Конспект урока русского языка 7 класс "Слитное, раздельное и дефисное написание наречий"

Цели урока:

  • повторить наречие как часть речи, формировать представление о слитном, раздельном и дефисном написании наречий;
  • развивать умение писать и объяснять написание наречий в соответствии с изученными правилами, проводить частичный морфемный анализ, синтаксический и морфологический; проводить орфографические и пунктуационные разборы;
  • формировать навык грамотного письма: правописание словарных слов, повторить орфограммы - Н и НН в прилагательных, безударных гласных в корне, повторить пунктограммы.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите все, пожалуйста, на меня, друг на друга, улыбнулись, глубоко вздохнули, настроились на плодотворную работу! Садитесь.

Целеполагание

- Сегодня мы с вами будем разбирать очень необычную тему - "Слитное, раздельное и дефисное написание наречий".
- Но прежде чем погрузиться в нашу тему, закройте на мгновение глаза и… представьте: вы в лесу. Вы идете по лесной дорожке, и вдруг... дорогу перегородил большой камень: не пройдешь и не проедешь!

- Знаете, как он называется? (Камень преткновения)
- А почему он так называется кто-нибудь знает? (ответы учащихя)

Камень преткновения (лат. petra scandali) - крылатое выражение, обозначающее препятствие на пути к достижению какой-то цели или решению какой-либо задачи

- На уроке по пути к нашей цели – новым знаниям – мы встретим много таких камней, но я уверена, что вы все сможете их преодолеть!
- Но наш урок будет иметь не только тему, но и название. А название будет такое: "В поисках истины"
- Посмотрите внимательно на тему и скажите: Какова же будет цель нашего урока и, как вы думаете, в чем мы будем искать истину?

- А истину мы будем искать в том, как же научиться правильно писать наречия.
- Это и будет цель нашего урока!
- Запишите число, месяц, классная работа и тему нашего урока: "Слитное, раздельное и дефисное написание наречий".

Повторение

Словарно-орфографическая работа

- Но прежде чем искать истину в нашей теме, мы узнаем, что же такое истина.
- Найдите в орфографических словарях слово "Истина". Кто нашел - поднимает руку.
- Как вы понимаете значение этого слова? (Это правда. То, что не требует доказательств)

- Вот какое определение дает школьный толковый словарь русского языка:

  • То, что существует в действительности, отражает действительность; правда.
  • Суждение, утверждение, установленное наукой, проверенное практикой, жизнью.

- Проговорите слово четко, по слогам, а теперь хором. (И-сти-на)
- Запишите его в тетрадочках, мысленно проговаривая по слогам. (учитель записывает на доске)
- Ваня, на какой слог падает ударение? (Ударение падает на 1 слог)

- Подчеркните безударные гласные.
- Ваня, назови их. (2 безударные гласные: и, а)
- Итак, теперь давайте подберем однокоренные слова. (Истинный, истинно)

- Лиза, пойдем к доске, будешь их записывать. Остальные самостоятельно работают в тетрадях
- Коля, будет разбирать первое слово, а Миша - разбирает второе слово. (попутно повторяем орфограмму Н и НН у прилагательных)
- Мы сейчас с вами затронули наречие, так давайте вспомним: Что же такое наречие как часть речи?

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака. Наречия отвечают на вопросы Как? Каким образом? Где? Куда? Когда? Почему? Зачем? Сколько?

Например: идти (Как?) быстро, Увидеть (где?) внизу, приехать (когда?) сегодня.

Поясняя глагол, наречие обозначает признак действия: ярко блестеть.

Присоединяясь к имени прилагательному или наречию, наречия обозначают признак признака: немного грустный, довольно поздно.

Морфологические признаки: не изменяются, некоторые наречия образуют степени сравнения.

Синтаксическая роль: Чаще всего являются обстоятельствами: Солнце жарко пекло землю, реже бывают определениями: Брюки навыпуск. (Какие?)

- Итак, мы попутно вспомнили, что же такое наречие, а теперь возвращаемся к нашему словарному слову, нам осталось составить словосочетания с этим словом.
- И подберем слово - синоним к каждому слову.
- Мы с вами вспомнили, что такое наречие, а теперь мы переходим, собственно, к нашей теме.

Объяснение нового материала

Работа со схемами

- Нашу тему мы разобьем на две части: сначала разберем Слитное и раздельное написание наречий, а потом Дефисное написание. (У каждого на столе лежит схема, которую мы потихоньку начнем разбирать)

- Слитное и раздельное написание наречий – это одна из самых сложных тем в орфографии, но вы не пугайтесь, мы потихонечку будем в ней разбираться.
- Во-первых, мы должны определить, от какой части речи наречие образовано?
- Первыми мы разберем наречия, образованные от прилагательных. Внимание на слайд. (Ученики читают правило)

- Далее мы разберем наречия, образованные от числительных. Затем наречия, образованные от местоимений.
- Далее наречия, образованные от наречий. И, наконец, мы перешли к наречиям, образованных от существительных.
- Чтобы дополнить всю картину по этой группе наречий, откройте учебник на стр. 26 и давайте прочитаем правило, которое там дано. (читают правило)

- А теперь мы переходим ко второй части нашей темы - "Дефисное написание наречий".
- Итак, мы с вами повторили, что такое наречие, разобрали схемы правописания наречий. Понятно, что с первого раза запомнить это все тяжело, однако давайте попробуем выполнить упражнение.

Закрепление

- Открывам упражнение 530. Вася, прочитай задание. Мы с вами будем работать по вариантам.

  • 1 вариант делает первые 4 предложения.
  • 2 вариант делает с 4 по 8 предложение. (Проверка упражнения)

Речеведческий блок

- О чем данный текст?
- Давайте его озаглавим. (например, Мода античности)
- Определите тип речи текста? (Повествование с элементами описания)
- Задание к тексту: Выпишите наречия, раскрывая скобки, и объясните их написание.

Подведение итогов

- Итак, чем же мы сегодня занимались?
- Какова была наша цель?
- Сегодня мы с вами искали истину в очень непростом вопросе!

- Помните об одном: "На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что ты делаешь, когда по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение на Земле". (Пауло Коэльо "Алхимик")

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!