Конспект дистанционного урока русского языка для ученика с ОВЗ 10 класс "Повторение орфографии, пунктуации"

Цели:

  • организовать деятельность по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
  • создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ;
  • способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.

Тип урока: дистанционный, повторительно-обобщающий урок.

Ход урока

Учитель: Проверка домашнего задания. Сумел ли различить по значению слова в предложениях.
Ученик: Да, я разобрался. Оказалось, что в предложении "Не перестанешь же водить КОМПАНИЮ со своими писателями и актёрами. В слове компания я написал через О, так как от значения группа лиц, друзья.
Учитель: Правильно. А во втором предложении.

Ученик: В предложении "Будучи недурным фронтовым генералом, он плохо разбирался в планах КАМПАНИИ", слово КАМПАНИИ написал через А, так как здесь значение военные действия.
Учитель: Хорошо. Каким словарём ты воспользовался, чтобы не ошибиться в написании этих слов?
Ученик: Словарём русского языка под редакцией Ожегова.

Учитель: Замечательно. Сегодня мы обобщим знания лексико-фразеологических языковых единиц - это тема нашего урока, обобщать будем на основе предложения, которое запиши: В хрустальные, овеянные тёплой прохладой, дни бабьего лета деревья были словно из золота на тёмно-синем небе.
Учитель: Рома, объясни орфограммы.

Ученик: Слово овеянные – причастие страдательное прошедшего времени от глагола овеять, написал удвоенную букву Н, гласная О в начале слова.
Прохладой - гласная о.
- Нет приставки пра, бабьего - разделительный мягкий знак; как и в слове деревья, в котором безударная гласная е проверяется ударением: в сравнительном союзе СЛОВНО на конце О; золота - оло; в слове тёмно - синем написание через дефис, оттенок цвета.

Учитель: Существительное прохладой - было заимствовано из старославянского, в котором образовано от глагола прохладити – "сделать холодным"", восходящего к той же основе, что и холод. Рома, назови из предложения слова в прямом значении
Ученик: Думаю, что это слова овеянный, дни, деревья, на тёмно- синем небе

Учитель: Слова, которые ты назвал являются исконно- русскими, общеупотребительными, Рома, сможешь назвать слова из этого предложения в переносном значении?
Ученик: Попробую. Думаю, что это хрустальные, деревья словно из золота.
Учитель: Рома, прокомментируй эти примеры.

Ученик: хрустальные значит ясные, а деревья словно из золота – сравнение, то что имеет большую ценность.
Учитель: Хорошо, слово хрустальные – эпитет, является многозначным, в прямом значении оно обозначает " состоящий из хрусталя", то есть стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света, а в качестве контекстуального антонима можно использовать какое выражение?

Ученик: Наверное, пасмурные дни.
Учитель: Правильно, Рома, приведи синонимичное сочетание к сравнению деревья словно из золота
Ученик: Пышное убранство деревьев.

Учитель: Рома, я обращаю твоё внимание на оксюморон – тёплая прохлада и фразеологизм бабье лето.
- Как ты понимаешь значение фразеологизма бабье лето?
Ученик: Думаю, что тёплые дни ранней осени. А вот почему назвали так?

Учитель: фразеологизм "бабье лето" - в старину в период после завершения летней страды женщины могли позволить себе отдых, вот поэтому период стали так называть. Есть другая версия, что словосочетание в старину имело смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду.

Бабье лето – это резкое потепление после первых осенних прохладных дней, наступающее в середине-конце сентября. Нередко этот период длится несколько недель. Это исконно русский фразеологизм, принадлежит к активному запасу, общеупотребительный, стилистически нейтральный

Учитель: Есть ли знаки препинания в этом предложении?
Ученик: В хрустальные, овеянные тёплой прохладой, дни бабьего лета деревья были словно из золота на тёмно-синем небе.
Учитель: Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Докажем, что это причастный оборот. Для этого выпустим его из контекста предложения, если смысл не поменялся, то знаки препинания поставлены правильно. Слушай. Тебе понятен смысл? Информация искажена? Поэтому нужны 2 запятые.

Учитель: Можно ли это предложение назвать текстом?
Ученик: Нет, так как текст - это набор предложений, чтобы выразить некий смысл.
Учитель: Действительно, должно быть ещё несколько предложений, чтобы мы могли назвать текстом. Рома, а что бы ты добавил к этому предложению?

Ученик: Я бы сказал, что моё любимое время года - это осень. Осень – это начало учебного года для школьников и студентов, а для взрослых людей – возвращение к работе после отпуска. Рассказал бы о листопаде, красках осени, о многом .

Учитель: Поэтому домашнее задание будет у тебя именно продолжить предложение, составив текст, к тексту тезисы, справочную и рекомендательную аннотации.
- Вопросы по уроку есть?
Ученик: Нет, мне всё понятно.
Учитель: Урок окончен, всего доброго!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!