Цель:
Задачи:
Приветствие учащиях. Проверка готовности к уроку.
Создание позитивного настроя.
- Осенью 1923 года Феликс Эдмундович Дзержинский, советский партийный деятель и революционер, (его еще называли Железный Феликс), сидя поздно вечером за рабочим столом, при свете с лампы с зеленым абажуром, написал:
"Строительство нужно вести под таким углом, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую собственные единицы научно-технического прогресса. Если эта работа не будет вестись, нам угрожает закрытие собственных заводов и фабрик и унизительное рабство заграничному капиталу со звериным оскалом".
- Спустя три года пламенный борец за справедливость, за свободы человека скоропостижно скончается от сердечного приступа, но его фраза, сказанная ровно 100 лет назад, будет актуальна и сегодня.
- Почему? В чем не ошибся великий революционер-реформатор, организовавший систему детских учреждений, где тысячи обездоленных детей-сирот получали медицинскую помощь, питание, образование, а самое главное - возможности для дальнейшей самореализации? (По желанию)
- За глаза Феликса Эдмундовича называли Железный Феликс. Как вы думаете, почему его так называли? (Работа по портрету. Описание человека. Рефлексия о его в качествах характера)
Примерный ответ: Да,принципиальность, честность и убежденность лидера в том, что страна наращивает свой индустриальный потенциал благодаря личному вкладу человека – профессионалу своего дела, не устаревает. Напротив, в период проведения специальной военной операции слова, сказанные более 100 лет, звучат как призыв к созиданию. Созидание. Строительство.
- Вам, строителям не только новых зданий и сооружений, но и строителям индустриального будущего предстоит возрождать экономическую мощь государства.
- Для достижения такой глобальной цели необходимо наметить промежуточные. Сегодня мы будем оттачивать мастерство понимания нормированных языковых единиц. (Пишем цели на доске и в тетради)
Постановка целей и задач урока
Запишем предложение: Строительство нужно вести под таким углом, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую собственные единицы научно-технического прогресса.
- К какой единице синтаксиса относится эта конструкция? (предложение)
- Вспомним, какая основа должна быть в любом предложении? (грамматическая основа)
- Из каких членов состоит основа? (подлежащее и сказуемое)
- Найдем основу (основы) в записанной конструкции.
- Предложение простое или сложное? (сложное)
- Есть подчинительный союз? (СПП)
- Итак, подытожим:
- Каких целей мы должны достичь? Обратите внимание на тему урока? (ответы учащихся)
- Кто понимает, чем различаются Цели и Задачи?
Составление кластера
- Что такое кластер?
Кластер – графическая форма организации информации, когда выделяют основные смысловые единицы, которые фиксируют в виде схемы с обозначением связей между ними. Кластер способствует систематизации и обобщению учебного материала
Упражнение
- В рамках темы "Подготовка строительной площадки. Расчистка территории" прошу вас указать в каждом предложении грамматическую основу и, исходя из этого, поставить плюсик в нужную графу.
Предложение |
Двусоставное |
Односоставное |
О. Л |
Обоб. Л |
Безл. |
Неоп. л. |
Назывное |
1. Утвердили график строительно-монтажных работ. |
|
|
|
|
|
|
|
2. Снос строений с помощью спецтехники. |
|
|
|
|
|
|
|
3. Подвели подъездные дороги и коммуникации. |
|
|
|
|
|
|
|
4. Осушение территории |
|
|
|
|
|
|
|
5. Рекультивация земель. |
|
|
|
|
|
|
|
6. Срочно освободить пятно застройки! |
|
|
|
|
|
|
|
7. Выполнили черновую вертикальную планировку. |
|
|
|
|
|
|
|
8. Решено снять растительный слой, обеспечить гидравлическую оснащённость. |
|
|
|
|
|
|
|
9. Строители соблюдают правила экологичного возведения сданий? |
|
|
|
|
|
|
|
- В какой графе записана фраза, которую нельзя назвать предложением? Почему?
- В каком предложении есть орфографические ошибки?
Вторичное закрепление навыка различать вид предложения
- Посмотрите на картинку. Откуда мультипликационный персонаж? Как называется техника, которой он управляет? Какой деятельностью занят Волк в этой серии?
- Подсказка есть в листочках-раздатках упражнения для первичного закрепления.
- Посмотрите заставку титров к этому мультипликационному фильму.
- Задача – постараться запомнить имена людей, чьими стараниями и талантом создавалась знаковая мультипликационная школа высочайшего уровня. - Какова цель просмотра?
- Кто может назвать режиссера мультфильма и мена актеров, озвучивших главных персонажей? (Просмотр титров)
- Кто оформил музыкальное сопровождение? (Режиссер – Вячеслав Котеночкин, волк – Анатолий Папанов, Заяц – Клара Румянова, музыка – Ирина Липскерова)
- В рамках какой цели и задач вам было предложено это упражнение?
- У вас на партах есть картинки с изображением различной строительной техники. У каждого по пять карточек. Проверим комплект: Экскаватор – О.- Л., Бульдозер – неоп.- Л., Самосвал – обоб.- Л., Гидромолот – безл., Ямобур - назывное. Презентация. (Вывожу предложения на слайдах).
- Профессия строителя всегда была почетна и высокооплачиваема. Благодаря строителям в стране в послевоенные годы удалось колоссально быстрыми темпами восстановить индустриальную мощь.
- Да, человек так устроен, что ему нужен дом. Всю жизнь мы строим свой Дом счастья. Родившись, получаем фундамент в виде самых близких, родных. Он бывает разный. У каждого – свой. Затем пытаемся самостоятельно строить стены. Кто по уму, кто – по ощущениям. Пытаемся зацементировать свое строение любовью, семьей.
Иногда получается… А иногда выходит Дом ужаса и страха, где людям ни холодно, ни жарко. И все друг другу чужие. Под открытым небом лучше. Кажется, что в своем доме ты еще так и не пожил….
Василий Александрович Сухомлинский, великий советский педагог сказал: "Вдумайся, сын, в цель нашего коммунистического строительства
- Во имя чего мы трудимся, ставим целии достигаем их? Во имя счастья человека на нашей земле! Строить по кирпичику (своими знаниями, усердием, талантом) свою жизнь – значит создавать надежный Дом счастья каждой семье нашей Родины!
- Заполните листы самоанализа и со звонком положите мне на парту.
- Хочется думать, что время, прожитое совместно последние 40 минут, было не потеряно. Спасибо за работу!