Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Урок проводится по учебнику для 7-ых классов общеобразовательных учреждений. Москва, - «Просвещение». Авторы учебника: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.Т.
Используемые элементы педагогических технологий: развитие критического мышления, коллективный способ обучения.
Цели урока:
дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме «Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях»;
образовательные цели:
- вспомнить условия написания н-нн в именах прилагательных;
- совместно разработать и научить применять алгоритм различения отглагольных прилагательных от причастий и выбора н-нн;
развивающие цели:
- развитие коммуникативных компетентностей учащихся;
- создание мотивационной основы для изучения русского языка;
воспитательные цели:
- воспитание внимательности, самостоятельности учащихся, чувства ответственности за результат своего труда, воспитание интереса к русскому языку;
- воспитание культуры общения.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, алгоритм, таблицы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию, проверка наличия необходимых принадлежностей к уроку.
2. Мотивация, целеполагание.
- Самая странная, самая загадочная, на мой взгляд, в русском языке буква Н. Она имеет удивительную привычку то удваиваться, то писаться в гордом одиночестве в словах, казалось бы, очень похожих. Нам необходимо раскрыть её тайну, ведь в русском языке так много слов, при написании которых нам приходится отвечать на вопрос: «А сколько Н мне написать в слове и почему?»
- Посмотрите на слова близнецы и сформулируйте тему урока.
- ЗАШТОПАННЫЙ – ШТОПАНЫЙ – ШТОПАННЫЙ цветными нитками
- Запись темы урока
- Итак, мы должны ответить на вопрос: «Что влияет на написание Н – НН в словах?» Что поможет нам ответить на этот вопрос?
- (Должны определить, к какой части речи относится слово, каков его морфемный состав).
Повторение.
- При изучении какой части речи вы уже сталкивались с проблемой выбора Н-НН в слове? (при изучении имени прилагательного).
- Вспомним, от чего зависит выбор Н-НН в именах прилагательных?
(Парная работа у доски)
Поселите примеры в свои домики, графически покажите причину написания Н-НН в прилагательном.
тополиный, искусственный, кожаный, авиационный, свиной, сонный, соколиный, медленный, полотняный, оконный.
- Объясните выбор Н – НН в словах.
- Почему слова стеклянный, оловянный, деревянный не в домиках? (они исключения)
Индивидуальная работа на карточке. Вставить орфограммы, расставить знаки, дать полную характеристику предложения, выполнить синтаксический разбор.
Только когда ты иССледуешЬ какой-нибудь) клочОк родной земли, можешЬ понять, как привязан к каждой весеННей тропинке, стекляННому рОднику и даже роБкому попискиванию лесной пИчуги.
Работа с классом. Словарная диктовка.
Ценная вещь, ветреная погода, ветреная девушка, безветренная (морфемный разбор слова) погода, ветряная мельница, ветряной двигатель (работа с лексическим значением слова), соломенная шляпка, гусиное перо, соляной столб.
- Самопроверка (на слайде).
- Правописание каких слов зависит от их значения?
Объяснение нового материала.
- От какой части речи образовались слова, которые мы поселили в домики?
- (От имён существительных). Это отымённые имена прилагательные.
- А слова-близнецы на доске? (от глагола)
Работа с таблицей.
Сравниваем слова ШТОПАНЫЙ и ЗАШТОПАННЫЙ (носок)
- ШТОПАНЫЙ. От глагола какого вида образовалось это слово? (Несовершенного)
- Вывод. Если слово образовалось от глагола несовершенного вида, то это отглагольное прилагательное, в нём пиши Н
- ЗАШТОПАННЫЙ. От глагола какого вида образовалось это слово?
- Совершенного. Имеет приставку.
- Вывод. Это причастие. Пиши НН.
- ШТОПАННЫЙ (кем?) мамой носок. Чем это слово отличается от предыдущих? (Имеет зависимое слово)
- Вывод. Это причастие. Пиши НН.
МАРИНОВАННЫЕ огурцы. Слово образовалось от глагола с суффиксом -ова- ева-
- Вывод. Если слово образовалось от глагола с суффиксом -ова- ева, в нём пишется НН.
- Погода днём была ветрена.
- Находим грамматическую основу. Какой частью речи является слово ВЕТРЕНА и почему в нём Н?
- Это краткое прилагательное. Краткая форма у прилагательных пишется как полная.
- Книга мной была не ПРОЧИТАНА.
- Находим основу. Это краткое причастие.
- Вывод. Краткие причастия пишутся только с Н.
Постепенно вместе заполнили таблицу. Как мы решали проблему выбора Н-НН в словах.
- Записываем алгоритм работы. У каждого на парте «скелет» алгоритма. Заполняем его вместе.
Помни слова-исключения:
ЖЕЛАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, СМЫШЛЁНЫЙ, РЯЖЕНЫЙ.
- Придумать и записать по 1 словосочетанию с ними.
- Читаем теорию из учебника.
Закрепление изученного.
- Упражнение № 123. Работа по алгоритму. Вставляем и объясняем пропущенную орфограмму
- Работа в разноуровневых группах.
1 группа.
Осень – капустная пора. Из одного и того же продукта можно приготовить множество блюд. Что, например, можно приготовить из капусты?
варёНая КАПУСТА тушёНая
солёНая мариноваННая
квашеНая жареНая
- Слова каких частей речи написаны? Объясните написание Н-НН.
- Можно ли изменить написание слов, не меняя самого блюда?
2 группа.
Вставьте пропушенные буквы, сверьте с «ключом», объясните написание.
Салат из кваше…ой капусты, солё…ые баклажаны, мороже…ое мясо, тушё…ый картофель с копчё…ой грудинкой, компот из сушё…ых фруктов, быстрозамороже…ая фасоль; утка, фарширова…ая яблоками, с лимо…ым соусом, печё…ые яблоки.
Рыба, жаре…ая в тесте, рубле…ая сельдь, голубцы с варё…ым мясом и морковью, газирова…ый напиток, поджаре…ые куриные окорочка; яйца, варё…ые вкрутую.
3 группа.
- Упражнение № 119
Проверка.
От 1 группы выступает 1 учащийся, 2 группа анализирует ответ , разбирает допущенные ошибки, работу 3 группы проверяет учитель.
Выборочно-объяснительный диктант.
Званый обед.
Сначала были поданы закуски: иссиня-чёрная икра, разрисованная сливочным маслом, разделанным под цветы; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры, прослоенные луком; омары, сваренные в солёном растворе; селёдка, распластанная на длинном серебряном лотке; заливной поросёнок, разрезанный на порции и снова сложенный; прожаренная тёмно-коричневая глухарка. Весь стол был похож на яркую разноцветную клумбу. Затем по традиции шёл бульон со слоеными пирожками.
- Взаимопроверка по «ключу».
Вывод. Что влияет на написание Н-НН в словах, образованных от глаголов?
Рефлексия.
- Что нового о написании Н-НН в словах я сегодня узнал?
- Во время практической работы что было особенно сложно?
- Над чем нужно поработать дома, чтобы твёрдо усвоить орфограмму?
Подведение итогов.
Домашнее задание: параграф № 21, упражнение № 125 – на «4» (распределить слова по видам орфограмм); упражнение № 127 – на «5» (заменить отглагольные прилагательные причастиями, составить с ними предложения).