Конструкт урока русского языка 10 класс: Официально-деловой стиль речи

Цель: изучить особенности официально-делового стиля письменной речи.

Оборудование: видео об официально-деловом стиле, раздаточный материал, тесты, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Этапы, цель

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент

Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме.

- проверка готовности к занятию (наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей); 

- эмоциональный настрой обучающихся на серьезную работу, концентрация внимания на учебных задачах и цели урока.

 

обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, осознают необходимость взаимного сотрудничества

Мотивация учебной деятельности

 

Вчера мы получили письмо, но распечатывать его не стали, так как адресовано оно вам, учащимся 10 класса. Оказывается, это письмо пришло из организационного комитета «Россия-2018» и ФИФА. Вы не будете возражать, если мы распечатаем его вместе с вами? Интересно, что здесь?

– Ребята, заинтересовало вас данное письмо? Хотелось бы вам принять участие в организации и проведении ЧМ по футболу 2018? Всё вам понятно в письме?

- высказывают предположения, аргументируют свою позицию.

 

Ученик: Нет, не всё. Кто такие волонтёры?

Волонтёр – лицо, добровольно поступившее на военную службу, доброволец).

Целеполагание

Обучающиеся должны сформулировать цель урока

Учитель: Каким образом мы с вами можем откликнуться на данное письмо?

Учитель: Какой характер имеет информация письма?

Учитель: Таким образом, разговор сегодня пойдёт о чём?

Учитель: Как вы понимаете, для установления деловых связей с комитетом «Россия-2018» и ФИФА нам необходимо на уроке заняться чем?

Ученик: Написать письмо о себе.

Ученик: Деловой.

Ученик: Об официально-деловом стиле речи.

Запись даты и темы урока

Ученик: Грамотно научиться составлять деловые бумаги, повторить и закрепить особенности официально делового стиля.

Первичная проверка понимания

Организация аналитической деятельности обучающихся, корректирование и дополнение их ответов в процессе работы

Мы продолжим работу по одному из функциональных стилей речи – официально-деловому. Прежде, чем мы с вами займёмся составлением деловых бумаг, вспомните особенности официально-делового стиля.

Какова основная функция и назначение официально-делового стиля?  

Каковы жанры официально-делового стиля?

Каковы языковые средства? 

 

Обучающиеся могут выделить следующие стилеобразующие черты:

точность, логичность, однозначность, отсутствие оценочной и эмоциональной лексики, использование нейтральной и официально-деловой лексики, использование СП и т.д.

Обучающиеся могут назвать следующие жанры: доверенность, заявление, объяснительная, резюме, характеристика, договор, устав, приказ.

Первичное закрепление

 

- организация работы, направленной на закрепление полученных знаний, активизация творческого потенциала обучающихся

Учитель: Какие жанры вы бы использовали сегодня для составления деловых бумаг?

Каким должен быть стиль одежды волонтёра во время проведения ЧМ? Аргументируйте свой выбор.

Учитель: Какой жанр делового стиля считается наиболее эффективным на рынке труда?

Учитель: Резюме – один из самых  эффективных средств саморекламы. Основная цель – заинтересовать собой руководителя фирмы (предприятия), произвести благоприятное впечатление, побудить его пригласить вас на собеседование, конечная цель – получение работы.

Составим резюме для работы волонтером.

Деловые бумаги составлены, будем считать, что первый шаг к достижению цели мы с вами сделали. Но не будем забывать русскую пословицу, которая гласит: «По одёжке встречают и только потом по уму провожают». Сейчас мы увидим с вами, как может выглядеть волонтёр во время проведения ЧМ.

осуществляют работу над творческим заданием, осознают необходимость взаимного сотрудничества в ходе парной работы.

Ученик: Автобиографию, деловое письмо, резюме.

 

Ученик: Наверное, резюме.

  

 

Учащиеся отдали предпочтение спортивному стилю одежды)

 

Подведение итогов урока. Этап рефлексии

Цель: проверка сформированности   общеучебных умений и навыков.

Критерии оценки теста:

5 - 0 ошибок

4 - 1 ошибка

3 - 2 ошибки

 

Учитель: Вот и подошёл к концу наш разговор об официально – деловом стиле речи. За короткое время мы с вами выполнили большой объём работы, а именно какой?

Учитель: Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.                                                                

Игра «Кто станет волонтером?» 

Я благодарю всех за участие в нашем сегодняшнем разговоре. Надеюсь, что знания, полученные на уроке, приобретут практическую направленность, помогут вам найти своё место в этом непростом, современном мире. Хочется верить, что удача вам улыбнётся, и кто-нибудь из вас станет волонтёром.

Ученик: Повторили и закрепили знания об официально – деловом стиле речи, научились составлять частные деловые бумаги, соблюдая особенности  их оформления, создали образ волонтёра.

Формирующее оценивание

Домашнее задание (по выбору учащихся)

Закрепление изученного

Учитель: Одним из основных способов коммуникации в официально-деловой сфере является деловая переписка. В последние годы активно увеличивается количество нерегламентированных деловых писем. Выявите особенности данного жанра официально-делового стиля и напишите ответ в жанре нерегламентированного делового письма в оргкомитет от учащихся. Напишите статью для одной из страниц школьной газеты «Школьная идея» «Официально-деловой стиль письменной речи в современной школе».

Составьте для одноклассников тест по теме: «Официально-деловой стиль письменной речи».

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!