Цели урока:
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник "Русский язык. 10-11 классы" (авт: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова) М.: Просвещение, 2016.
Приветствие учащихся.
Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности.
Фронтальная беседа
- Что вам известно о морфемике? (ответы учащихся)
- Перечислите морфемы. Что они обозначают?
- Могут ли быть синонимичными и антонимичными приставки, корни, суффиксы и окончания? А омонимичными? Докажите.
- Что изучает словообразование? С какими разделами языкознания оно связано?
- Какие способы словообразования и формообразования вы знаете?
- В чем состоит отличие морфемного и словообразовательного разборов?
- Назовите существующие чередования гласных и согласных в корне. Какие орфографические правила с ними связаны?
Выполнение упражнений
Упражнение 1. В каждой группе слов определите и запишите отдельно однокоренные слова и формы одного и того же слова (работа по цепочке). Сделайте выводы. (один учащийся делает после выполнения)
а) Пригорок, сгорать, разгореться, нагорье, горою, горевать, горняк, в горах, горение, пригорюниться, загореть, горе, горный, загар.
б) Частичный, участок, счастье, частица, несчастливый, на участках, участковый, отчасти, посчастливилось, в участке, частности.
в) Диво, дивный, диван, дивиденд, о диве, диверсия, диву.
Упражнение 2. Выпишите слова, в которых нет окончания. Сделайте вывод. (самостоятельно)
Поле, пюре, искренне (рад), кашне, село, бюро, зашло, можно, небо, кофе, вправо, стекло, хлебушко, метро.
Упражнение 3. К данным ниже словам подберите такие однокоренные слова, чтобы обнаружилось чередование согласного в корне. Укажите, какие согласные чередуются. Сделайте вывод.
Дорога, берег, снег, мороз, скука, глотать, сапоги, брызгать, терпеть, возобновить, рассмешите, хохочет, перепишите, искать, люблю, постановить, утвердить, обогатить.
Упражнение 4. Запишите данные ниже слова. В выделенных словах укажите морфемы. Поясните правописание. (проверка фронтально)
Пр..г..товление, пр..дост..влять, пр..м..ренчество, пр..в..катор, пр..т..снение, пр..с..гать, пр..спос..бление, пр..нц..п..альный, пр..м..тивный, пр..в..легия, пр..в..дение, пр..сл..вутый, пр..д..словие, пр..дст..витель, пр..дс..датель, пр..дпр..н..матель.
Упражнение 5. Выполните морфемный анализ. Укажите слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания. (самостоятельно, кто быстрее)
Услышав, услышанный, умноженный, недалеко, расслышать.
Упражнение 6. Запишите слова, состав которых соответствует схемам. (работа в парах)
Упражнение 7. Сопоставьте два вида анализа. Сделайте вывод о том, что такое производящая основа. (изображение выводится на экран)
Упражнение 8. Укажите, какая основа является производящей. В работе используйте "Школьный словообразовательный словарь русского языка".
А.Н. Тихонова.
Песочница (песок, песочный); бескостный (кость, костный); конник (конь, конный); рыбак (рыба, рыбачить); разрумяниться (румяный, румяна, разрумянить); по-гусиному (гусь, гусиный); вощеный (воск, вощить); аристократично (аристократ, аристократичный).
Упражнение 9. Определите способ словообразования (работа в группах).
Безмерный, восклицание, подумать, подпирать, бледно-голубой, доисторический, настольный, землепроходец, оскорбление, оленевод, преподаватель, учительская, сложносочиненное (предложение), быстрорастворимый (кофе), ООН, обучение, учащиеся.
Упражнение 10. Назовите способы образования слов (морфологические и неморфологические). Докажите свою точку зрения. (индивидуальное задание для сильных учащихся выполняется параллельно с выполнением упр. 7)
Мороженое, мать-и-мачеха, сегодня, труднодоступный, пирожное, горничная, гостиная, высокоразвитый, спутник (аппарат), иван-да-марья, вокруг (дома), итого, часовой (стражник).
Упражнение 11. Рассмотрите образец упражнения. Сделайте вывод о том, что такое словообразовательная цепочка. (коллективная работа, один учащийся у доски)
Образец: бессвязный – вязать – связать – бессвязно – связь – связный.
Словообразовательная цепочка: вязать > с-вязать > связь > связ-н-(ый) > бес-связ-н(ый) > бессвязн-о.
Для чего, на ваш взгляд, необходимо строить словообразовательные цепочки? Постройте из данных слов словообразовательные цепочки.
Упражнение 12. К данным словам с непроизводной основой подберите родственные слова. Постройте словообразовательные гнезда к двум словам на выбор. В работе используйте "Школьный словообразовательный словарь русского языка" А.Н. Тихонова и "Школьный словарь строения русского языка" (З.А. Потихи)
Упражнение 13. Исправьте допущенные ошибки в образовании слов. (работа по цепочке, текст предложений выведен на экран)
- Что нового усвоили на уроке?
- Что такое производящая основа?
- Что такое словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка?
- Какова цель словообразовательного анализа?
- С какими разделами языкознания связано словообразование?
Домашнее задание
Стр. 67-68 (повторить теоретические сведения), выполнить упр. 86.