Конспект урока русского языка 10 класс "Лексика и фразеология"

Цели урока:

  • создать условия для обобщения и углубления знаний по теме "Лексика и фразеология";
  • продолжить подготовку к ЕГЭ;
  • знакомить учащихся с богатством и выразительными возможностями лексики, воспитывать любовь к родному языку, формировать интерес к его изучению.

Планируемые образовательные результаты:

  • обобщить теоретические основы разделов "лексика" и "фразеология", активизировать умения, сформированные при их изучении;
  • применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.

Ход урока

Организационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его с притчи.

Богач решил однажды устроить для друзей званый обед. Он вызвал своего верного слугу и приказал ему купить все необходимое для изысканного угощения.
Слуга отправился на базар и купил одни языки. Из них он приготовил разные блюда.

Когда друзья собрались за обеденным столом и отведали приготовленные яства, то вначале признали их очень вкусными. Но затем эти блюда стали гостям приедаться, так как были приготовлены из одних языков.

Рассердился хозяин на своего слугу и сказал ему: Разве не приказал я тебе купить хорошие и изысканные угощения? Почему же ты купил одни лишь языки?
Слуга ответил: О, господин мой, я в жизни не встречал ничего более приятного, чем язык. Язык связывает нас с людьми, в нем - ключ к знаниям, он - орудие правды и мудрости, с его помощью обучаются люди, им восхваляют бога.

В другой раз, собирая друзей на обед, господин приказал своему слуге купить нечто мерзкое и отвратительное. И пошел слуга и снова купил одни лишь языки.
Когда гости собрались, отведали угощения и обнаружили, что все они приготовлены из языков, хозяин сильно рассердился. Он хотел жестоко наказать слугу за ослушание.
Но слуга сказал: Не гневайся, господин мой! Нет на свете ничего более мерзкого и отвратительного, чем язык. Разве не в нем причина всех раздоров и междоусобиц?

Он - источник разбоя, орудие лжи и греха. И не с помощью ли языка мы оскверняем имя божье?
Когда все присутствующие услышали это, они сказали: Поистине слуга твой мог бы состязаться в споре с философами!

Учитель: Объясните значение этой истории.
Учитель обобщает сказанное: язык величайший дар человечеству, он может ранить и ласкать, возносить и низвергать. Может порождать споры и приводить к согласию.

Куприн говорил: "Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен".

Актуализация знаний

Учитель: Сейчас я предлагаю разгадать свободный кроссворд, который поможет нам определить тему сегодняшнего урока. (напомнить правила)

  1. Это литературный прием, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. (олицетворение)
  2. Слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). (неологизм)
  3. Раздел лексикологии, изучает теорию и практику составления словарей. (лексикография)
  4. Это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение. (синонимы)
  5. Это слова или обороты речи, которые свойственны жителям определенного региона. (диалектизмы)
  6. Словарный запас человека. (лексикон)
  7. Слова противоположные по значению. (антонимы)
  8. Разновидность омонимов, слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. (омофоны)
  9. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. (метафора)
  10. Это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления). (сравнение)
  11. Это устаревшие названия предметов и явлений, у которых есть другие, современные названия. (архаизмы)
  12. Яркое, красочное определение. (эпитет)
  13. Это устаревшие слова, которые вышли из активного употребления в связи с исчезновением предметов, явлений, понятий. (историзм)
  14. Это устоявшееся по структуре и составу выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов. (фразеолгозизм)
  15. Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова. (омонимы)
  16. Это слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы, т.е. слова и выражения, встречающиеся в речи людей, связанных определенным родом деятельности, способом времяпрепровождения и проч. (жаргонизмы)
  17. Слово или выражение, которое характерно для людей какой-либо профессии. (профессионализмы)
  18. Это структурированная система общения, используемая людьми. (язык)

Постановка целей и задач урока

Учитель: Назовите тему урока. (ответы учащихся)
- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
- Какие задания ЕГЭ по русскому языку связаны с темой нашего урока?

Закрепление знаний

Опрос:

  1. Что такое лексическое значение слова?
  2. С точки зрения количества лексических значений на какие группы делятся все слова (однозначные и многозначные).
  3. При этом одно значение будет…а остальные …
  4. С каким типом слов мы имеем дело при выполнении 2 задания ЕГЭ?

Учитель: Приступим к выполнению задания 2.
- В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  • Живой. Легкий, занимательный, выразительный. Живое изложение.
  • Среда. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка. Из рабочей среды.
  • Мириться. Терпимо относиться к чему-нибудь. Мириться с неудобствами.
  • Основа. Источник; главное, на чем строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.
  • Ключ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом.

Экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело - ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура - это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определенном историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.

Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может мириться с деградацией своего языка. Ведь язык - это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

Учитель: Что такое паронимы?
Приступаем к выполнению задания 3. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
- Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • Воздух и атмосфера действовали на него БЛАГОТВОРНО.ВРАЖДЕБНАЯ оборона была сломлена, и войска вошли в город.
  • Необходимо было срочно ПОПОЛНИТЬ запасы питьевой воды.
  • Материал статьи оказался не таким ИНФОРМАТИВНЫМ, как хотелось.
  • Между ребятишками было РАЗЛИЧИЕ: один был чуть светлее и чуть голубоглазее. (вражеская)

Учитель: В шестом задании ЕГЭ вам предстоит решить задачу, связанную с нарушением лексических норм. Вспомните, что такое лексическая ошибка? (нарушение лексической нормы, употребление слов в несвойственном значении, плеоназмы, тавтология и т.д.)

Переходим к выполнению задания 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть "Бегство в Америку", Александр Грин писал свою автобиографию.

К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.

Учитель: Как называется такой тип лексической ошибки (лексическая избыточность).
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.

Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.

Чувствуя себя одинокой в своем горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.

Мы передвигались по Дели на мотороллере с крышей, что уже было замечательно; но главное, мы видели своими глазами восьмое чудо мира - огромную колонну, отлитую, как говорят, из чистого железа.

Эти двое не были заядлыми друзьями, однако относились друг к другу с симпатией и большим уважением, поддерживали друг друга в групповых спорах.

Учитель: Как называется такой тип лексических ошибок. (нарушение лексической сочетаемости)
- Приступаем к выполнению задания 26.

Трудное и запутанное дело - писательство. (Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом.

И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. И нет уж писателя.

Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой. Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. Варка в собственном соку. А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и "набирает материал".

Нужно в жизни жить, работать- инженером, врачом, педагогом, рабочим.
- Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.
- Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска, - отвечу я.
- Много ли тогда напишешь?

- И очень хорошо, что немного. Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из нее три четверти написанного?

Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать "легко". И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!.. (росите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нем рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

"С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует (А) ... ("не наблюдать, ... а жить"). Автор подчеркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то "...свежий росточек таланта желтеет, сохнет".

Этот троп - (Б) ... усиливает впечатление от прочитанного. (В) ... (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г) ...(предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса".

Список терминов:

  1. контекстные антонимы;
  2. сравнительный оборот;
  3. фразеологизм;
  4. анафора;
  5. развернутая метафора;
  6. общественно-политическая лексика;
  7. вопросно-ответная форма изложения;
  8. цитирование;
  9. ряды однородных членов.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 1, 5, 7, 9.

Контекстные антонимы или контекстуальные антонимы - это слова, противоположные по значению лишь в определенном контексте.

Развернутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении фрагмента текста.

Вопросно-ответная форма изложения - это способ построения текста, при котором информация излагается в форме риторических вопросов и ответов на эти вопросы.

Учитель: Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (устойчивое сочетание слов, которое имеет постоянное звучание и значение. В речи употребляется как готовая единица, это сближает фразеологизм со словом)

1. Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
а) устать;
б) перекусить ;
в) мешать ;
г) победить, превзойти.

1) заткнуть за пояс;
2) заморить червячка;
3) волочить ноги;
4) вставлять палки в колеса.

2. Найдите фразеологизмы-синонимы.
Бить баклуши – ...
Водить за нос – ...
Зарубить на носу – ...
С гулькин нос – ...

Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

3. Найдите фразеологизмы-антонимы.
Заварить кашу – ...
Во весь дух – ...
Душа в душу – ...
Слова для справок: расхлебывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

Работа с текстом

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдете в данном тексте?

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.
  7. Собери фразеологизм.

Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И. Шишкина.

Картина И.И. Шишкина "Зимний лес"Картина И.И. Шишкина "Зимний лес"

Задание: О каких фразеологизмах напомнила вам картина?

  • Ёлки зеленые – выражение досады, недоумения, восхищения.
  • Ёлки-палки - выражение досады, недоумения, восхищения.
  • Заблудиться в трех соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения

Рефлексия

РефлексияРефлексия

Размер:
85.08 Kb
Скачали:
32