слов?

- Верно, картинки. Картинки в книгах называют иллюстрациями, а художника, который их рисует – иллюстратором.
- Вы знаете, я еще хотела рассказать вам о многих творческих профессиях. Например, о художниках, о композиторах и музыкантах, которые пишут картины, сочиняют музыку и песни. (на экране появляются репродукции картин с изображением профессий)

- Я несла вам картинки и задания, но так торопилась, что все рассыпала! И теперь они все перепутались. Вы поможете собрать их так, как нужно – по парам? Хорошо! На полу лежат рассыпанные картинки. Когда заиграет музыка, вы должны подобрать с пола одну картинку и найти среди других детей себе пару – того, у кого есть картинка, которая вам подходит и объяснить почему вы так решили.
- Большое спасибо, вы мне очень помогли! Давайте снова присядем на стульчики.

Остановка "Трудолюбие"

Воспитатель: Наш следующая остановка называется трудолюбие.
- Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите, дома без дела или всегда находите себе занятие?
- Молодцы! Дома вы всегда заняты чем-то полезным, помогаете маме, папе, бабушке и дедушке, свои младшим братьям и сестрам. Как люди говорят о человеке, который много трудится? (правильно, трудолюбивый человек)
- Трудолюбие – черта характера. Когда человек положительно относится к любой работе. Проявляет в активность, добросовестность к делу, которое начал.

- Ребята вы знаете что у каждого живого существа есть место его трудов. И все существа на земле должны трудиться, и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых, и ленивых. Вот с такими героями басни И. А. Крылова я хочу вас познакомить.
- Ребята, о ком рассказывается в басне? (Ответы детей) Правильно о Стрекозе и Муравье.
- Что делал муравей? (Ответы детей) Да, Муравей все лето трудился, готовился к зиме.

- Что сказал муравей стрекозе? (Ответы детей) Муравей ответил Стрекозе "Ты все пела? Это дело: так пойди ж и попляши!"
- А что же делала все лето Стрекоза? (Ответы детей) Верно, Стрекоза все лето ничего не делала, только пела. А Стрекоза, какая она? (Ответы детей) Верно, она ленивая
- Ребята, а как можно охарактеризовать муравья? (Ответы детей) Правильно, Муравей трудолюбивый.
- Мы с вами поговорили трудолюбии и поняли, что это очень важное качество для человека.

Заключительный этап

Воспитатель: Ну вот ребята, наше с вами путешествие подошло к концу. О чем же мы сегодня с вами говорили.
- Правильно о труде человека, ведь труд является базовой национальной ценностью. Поговорили о творческих людях и их профессиях которые тоже трудятся, как и вами мамы и папы, узнали о трудолюбии.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!