Конспект урока по русскому языку: Подготовка к ЕГЭ. Учимся анализировать исходный текст. 10 класс

Конспект урока по русскому языку в 10 классе сопровождается презентацией, приложением.

Цель: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов.

Задачи урока:

Образовательная: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное  расположение доводов, подготовить к написанию  домашнего сочинения;

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление  схемы, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.

Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка (ноутбук, проектор), презентация, раздаточный материал (тексты, схемы).

 

Ход урока

I.Оргмомент.  Презентация, слайд 1.

Учитель: Организует рабочую обстановку.

Учащиеся: Проверяют готовность к уроку. Записывают дату, вид работы (классная работа)

Планируемый результат (УУД):

Р. Осознавать возникшие трудности и стараться искать способы их преодоления.

П. Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом языковом явлении

К. Умение обсуждать и аргументировать свою позицию

Л.  Понимание степени необходимости выполнения предстоящей работы 

II. Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса. Презентация, слайд 2.

Учитель: Ребята, я уверена, что каждый из вас посещал страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.  На этих страничках узнаешь много  занимательных отзывов и впечатлений от ЕГЭ.

«…если в голове с русским плохо, то выложенные кимы ничем не спасут.»

«… порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!» 

«Не родил даже 150 слов, аргументы не привел, долго формулировал проблему. Провал, в общем.»

«А у меня уже по ходу крыша поехала от подготовки…я в течение месяца каждый день с утра сочинялки писала….»

 Вот такие проблемы волнуют ваших сверстников да, наверное, и вас, несмотря на то, что вы еще учащиеся 10 класса. Да, ребята, часть С является одной из самых сложных. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения  было сложной задачей для большинства выпускников. Сегодня я помогу вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С..

Учащиеся: Слушают учителя. 

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока. Презентация, слайд 3

Учитель: Давайте вспомним задание части С?

Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является  правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Так вот один из пользователей чата пишет «от одной только мысли, что нужно анализировать текст у меня появляется чесотка». Так вот, чтобы вы нервно не почесывались на экзамене, давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.

Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся анализировать исходный текст»

Учащиеся: Знакомятся с формулировкой задания части С. Записывают  тему урока в тетрадь. 

IV. Формулирование цели урока. Презентация, слайд 4.

Учитель: Просит сформулировать цель урока:

- Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель.

Учащиеся: Формулируют цель урока:  научиться правильно анализировать  исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.

Планируемый результат (УУД):

Р.  Умение поставить цель работы, спланировать дальнейший способ действия и способ контроля.

П. Умение выдвигать  гипотезы при постановке цели урока и их обоснование

К. Построение монологического высказывания с учетом ситуации и конкретных речевых задач.

Л. Понимание значения знаний для человека и принимают его. 

V. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Презентация, слайд 5-6

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Учитель: Перед началом работы  предлагает  школьникам вспомнить, как создаются тексты – рассуждения публицистического стиля.

Дополняет учащихся:

- Действительно, в начале текста автор предъявляет тезис,  который мы  сможем потом переформулировать в проблему. Далее автор развивает этот тезис, доказывает с помощью доводов, что проблема действительно существует. Каждая микротема текста- новый довод, который показывает проблему либо с новой стороны, либо уточняет какие- то аспекты. Поэтому читаем каждый абзац и отмечаем, какая новая информация предъявляется автором в конкретном абзаце.

Важный  момент – автор может раскрывать проблему разными способами: веерный, цепной или смешанный способы развития авторской мысли. Сегодня мы поговорим только о первых двух способах.

Презентация, слайд 7

Анализ текста впоследствии поможет нам не только определить проблему (К1), но и правильно написать комментарий (К2) и сформулировать позицию автора (К3).

Презентация, слайд 8

Учащиеся: Вспоминают, как  создаются тексты – рассуждения публицистического стиля. При необходимости записывают схемы в тетрадь.

Планируемый результат (УУД):

Р. Осознавать возникшие трудности и стараться искать способы их преодоления.

П. Осуществление  поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

К. Построение монологического высказывания с учетом ситуации и конкретных речевых задач. Умение участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого поведения.

Л. Понимание значения знаний для человека и принимают его. Формирование границ собственного знания и «незнания».

2. Чтение текста 1

Учитель: Предлагает прочитать текст 1:

- Давайте рассмотрим текст 1, в котором авторская мысль развивается через веерное расположение доводов.

Учащиеся: Получают раздаточный материал: текст 1 (по Д. Лихачеву). (Приложение, текст 1)

Планируемый результат (УУД):

Л. Уважительное отношение к собеседнику во время выполнения работы

Р. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

П. Дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об изучаемом языковом явлении. Построение логической цепи рассуждения

К. Планирование учебного сотрудничества, умение контролировать свои действия и действия одноклассников.

3. Анализ структуры текста 1 (объяснение развития авторской мысли)

Презентация, слайд 9

Учитель: Задает вопросы по тексту:

- Какой вопрос волнует Д. Лихачева в тексте?  (Д.Лихачева волнует вопрос: «Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры?»)

- Какие доводы он подбирает для ответа на этот вопрос? Подсказка: рассмотрим каждую микротему и найдем ответ на этот вопрос.  (Для ответа на вопрос он подбирает несколько доводов:

«Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации».

«Пушкин — это гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления, творческое напряжение».

«Пушкин создал идеал лучших человеческих чувств»)

- Все доводы равноценны, нет ситуации, когда один довод вытекает из другого, поэтому мы можем говорить о веерной (параллельной) связи, веерном способе развития мысли.

Каждая микротема (абзац) развивает каждый конкретный довод, автор доказывает его справедливость.

Все доводы, взятые вместе, помогают нам понять, почему Пушкин стал знаменем русской культуры.

В конце текста Д.Лихачев, цитируя А.Григорьева, делает вывод.

-Для того чтобы было проще работать, составим  логическую схему текста. (Презентация, слайд 10)

Учащиеся: Анализируют текст, отвечая на вопросы учителя, выделяют необходимую информацию в тексте. Записывают логическую схему текста 1 в тетради

4. Чтение текста 2

Учитель: Предлагает рассмотреть текст 2, в котором авторская мысль развивается через расположение материала по цепочке

Обращает внимание на следующую информацию:

- При работе с текстами, в которых автор постепенно переходит от одной мысли к другой, необходимо выделить основную мысль каждой микротемы, постараться понять, на какой вопрос автор отвечает в каждой микротеме, этот вопрос и будет проблемой этой микротемы. Также необходимо обращать внимание на ключевые слова, помогающие понять, как одна мысль связана с другой, и видеть, к какому выводу автор приводит нас в конце текста (этот вывод и будет авторской позицией).

Необходимо учитывать, что в таких текстах. часто переход от одной мысли к другой — это обозначение новых проблем, разрешение которых позволит разрешить основную и поможет понять авторскую позицию.

Вы имеете право в своем сочинении сформулировать одну из частных проблем, важно только комментировать именно ее и связать эту проблему с авторской позицией.

Обратите внимание на то, что основную проблему в таких текстах часто можно определить, только сопоставив все частные проблемы. Прочитайте текст 2

Учащиеся: Получают раздаточный материал: текст 2 (по К. Г. Паустовскому). Читают текст. (Приложение, Текст 2.)

Планируемый результат (УУД):

Л.  Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми  и достигать в нем взаимопонимания.

П.  Построение логической цепи рассуждений, доказательство

К.  Умение полно и ясно выражать свои мысли

Р.  Умение сопоставлять, видеть изменение информации

5. Анализ структуры текста 2 (объяснение развития авторской мысли).

Презентация, слайд 11

Учитель: Предлагает проанализировать текст по вопросам:

- С чего начинаются размышления К. Паустовского? (Текст начинается с размышления К.Паустовского о том, что человека всегда мучают сожаления)

- Что потом отмечает автор? Что вызывает у нас самое сильное сожаление? (Затем автор отмечает самое сильное сожаление о быстротечности времени.)

- Какое есть еще сожаление,  липкое, как смола, наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени? (Из этого сожаления вытекает другое, сожаление о том, что человек из-за быстротечности времени мало успевает увидеть.)

- Но в чем всё- таки убежден К. Паустовский?  (Но К.Паустовский убежден, что все это не так и страшно, так как с сожалением о том, что мало увидел, легко справиться, нужно только уметь видеть необыкновенное рядом с собой.)

Подсказка:  обратите также внимание на то, что союз «но» предупреждает нас о том, что после него последует самое главное, ради чего автор и писал текст.

Анализируя такой текст, мы говорим не о доводах, а о вспомогательных тезисах, помогающих развивать проблему.

Для того чтобы было проще работать, составим логическую схему текста. (Презентация, слайд 12)

Учащиеся: Отвечая на вопросы учителя, анализируют текст, выделяют необходимую для схемы информацию в тексте. Составляют логическую схему текста и записывают ее в тетрадь.

VI. Этап обобщения и систематизации знаний.

Учитель: Просит вспомнить цель урока и соотнести с умениями, полученными на уроке.

Учащиеся: Повторяют цель урока. Задают вопросы по теме урока.

Планируемый результат (УУД):

Р. Контроль и оценка проведенной работы

П. Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем  поискового характера

К. формирование мотивации к исследовательской деятельности

Л. Способность  к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 

VII.  Задание на дом.  (Презентация, слайд 13 –логическая схема текста, в помощь учителю).

Учитель: Объясняет домашнее задание:

- прочитайте текст,

- определите, как развивается авторская мысль (веерное или параллельное расположение доводов),

- составьте логическую схему к тексту в тетради,

- сформулируйте проблему текста,

- использую схему, объясните, как автор обосновывает то, что проблема действительно существует.

Учащиеся: Получают раздаточный материал (текст 3), записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению. (Приложение, текст 3)

VIII. Этап подведения итогов – рефлексия. (Презентация, слайд 14)

Учитель: Предлагает оценить работу на уроке.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«?» - тему урока не понял,
«
!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,
«!»  - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.

Учащиеся: Оценивают работу на уроке на индивидуальном листе диагностике.

Планируемый результат (УУД):

Р. Осознавать возникшие трудности и стараться искать способы их преодоления.

П. Умение извлекать необходимую информацию из текста  строить логическую схему текста.

К.  Умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить речевое высказывание

Л. Формирование границ собственного знания и «незнания». 

IX. Заключительное слово. (Презентация, слайд 15)

Учитель: А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Я думаю, что сегодняшний наш стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.

Библиография

Приложение

Размер:
5.63 Mb
Скачали:
122