Цели урока:
Планируемые образовательные результаты:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок и начнем мы его с притчи.
Богач решил однажды устроить для друзей званый обед. Он вызвал своего верного слугу и приказал ему купить все необходимое для изысканного угощения.
Слуга отправился на базар и купил одни языки. Из них он приготовил разные блюда.
Когда друзья собрались за обеденным столом и отведали приготовленные яства, то вначале признали их очень вкусными. Но затем эти блюда стали гостям приедаться, так как были приготовлены из одних языков.
Рассердился хозяин на своего слугу и сказал ему: Разве не приказал я тебе купить хорошие и изысканные угощения? Почему же ты купил одни лишь языки?
Слуга ответил: О, господин мой, я в жизни не встречал ничего более приятного, чем язык. Язык связывает нас с людьми, в нем - ключ к знаниям, он - орудие правды и мудрости, с его помощью обучаются люди, им восхваляют бога.
В другой раз, собирая друзей на обед, господин приказал своему слуге купить нечто мерзкое и отвратительное. И пошел слуга и снова купил одни лишь языки.
Когда гости собрались, отведали угощения и обнаружили, что все они приготовлены из языков, хозяин сильно рассердился. Он хотел жестоко наказать слугу за ослушание.
Но слуга сказал: Не гневайся, господин мой! Нет на свете ничего более мерзкого и отвратительного, чем язык. Разве не в нем причина всех раздоров и междоусобиц?
Он - источник разбоя, орудие лжи и греха. И не с помощью ли языка мы оскверняем имя божье?
Когда все присутствующие услышали это, они сказали: Поистине слуга твой мог бы состязаться в споре с философами!
Учитель: Объясните значение этой истории.
Учитель обобщает сказанное: язык величайший дар человечеству, он может ранить и ласкать, возносить и низвергать. Может порождать споры и приводить к согласию.
Куприн говорил: "Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен".
Учитель: Сейчас я предлагаю разгадать свободный кроссворд, который поможет нам определить тему сегодняшнего урока. (напомнить правила)
Учитель: Назовите тему урока. (ответы учащихся)
- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
- Какие задания ЕГЭ по русскому языку связаны с темой нашего урока?
Опрос:
Учитель: Приступим к выполнению задания 2.
- В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
Экология - это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело - ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура - это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определенном историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.
Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может мириться с деградацией своего языка. Ведь язык - это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
Учитель: Что такое паронимы?
Приступаем к выполнению задания 3. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
- Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Учитель: В шестом задании ЕГЭ вам предстоит решить задачу, связанную с нарушением лексических норм. Вспомните, что такое лексическая ошибка? (нарушение лексической нормы, употребление слов в несвойственном значении, плеоназмы, тавтология и т.д.)
Переходим к выполнению задания 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.
Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть "Бегство в Америку", Александр Грин писал свою автобиографию.
К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.
Учитель: Как называется такой тип лексической ошибки (лексическая избыточность).
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.
Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.
Чувствуя себя одинокой в своем горе, Наташа бо́льшую половину времени, одна в своей комнате, сидела в углу дивана и пристально смотрела в одну точку.
Мы передвигались по Дели на мотороллере с крышей, что уже было замечательно; но главное, мы видели своими глазами восьмое чудо мира - огромную колонну, отлитую, как говорят, из чистого железа.
Эти двое не были заядлыми друзьями, однако относились друг к другу с симпатией и большим уважением, поддерживали друг друга в групповых спорах.
Учитель: Как называется такой тип лексических ошибок. (нарушение лексической сочетаемости)
- Приступаем к выполнению задания 26.
Трудное и запутанное дело - писательство. (Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание - и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом.
И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. И нет уж писателя.
Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой. Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.
Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. Обычная теперь для него среда - товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. Варка в собственном соку. А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и "набирает материал".
Нужно в жизни жить, работать- инженером, врачом, педагогом, рабочим.
- Хорошо, а когда же тогда писать? - спросите вы.
- Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска, - отвечу я.
- Много ли тогда напишешь?
- И очень хорошо, что немного. Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений - много ли потеряет литература, если выбросить из нее три четверти написанного?
Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать "легко". И как в это время бывает полезен жестокий щелчок - отказ редакции, суровая встреча критики!.. (росите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. И тогда мы наверняка узнаем настоящего писателя.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нем рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
"С первых фраз В. Вересаев вводит читателей в круг проблемы.Размышляя о настоящем писателе, он во втором предложении использует (А) ... ("не наблюдать, ... а жить"). Автор подчеркивает, что если писатель будет вести себя по-другому, то "...свежий росточек таланта желтеет, сохнет".
Этот троп - (Б) ... усиливает впечатление от прочитанного. (В) ... (предложения 15-23) делает текст живым. Такое синтаксическое средство, как (Г) ...(предложения 11, 13) помогают автору убедить читателя в правильности высказанного тезиса".
Список терминов:
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 1, 5, 7, 9.
Контекстные антонимы или контекстуальные антонимы - это слова, противоположные по значению лишь в определенном контексте.
Развернутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении фрагмента текста.
Вопросно-ответная форма изложения - это способ построения текста, при котором информация излагается в форме риторических вопросов и ответов на эти вопросы.
Учитель: Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (устойчивое сочетание слов, которое имеет постоянное звучание и значение. В речи употребляется как готовая единица, это сближает фразеологизм со словом)
1. Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
а) устать;
б) перекусить ;
в) мешать ;
г) победить, превзойти.
1) заткнуть за пояс;
2) заморить червячка;
3) волочить ноги;
4) вставлять палки в колеса.
2. Найдите фразеологизмы-синонимы.
Бить баклуши – ...
Водить за нос – ...
Зарубить на носу – ...
С гулькин нос – ...
Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.
3. Найдите фразеологизмы-антонимы.
Заварить кашу – ...
Во весь дух – ...
Душа в душу – ...
Слова для справок: расхлебывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.
Работа с текстом
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдете в данном тексте?
Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И. Шишкина.
Задание: О каких фразеологизмах напомнила вам картина?
Рефлексия