Конспект урока русского языка 10 класс "Виды односоставных предложений"

Цель:

  • повторить сведение о предложении;
  • формировать и совершенствовать умение различать односоставное и двусоставное предложение;
  • находить в тексте разные виды предложений: двусоставные и односоставные.

Задачи:

  • развивать метапредметные умения на лексике профессионально ориентированного содержания;
  • раскрытие интеллектуальных резервов личности, способной умело пользоваться ресурсами русского языка, воспитывать орфографическую зоркость.

Ход урока

Оргмомент

Приветствие учащиях. Проверка готовности к уроку.
Создание позитивного настроя.

Мотивационный этап

- Осенью 1923 года Феликс Эдмундович Дзержинский, советский партийный деятель и революционер, (его еще называли Железный Феликс), сидя поздно вечером за рабочим столом, при свете с лампы с зеленым абажуром, написал:

"Строительство нужно вести под таким углом, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую собственные единицы научно-технического прогресса. Если эта работа не будет вестись, нам угрожает закрытие собственных заводов и фабрик и унизительное рабство заграничному капиталу со звериным оскалом".

- Спустя три года пламенный борец за справедливость, за свободы человека скоропостижно скончается от сердечного приступа, но его фраза, сказанная ровно 100 лет назад, будет актуальна и сегодня.

- Почему? В чем не ошибся великий революционер-реформатор, организовавший систему детских учреждений, где тысячи обездоленных детей-сирот получали медицинскую помощь, питание, образование, а самое главное - возможности для дальнейшей самореализации? (По желанию)

- За глаза Феликса Эдмундовича называли Железный Феликс. Как вы думаете, почему его так называли? (Работа по портрету. Описание человека. Рефлексия о его в качествах характера)

Примерный ответ: Да,принципиальность, честность и убежденность лидера в том, что страна наращивает свой индустриальный потенциал благодаря личному вкладу человека – профессионалу своего дела, не устаревает. Напротив, в период проведения специальной военной операции слова, сказанные более 100 лет, звучат как призыв к созиданию. Созидание. Строительство.

- Вам, строителям не только новых зданий и сооружений, но и строителям индустриального будущего предстоит возрождать экономическую мощь государства.
- Для достижения такой глобальной цели необходимо наметить промежуточные. Сегодня мы будем оттачивать мастерство понимания нормированных языковых единиц. (Пишем цели на доске и в тетради)

Постановка целей и задач урока

Запишем предложение: Строительство нужно вести под таким углом, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую собственные единицы научно-технического прогресса.
- К какой единице синтаксиса относится эта конструкция? (предложение)
- Вспомним, какая основа должна быть в любом предложении? (грамматическая основа)

- Из каких членов состоит основа? (подлежащее и сказуемое)
- Найдем основу (основы) в записанной конструкции.

- Предложение простое или сложное? (сложное)
- Есть подчинительный союз? (СПП)
- Итак, подытожим:

  1. В предложении всегда (!) оформлена какая-то мысль.
  2. Должна быть грамматическая основа. (Предложение может быть односоставным или двусоставным)
  3. Должна быть цель высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

- Каких целей мы должны достичь? Обратите внимание на тему урока? (ответы учащихся)
- Кто понимает, чем различаются Цели и Задачи?

Составление кластера

- Что такое кластер?

Кластер – графическая форма организации информации, когда выделяют основные смысловые единицы, которые фиксируют в виде схемы с обозначением связей между ними. Кластер способствует систематизации и обобщению учебного материала

Первичное закрепление

Упражнение

- В рамках темы "Подготовка строительной площадки. Расчистка территории" прошу вас указать в каждом предложении грамматическую основу и, исходя из этого, поставить плюсик в нужную графу.

Предложение

Двусоставное

Односоставное

О. Л

Обоб. Л

Безл.

Неоп. л.

Назывное

1. Утвердили график строительно-монтажных работ.

 

 

 

 

 

 

 

2. Снос строений с помощью спецтехники.

 

 

 

 

 

 

 

3. Подвели подъездные дороги и коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

4. Осушение территории

 

 

 

 

 

 

 

5. Рекультивация земель.

 

 

 

 

 

 

 

6. Срочно освободить пятно застройки!

 

 

 

 

 

 

 

7. Выполнили черновую вертикальную планировку.

 

 

 

 

 

 

 

8. Решено снять растительный слой, обеспечить гидравлическую оснащённость.

 

 

 

 

 

 

 

9. Строители соблюдают правила экологичного возведения сданий?

 

 

 

 

 

 

 


- В какой графе записана фраза, которую нельзя назвать предложением? Почему?
- В каком предложении есть орфографические ошибки?

Вторичное закрепление навыка различать вид предложения

- Посмотрите на картинку. Откуда мультипликационный персонаж? Как называется техника, которой он управляет? Какой деятельностью занят Волк в этой серии?
- Подсказка есть в листочках-раздатках упражнения для первичного закрепления.
- Посмотрите заставку титров к этому мультипликационному фильму.

- Задача – постараться запомнить имена людей, чьими стараниями и талантом создавалась знаковая мультипликационная школа высочайшего уровня. - Какова цель просмотра?

  1. Расширяем культурный кругозор – неотъемлемый багаж приличного человека.
  2. Тренируем цепкость своей памяти.

- Кто может назвать режиссера мультфильма и мена актеров, озвучивших главных персонажей? (Просмотр титров)
- Кто оформил музыкальное сопровождение? (Режиссер – Вячеслав Котеночкин, волк – Анатолий Папанов, Заяц – Клара Румянова, музыка – Ирина Липскерова)
- В рамках какой цели и задач вам было предложено это упражнение?

- У вас на партах есть картинки с изображением различной строительной техники. У каждого по пять карточек. Проверим комплект: Экскаватор – О.- Л., Бульдозер – неоп.- Л., Самосвал – обоб.- Л., Гидромолот – безл., Ямобур - назывное. Презентация. (Вывожу предложения на слайдах).

Рефлексия. Итог урока

  • Вывод 1. Жизнь отдельного человека неразрывно связана с историко-культурной традицией своего народа, своей страны.
  • Вывод 2. Учиться интересно не значит не серьезно.
  • Вывод 3. Расширять свои познания в профессии нужно систематически.

- Профессия строителя всегда была почетна и высокооплачиваема. Благодаря строителям в стране в послевоенные годы удалось колоссально быстрыми темпами восстановить индустриальную мощь.

- Да, человек так устроен, что ему нужен дом. Всю жизнь мы строим свой Дом счастья. Родившись, получаем фундамент в виде самых близких, родных. Он бывает разный. У каждого – свой. Затем пытаемся самостоятельно строить стены. Кто по уму, кто – по ощущениям. Пытаемся зацементировать свое строение любовью, семьей.

Иногда получается… А иногда выходит Дом ужаса и страха, где людям ни холодно, ни жарко. И все друг другу чужие. Под открытым небом лучше. Кажется, что в своем доме ты еще так и не пожил….
Василий Александрович Сухомлинский, великий советский педагог сказал: "Вдумайся, сын, в цель нашего коммунистического строительства

- Во имя чего мы трудимся, ставим целии достигаем их? Во имя счастья человека на нашей земле! Строить по кирпичику (своими знаниями, усердием, талантом) свою жизнь – значит создавать надежный Дом счастья каждой семье нашей Родины!

- Заполните листы самоанализа и со звонком положите мне на парту.
- Хочется думать, что время, прожитое совместно последние 40 минут, было не потеряно. Спасибо за работу!

Размер:
66.92 Kb
Скачали:
17