Цель: изучить особенности официально-делового стиля письменной речи.
Оборудование: видео об официально-деловом стиле, раздаточный материал, тесты, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
Этапы, цель |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Организационный момент Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме. |
- проверка готовности к занятию (наличие тетрадей, учебников, письменных принадлежностей); - эмоциональный настрой обучающихся на серьезную работу, концентрация внимания на учебных задачах и цели урока.
|
обучающиеся демонстрируют готовность к уроку, осознают необходимость взаимного сотрудничества |
Мотивация учебной деятельности
|
Вчера мы получили письмо, но распечатывать его не стали, так как адресовано оно вам, учащимся 10 класса. Оказывается, это письмо пришло из организационного комитета «Россия-2018» и ФИФА. Вы не будете возражать, если мы распечатаем его вместе с вами? Интересно, что здесь? – Ребята, заинтересовало вас данное письмо? Хотелось бы вам принять участие в организации и проведении ЧМ по футболу 2018? Всё вам понятно в письме? |
- высказывают предположения, аргументируют свою позицию.
Ученик: Нет, не всё. Кто такие волонтёры? Волонтёр – лицо, добровольно поступившее на военную службу, доброволец). |
Целеполагание Обучающиеся должны сформулировать цель урока |
Учитель: Каким образом мы с вами можем откликнуться на данное письмо? Учитель: Какой характер имеет информация письма? Учитель: Таким образом, разговор сегодня пойдёт о чём? Учитель: Как вы понимаете, для установления деловых связей с комитетом «Россия-2018» и ФИФА нам необходимо на уроке заняться чем? |
Ученик: Написать письмо о себе. Ученик: Деловой. Ученик: Об официально-деловом стиле речи. Запись даты и темы урока Ученик: Грамотно научиться составлять деловые бумаги, повторить и закрепить особенности официально делового стиля. |
Первичная проверка понимания |
Организация аналитической деятельности обучающихся, корректирование и дополнение их ответов в процессе работы Мы продолжим работу по одному из функциональных стилей речи – официально-деловому. Прежде, чем мы с вами займёмся составлением деловых бумаг, вспомните особенности официально-делового стиля. Какова основная функция и назначение официально-делового стиля? Каковы жанры официально-делового стиля? Каковы языковые средства?
|
Обучающиеся могут выделить следующие стилеобразующие черты: точность, логичность, однозначность, отсутствие оценочной и эмоциональной лексики, использование нейтральной и официально-деловой лексики, использование СП и т.д. Обучающиеся могут назвать следующие жанры: доверенность, заявление, объяснительная, резюме, характеристика, договор, устав, приказ. |
Первичное закрепление
|
- организация работы, направленной на закрепление полученных знаний, активизация творческого потенциала обучающихся Учитель: Какие жанры вы бы использовали сегодня для составления деловых бумаг? Каким должен быть стиль одежды волонтёра во время проведения ЧМ? Аргументируйте свой выбор. Учитель: Какой жанр делового стиля считается наиболее эффективным на рынке труда? Учитель: Резюме – один из самых эффективных средств саморекламы. Основная цель – заинтересовать собой руководителя фирмы (предприятия), произвести благоприятное впечатление, побудить его пригласить вас на собеседование, конечная цель – получение работы. Составим резюме для работы волонтером. Деловые бумаги составлены, будем считать, что первый шаг к достижению цели мы с вами сделали. Но не будем забывать русскую пословицу, которая гласит: «По одёжке встречают и только потом по уму провожают». Сейчас мы увидим с вами, как может выглядеть волонтёр во время проведения ЧМ. |
осуществляют работу над творческим заданием, осознают необходимость взаимного сотрудничества в ходе парной работы. Ученик: Автобиографию, деловое письмо, резюме.
Ученик: Наверное, резюме.
Учащиеся отдали предпочтение спортивному стилю одежды)
|
Подведение итогов урока. Этап рефлексии Цель: проверка сформированности общеучебных умений и навыков. Критерии оценки теста: 5 - 0 ошибок 4 - 1 ошибка 3 - 2 ошибки
|
Учитель: Вот и подошёл к концу наш разговор об официально – деловом стиле речи. За короткое время мы с вами выполнили большой объём работы, а именно какой? Учитель: Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок. Игра «Кто станет волонтером?» Я благодарю всех за участие в нашем сегодняшнем разговоре. Надеюсь, что знания, полученные на уроке, приобретут практическую направленность, помогут вам найти своё место в этом непростом, современном мире. Хочется верить, что удача вам улыбнётся, и кто-нибудь из вас станет волонтёром. |
Ученик: Повторили и закрепили знания об официально – деловом стиле речи, научились составлять частные деловые бумаги, соблюдая особенности их оформления, создали образ волонтёра. Формирующее оценивание |
Домашнее задание (по выбору учащихся) Закрепление изученного |
Учитель: Одним из основных способов коммуникации в официально-деловой сфере является деловая переписка. В последние годы активно увеличивается количество нерегламентированных деловых писем. Выявите особенности данного жанра официально-делового стиля и напишите ответ в жанре нерегламентированного делового письма в оргкомитет от учащихся. Напишите статью для одной из страниц школьной газеты «Школьная идея» «Официально-деловой стиль письменной речи в современной школе». Составьте для одноклассников тест по теме: «Официально-деловой стиль письменной речи». |
|